Материалы к уроку географии по теме «Международное географическое разделение труда». 10-й класс

- 10:06ГЕОГРАФИЯ, География. Материалы к урокам, Методичка

Тема «Международное географическое разделение труда» сложна для учащихся. Сложный материал можно сделать более доступным, если включить в  урок игровые приемы.

 

Оксана ПЕТРОВА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 30 г. Витебска»

 

 

 

 

 

 

 

Для каждого учителя важно, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися для детей. Поэтому свою задачу как учителя географии я вижу не в транслировании информации, а в формировании у учащихся географического мышления. На каждом уроке дети должны познавать, думать и анализировать. Только осознанное восприятие учебного материала расширяет кругозор, способствует формированию личности учащегося – идейно-нравственных, культурных, этических принципов – главной цели географического образования.

 

Предлагаю материалы для различных этапов урока по теме «Международное географическое разделение труда».

 

Этап проверки домашнего задания

Тестовая экспресс-диагностика по теме «Мировая экономика»

1. В развитии мирового хозяйства выделяют число этапов:

А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.

2. В отраслевой структуре развитых стран преобладает доля:

А) промышленности;
Б) сферы услуг;
В) сельского хозяйства;
Г) отрасли находятся в равных долях.

3. Критерий деления групп стран в многочленной модели:

А) валовой мировой продукт;
Б) ВВП;
В) ВВП на душу населения;
Г) ВВП по ППС (паритет покупательской способности).

4. Для постиндустриальной стадии развития мирового хозяйства НЕ характерно:

А) установление экологического контроля;
Б) развитие наукоёмких производств;
В) механизация и автоматизация труда;
Г) преобладание работников умственного труда.

5. Постиндустриальный центр, интегрированный в мировое хозяйство и являющийся важным элементом мировой экономической системы, – это:

А) глобальный город;
Б) мегасити;
В) мегаполис;
Г) агломерация.

 

Этап объяснения нового материала

1. Можно включить в этап просмотр мультфильма о разделении труда в пчелиной семье.

2. Разобрать примеры из истории МРТ:

– между мужчиной и женщиной;
– по возрасту;
– между племенами;
– между городским и сельским населением;
– между странами.

3. Факторы, влияющие на развитие географического разделения труда (факторы даны в таблице, необходимо выбрать из предложенных примеров те, которые подходят для данных факторов):

а) различия исторического развития;
б) различия в природных условиях;
в) различия количества научных открытий;
г) различия географического положения страны;
д) неравномерность в обеспечении природными ресурсами;
е) разный уровень развития технологий;
ж) различия производственных традиций и традиций внешнеэкономических связей;
з) различия в экономическом развитии;
и) различия в размерах территории и ее конфигурации;
к) различия в численности населения и составе трудовых ресурсов;
л) различия в структуре хозяйства.

Факторы

Примеры

Природно-географический

Б, Д

Экономико-географический

Г, И

Результат научно-технической революции

В, Е

Социально-экономический, социально-политический

А, Ж, З, К, Л

4.  Исторические типы международного географического разделения труда

Условия специализации:

– производство определенной продукции дешевле, чем в других странах;
– наличие ресурсов;
– производится продукции больше, чем нужно стране;
– данная продукция нужна другим странам.

 

Исторические типы МГРТ

Исторические
типы МГРТ

Страны

Продукция

Общее

Кения, Шри-Ланка
Чили
Катар, Иран
Китай
Республика Корея

Чай
Медная руда
Природный газ
Чугун и сталь
Автомобили, бытовая техника и электроника

Частное

Япония
Германия
Франция
Индия
Швейцария

Судостроение, автомобилестроение, робототехника
Производство автомобилей, продукция химической промышленности.
Продукция аэрокосмической отрасли, парфюмерная индустрия.
Производство чугуна, стали и фармацевтики
Банковские услуги

Единичное

США
Германия, Швейцария
Малайзия, Индонезия

Программное обеспечение
Научные разработки в области фармацевтики
Сборка микроэлектроники и бытовой техники

 

Кооперирование – это форма разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но связанных между собой процессах производства.

Например, автомобилестроение: дизайн автомобиля – Италия; разработка двигателя и производства комплектующих – Германия, сборка – Бразилия, Турция, Мексика, Вьетнам, Польша, Венгрия. Как вы думаете, почему такое разделение труда в автомобилестроении? (Более дешевая рабочая сила.)

 

Этап закрепления материала

Игра «Кот в мешке»

1) Этот фрукт выращивают во многих тропических и субтропических районах (США, Бразилия, Африка, Израиль). Урожай: 150–200 кг плодов с дерева.

2) Фрукт относят к семейству Лавровых.

3) В 1998 году этот фрукт внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый питательный фрукт с высокой калорийностью – до 212 килокалорий на 100 граммов продукта.

Ответ: авокадо.

 

1) Это растение относится к роду семейства Мальвовые. Древесные и травянистые, многолетние, двулетние и однолетние растения, происходящие из тропических и субтропических районов Азии, Америки, Африки и Австралии.

2) Обладает следующими свойствами: хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость, хорошая прочность на разрыв, стоек к высоким температурам (до 150 С°), стоек к органическим растворителям (спирт, уксусная кислота, муравьиная кислота), хорошая окрашиваемость.

3) То, что находится в черном мешке, можно использовать как перевязочный материал.

Ответ: вата (хлопок).

 

1) Эта продукция производится в г. Жодино.

2) Она экспортируется почти в 80 стран мира.

3) Эту продукцию занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой продукт в мире в этой серии.

Ответ: cамосвал Белаз

 

Игра «Угадай, кто я» 

1) Эта страна находится на материке Евразия, часть света – Европа, граничит с пятью странами.

2) Добываемые полезные ископаемые: доломит, калийная и поваренная соли.

3) Это страна миролюбивая, синеокая, любимая.

Ответ: Республика Беларусь.

 

Задание. Соотнести марку легкового автомобиля и страну страна. (Приложение)

Страна

Марка автомобиля

 

 

 

Этап рефлексии

У каждого на рабочем месте прикреплены стикеры трех цветов (красный, желтый, зеленый). Учащимся необходимо выбрать стикер, который соответствует их настроению на уроке и на каждом стикере написать, что нового и интересного им запомнилось на уроке, а затем прикрепить свой стикер на земной шар (земной шар рисуется на ватмане и крепится на доске).

 

Этап домашнего задания

§ 15, ответить на вопросы; практическая работа с. 107 (выполнить в тетради);
задание 5 в контурной карте с. 20–21.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий