Имена существительные на географической карте. Интегрированный урок-путешествие по географии и русскому языку в 6-м классе

- 15:30ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

 

Ирина КРЮКОВА,
учитель русского языка и литературы,
Светлана МИГАЙ,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 8 г. Светлогорска»,
Гомельская область

 

 

 

Цель: закрепление умений работать с географическими картами; повторение сведений об именах существительных, ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные».

Задачи:

– обучающие: показывать географические объекты на карте, различать географические карты по масштабу, содержанию и охвату территории, определять географические координаты по карте, обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте; актуализация, закрепление и углубление знаний учащихся об именах существительных, пишущихся с большой и маленькой буквы, развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся.

– развивающие: научить применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, максимально используя различные источники знаний, развивать пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение; развивать умение работать с картой и другими источниками информации.

– воспитательные: развивать у учащихся чувства уважения и дружбы; учить самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повышать интерес к изучаемым предметам, побуждать к поиску новых, дополнительных знаний; внимательно относиться к природе, формировать чувство патриотизма, мировоззрение, оценочное суждение.

Оборудование: физическая карта мира, контурные карты, атласы, карточки с заданиями, таблички с названиями островов, презентация.

Эпиграфы урока: «Карта – второй язык географии» (Н.Н.Баранский), «Имя существительное – хлеб языка» (Л.В.Успенский).

Оценочная карта

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний и умений учащихся

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в увлекательное путешествие в страну русского языка и географии. Сейчас вам предстоит самостоятельно определить тему нашего урока.

– Что в переводе означает «география»? (Землеописание.) А кто с древности описывал Землю? (Путешественники.) География – особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдете не только мореплавателей и путешественников, но и пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли.

– Без чего невозможно любое путешествие? (Без карты.) Верно, без карты невозможно совершить путешествие, а значит, изучать географию. Поэтому эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Н.Н.Баранского: «Карта – второй язык географии».

– Но в том, чтобы красочно представить различные природные объекты и явления, как живут люди в разных местах планеты, нам помогает слово. С помощью слов мы можем высказать свои мысли и эмоции. Поэтому вторым эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Л.В.Успенского: «Имя существительное – хлеб языка». С этим высказыванием нельзя не согласиться. Имя существительное – первая и основная часть речи любого языка, потому что даёт название различным предметам, чувствам, явлениям, состояниям. Эта часть речи, можно сказать, – основная краска в палитре речи, и поэтому её роль трудно переоценить. 

Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо собрать рюкзак знаний.

Рюкзак знаний

– В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И… в путь!

Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»:

– Имя существительное – это часть слова? (Нет)
– Имя существительное – это часть речи? (Да)
– Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
– Имя существительное обозначает предмет? (Да)
– Имя существительное отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие? (Нет)
– Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)
– Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (Нет)
– Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (Да)

– Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? Уточните, что мы сложили в рюкзак? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?)

– А теперь давайте добавим в рюкзак знания по географии.

1. Что такое географическая карта?
2. Для чего служат географические карты? Какое значение они имеют в жизни и хозяйственной деятельности человека?
3. А можем ли мы увидеть имена существительные на географической карте? Одни из них пишутся с маленькой буквы, другие – с большой.

– Тема нашего урока: «Имена существительные на географической карте» (записать в тетради).

Наше путешествие по карте будет проходить по маршруту:

1. Остров Имен Существительных.
2. Гора Географических Рекордов. Географический диктант «Самое-самое».
3. Материк Любознательных.
4. Страна Высочайших горных систем.
5. Пролив Занимательной картографии.
6. Край Синеокий.
7. Берег Республика Беларусь.
8. Станция «Путаница».
9. Причал «Патриотический».

– У вас на парте лежит маршрутный оценочный лист, куда вы будете заносить баллы за прохождение маршрута. В конце урока каждый посчитает сумму баллов и получит отметку по русскому языку и географии.

 

III Изучение нового материала

Остров Имен Существительных

– Первым посетим остров Имен Существительных.

Перед вами группа слов, запишите их в тетради, вставив пропущенные буквы. (Записывают).

Гренландия, остров, полуостров, выр..стить, горы, Гималаи, рассч..тывать, з..лив, Аравийский, р..внина, Бенгальский, Амазонская.

– Назовите среди них имена существительные. Вы обратили внимание, что некоторые из них пишутся с большой буквы, а другие – с маленькой?

Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных. Деревьев много, и они различны, но все-таки о каждом мы говорим – это дерево. Так, словом «книга» мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами.

Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными. Назовите нарицательные существительные. 

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. Так же и с другими предметами. Например, мы знаем, что из всех рек, впадающих в Азовское море, река с названием Дон – самая большая.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными. 

Все объекты, которые мы сегодня будем встречать в путешествии – это и есть имена существительные, нарицательные и собственные.

 

Гора Географических рекордов

– Мы продолжаем наше путешествие и поднимаемся на гору Географических рекордов, где закрепим «Самое-самое…на карте».

Откройте контурные карты на с.__. Вы должны отметить цифрой место на карте, где находится «рекорд» с острова Имен Существительных.

Географический диктант «Самое-самое» (5 баллов):

1. Самый большой остров. (Гренландия)
2. Самый большой полуостров. (Аравийский)
3. Самые высокие горы. (Гималаи)
4. Самый крупный залив. (Бенгальский)
5. Самая крупная равнина. (Амазонская)

Взаимопроверка.

 

Страна Высочайших горных систем

– Ребята, вспомните, а как изображаются на картах все неровности земной поверхности?

– Как они называются одним словом?

– Какие основные формы рельефа существуют на суше?

– Как они изображаются на карте?

– Что называют горой?

– Какими бывают горы по высоте?

– А теперь посмотрите на слайд «Третий – лишний». Выберите лишнее и объясните свой выбор:

Анды, Кордильеры, Большой Водораздельный хребет;
Альпы, Уральские горы, Гималаи.

– Какие горы являются высочайшими?

– А какая вершина самая высокая?

– На каком материке они находятся?

 

IV Закрепление материала

– А в Евразии живут очень любознательные ребята. И следующим пунктом нашего маршрута будет материк Любознательных.

 

Материк Любознательных

– Русский термин «нарицательный» образовался от старославянского слова нарицати – «называть». Им в первой грамматике XVII века Мелетия Смотрицкого обозначались «назывные, обыкновенные, обычные» существительные. Слово «нарицати», в свою очередь, произошло от «рицати» – говорить, а это слово образовалось от древнеславянского слова «речи». Очень часто в старых свитках встречается фраза «я реку», т.е. «я говорю». Нарицательные имена существительные – это обобщенные названия однородных предметов. Например: ученик, учитель, привидение, сущность, цветок, дерево и т.п.

Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «своё», «личное», «себе принадлежащее», а также «особенность, лицо». Собственное имя – это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

 

Физкультминутка

Мы с вами, ребята, хорошо поработали, а теперь, как настоящие путешественники, можем остановиться на привал, отдохнуть и немножечко размяться.

Во многих странах мира существуют свои формы приветствия при встрече. Одни люди приветствуют друг друга словами, другие – жестами. Давайте мы их разучим. Например:

– в Беларуси принято пожимать руку;
– в Италии – горячо обниматься;
– в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
– в Зимбабве – тереться спинами;
– в Японии – кланяться друг другу;
– у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; в) толкнуть бедром.

 

Пролив Занимательной картографии

– Наше путешествие продолжается, и вот перед нами Пролив Занимательной картографии.

– Вспомните, ребята, каким образом путешественники могут узнавать свое местоположение в открытом океане?

– Что передают с корабля, который терпит бедствие, вместе с сигналом «SOS»?

– Что было указано на листке бумаги, запечатанном в бутылке, в романе Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (Географические координаты – широта и долгота.)

Откройте, атласы на с. 8–9 и определите по физической карте полушарий географические объекты (кто первым определит и покажет объект на карте, зарабатывает 2 балла).

Задания по определению объектов на физической карте полушарий:

1) 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш., 91° з.д. Как он называется и в каком океане находится? (о. Петра 1, Тихий океан.)

2) На большом острове водятся самые маленькие полуобезьянки-лемуры, длина их тела 12 см. Координаты центральной части острова – 19° ю.ш., 47° в.д. Определите остров и в каком океане он находится? (о. Мадагаскар, Индийский океан.)

3) Один из героев Ж.Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке – 64° с.ш., 21° з.д. Определите, как называется вулкан и на каком материке он находится? (вулкан Котопахи, Южная Америка.)

4) В 1856 году английский путешественник Д.Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его по координатам – 19° ю.ш., 26° в.д. На каком материке он находится? (водопад Виктория, Африка.)

5) Эту страну называют синеокой, потому что в ней более 13 тысяч рек и озер изумительной красоты. Определите столицу этой страны по координатам – 54° с.ш., 28° в.д. Что это за страна? В какой части света она находится? (Минск, Европа.)

 

Край Синеокий

Мы прибыли в край Синеокий.

– А какое озеро является визитной карточкой нашей страны? (Нарочь.)

Сейчас мы с вами поработаем по тексту, который так и называется «Озеро Нарочь». Просмотр видео про Нарочь.

Озеро (Н,н)арочь

Озеро (Н,н)арочь находит..ся на северо-западе М(м)инской области. Оно являет..ся одним из самых любимых мест отдыха у белорусов. На берегах (Н,н)арочи распол..гаются санатории, дома отдыха, знаменитый де..ский лагерь З(з)убрёнок. Многочисленных туристов пр..влекает сюда живописная пр..рода: прозрачная вода, пе..чаные пляжи, прекрас..ные сосновые леса и огромное ко..ичество птиц и рыб. Стоит посетить озеро (Н,н)арочь, чтобы своими глазами увидеть его чудеса.

– Действительно, «Имя существительное – хлеб языка». Обратите внимание, слов какой части речи больше в тексте? (Существительных.) Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40 % всех слов в русском языке – имена существительные.

 

Берег Республика Беларусь (5 баллов)

– А какие важные природные объекты есть еще в нашей стране? Давайте определим их по физической карте Беларуси и нанесем на контурную карту. Откройте атлас на с. 32, контурную карту на с. 24.

 

V Обобщение и систематизация знаний и умений

Станция «Путаница»

У нас перепутались собственные и нарицательные имена существительные. Давайте исправим эту путаницу.

река                               (Г,г)омель
озёра                             (Б,б)еловежская пуща
город                             (П,п)олесская
национальный парк     (Б,б)раславские
низменность                 (Б,б)ерезина

 

VI Подведение итогов

«Свободный микрофон»

– Подходит к концу наше путешествие. Ребята, давайте еще раз вернемся к эпиграфам нашего урока. Объясните, как вы их понимаете. (Без карты мы не смогли бы изучать географию, карта о многом рассказывает, зовет в неведомые дали, путешествия. А имена существительные называют все предметы и явления, которые существую вокруг нас.)

– Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Какое у вас сейчас настроение?

 

VII Выставление оценок

– Посчитайте суммы баллов по каждому предмету и запишите в графу «Итого».

 

VIII Домашнее задание

География: выучить рекорды Беларуси на форзаце учебника, к/к с. 24;

Русский язык: § 28, упр. 217, составить анкету вашего места жительства.

 

ІХ Рефлексия

Причал «Патриотический»

– После путешествия всегда приятно вернуться домой. Ребята, скажите, а какой цветок является символом Беларуси? (Василек.)

Василек символизирует родину и лучшие качества белорусов – душевность, гостеприимство, скромность, дружелюбие и надежность. Этот цветок можно увидеть на национальном орнаменте. Давайте прикрепим его на то место на карте Беларуси, где вы хотели бы побывать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий