Для коррекции проблем с дыханием у детей автор разработала специальный комплекс упражнений, который помогает выработать правильную длительность вдоха и выдоха, правильную задержку дыхания.
Анна ОВСЕЙЧИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации г.п. Б.Берестовица»,
Гродненская область
Мой опыт работы в пункте коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста составляет более 10 лет. За этот промежуток времени я убедилась, что дыхательная гимнастика в работе учителя-дефектолога – очень важный аспект. Неправильное дыхание детей вызывает различные речевые нарушения. Например, ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, «захлебываясь», неразборчиво, не проговаривает слова целиком.
Для коррекции проблем с дыханием я разработала специальный комплекс упражнений, который помогает детям выработать правильную длительность вдоха и выдоха, правильную задержку дыхания. Чтобы ребятам было интересно выполнять упражнения, использую игровые элементы.
Упражнение «Буря в стакане»
Стаканчик наполняем мелко нарезанной цветной бумагой и закрываем крышкой с трубочкой для сока. Предлагаем ребенку подуть в трубочку сильно/слабо. Бумага перемещается по стакану. Создается эффект бури, если подуть сильно.
Упражнение «Гребешок у петушка»
На стаканчик надеваем резиновую перчатку и закрепляем. Сбоку вставляем трубочку для сока. Предлагаем ребенку подуть в трубочку. Ребенок дует, перчатка надувается, как гребешок у петушка.
Упражнение «Играем на музыкальных инструментах»
Предлагаем ребенку всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты. Ребенок дует в них.
Упражнение «Фокус»
Вату кладем ребенку на кончик носа. Предлагаем вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть ее с носа (упражнение подготавливает к произношению звука [р]).
Упражнение «Летают бабочки»
Ребенку предлагается подуть на бабочек, закрепленных на ниточках, так, чтобы они «летали».
Упражнение «Кораблики»
Для упражнения нужно взять широкую емкость и заполнить ее водой. На поверхность опускаем бумажные кораблики (это могут быть просто кусочки бумаги). Предлагаем ребенку дуть на «кораблики», чтобы они перемещались по воде (плыли).
Упражнение «Пузырьки»
Один вариант: предлагаем ребенку мыльные пузыри. Он дует, и пузыри летают по комнате.
Другой вариант: в стакан набираем воду. Вставляем трубочку для сока и ребенок дует в нее. Чем длиннее выдох, тем дольше можем наблюдать пузырьки.
Эти игровые дыхательные упражнения не утомляют ребенка и способствуют в игровой форме развивать четкий плавный выдох, который создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи.