Методическая разработка рассчитана на учащихся 7–9-х классов при проведении воспитательных мероприятий профориентационной направленности, классных часов. Важно обучить подростков социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры, помочь понять необходимость и ценность уважительных отношений между людьми. Такие мероприятия помогают познать себя, определить сильные и слабые стороны характера.
Вероника СЕЛИЦКАЯ,
учитель истории
ГУО «Лойковская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область
Цель: обучение подростков социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры, помощь в понимании учащимися важности и ценности отношений между людьми.
Задачи:
– учить реально оценивать себя и других людей;
– развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения;
– познакомить с существующими законами межличностного общения;
– дать практические советы по подготовке себя к будущей профессиональной карьере.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Возраст учащихся: 12–15 лет
Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, прохождение теста, работа в командах.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие мы начнем с игры «Комплимент». Давайте станем в круг. Первый игрок начинает с комплимента своему соседу, и так по кругу далее. Главное условие – комплимент должен начинаться на первую букву имени того человека, которому он адресован.
Учитель: Замечательно! Теперь рассаживаемся по местам. Прежде чем мы начнем наше занятие, предлагаю вам принять некоторые правила.
1. Доверительный стиль общения (нет насмешкам);
2. Общение по принципу «здесь» и «сейчас»;
3. Оцениваем не человека, а действия;
4. Уважение к говорящему (не перебиваем);
5. Активность (работаем, не нарушая цель);
6. Искренность;
7. Говорим за себя.
Учитель: Вы, ребята, находитесь в самом начале, на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Вас волнуют многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, понять себя и свои возможности, занять определенное место в обществе и многие другие. Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких-либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе.
Дейл Карнеги по этому поводу говорил: «Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного». Вы согласны с этим? Аргументируйте. Если не согласны, то почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Словосочетание «успешный человек» появилось сравнительно недавно, но очень прочно вошло в наш обиход. А как вы понимаете смысл этих слов? Поделитесь своими мыслями.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Давайте поговорим об известных людях, которые сами добились своего успеха. Например, Уолт Дисней – выдающийся американский художник, режиссер, продюсер. Доктор изящных искусств, премий «Оскар». Основатель консорциума «Уолт Дисней компани». Гений мультипликации родился в Чикаго, в многодетной семье. Его семья бедствовала, и восьмилетний Уолт стал заниматься доставкой корреспонденции. Позднее он работал подручным рабочим, сторожем и одновременно учился рисовать. Считается, что он обратился к 302 финансистам, прежде чем нашел того, который согласился вложить деньги в его студию. Его целеустремленность, воля к победе, упорство, трудолюбие, вера в успех восхищают многих.
Наверняка, у каждого из вас есть такие люди, которыми вы восхищаетесь?
Учащиеся приводят собственные примеры и аргументируют.
Учитель: А сейчас мы проведем тест. Тест «Капитан своей жизни» поможет понять, на каком пути вы находитесь и как далеко от успеха. Ответы могут быть «Да», «Нет», «Не знаю». Отвечайте быстро, не задумываясь, что первым придет в голову.
Тест «Капитан своей жизни»
1. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни.
2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять о причинах своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился под несчастливой звездой.
5. Иногда я думаю, что за многое, что случилось в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал такой, какой я есть.
6. Если я простужусь, я предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегаю к помощи врача.
7. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю людей, у которых всегда возникают какие-то жизненные трудности.
8. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
9. Если случается конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с себя.
10. Я считаю, что человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и независимым.
11. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы люди относились к ним снисходительно.
12. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую я не в состоянии.
Сейчас за каждые ответ «да» на 1, 3, 6, 7, 9, 10 вопросы ставьте себе по 10 баллов.
За каждый ответ «нет» на 2, 4, 5, 8, 11, 12 вопросы также ставьте себе по 10 баллов.
За каждый ответ «не знаю» на любой вопрос ставьте по 5 баллов.
Подсчитайте общее количество.
Итог:
– 80–120 баллов
Вы – капитан собственной жизни. Вы ответственны за все, что с вами происходит. Многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их и не возводя в ранг жизненных проблем. При этом вы иногда забываете, что не все в этой жизни зависит от нас.
– 30–80 баллов
Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость – ваши союзники. Вы ответственны, и при этом умеете жить в добром согласии с окружающими вас людьми.
– до 30 баллов
Вы часто бываете пассажиром собственной жизни, легко подчиняясь внешним силам, говоря «это судьба». В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя. Тем не менее, вы мирно уживаетесь со всеми, не делая различий, как они к вам относятся.
Учитель: Вы немного определились с собственным отношением к жизни. Капитан, рулевой, пассажир… Эти понятия условны. Важны не только внешние действия, но и мыслительные устремления направлений собственной жизни. Важно понимать, что нужно делать, знать, как себя вести, чтобы добиться успеха.
Учитель: Как вы считаете, что необходимо человеку, чтобы стать успешным? Сейчас я предложу вам 25 утверждений, характеризующих успешного человека. Выберите из них пять, наиболее важных на ваш взгляд и обсудите это с соседом. Но сначала разделитесь на команды. А теперь необходимо обсудить это в группах, прийти к единому мнению, написать на листе бумаги и презентовать свой ответ.
Карточки «Что необходимо человеку, чтобы стать успешным?»
Умение владеть собой.
Говорить спокойно, тактично.
Уметь задавать деловой тон общения.
Улавливать скрытый смысл сказанного.
Уметь концентрировать внимание.
Умение жить среди людей.
Понимать людей.
Быть толерантным.
Уметь работать в сотрудничестве.
Избегать конфликтов.
Владеть информацией.
Много читать.
Заниматься самообразованием.
Иметь хорошую память.
Повышать свой профессиональный уровень.
Умение правильно распределять время.
Внимательно слушать.
Содержать в порядке рабочее место.
Распределять работу равномерно.
Соблюдать режим дня.
Умение создать себе имидж.
Правильно подбирать стиль одежды.
Иметь приятный, тихий тембр голоса и интонацию.
Правильно использовать позы и жесты.
Правильно составлять резюме.
Учащиеся аргументируют, почему выбрали именно эти варианты. Подведение итогов учителем.
Учитель: Сегодня мы поговорим и об имидже. Что такое имидж? Из каких составляющих складывается это понятие? Ребята, давайте порассуждаем. Имидж – это…
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель: Как достичь успеха при помощи имиджа?
Считается, что люди судят о нас по тому впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.
Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело использовать то, что у вас есть.
Если мы говорим об успехе в работе, успешной карьере, то следует помнить о таком важном моменте, как умение составить резюме. Кто-нибудь пояснит это слово?
Учащиеся поясняют.
Учитель: А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что уже сейчас вам необходимо найти работу. Прорекламируйте свои способности на рынке труда – составьте резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры. Основные требования, предъявляемые к стилю написания резюме – это краткость, конкретность, целенаправленность, честность.
Учащиеся составляют резюме.
Подведение итогов, рекомендации по написанию резюме.
Учитель: Итак, ребята, как уже было отмечено, при поиске работы, кроме правильного отношения к этому процессу, необходимы многие практические умения. В первую очередь нужно уметь составлять резюме. От этого зависит, пригласят ли вас на собеседование. Нужно помнить, что на просмотр этого документа затрачивается не более 2–3 минут. Поэтому основные требования к нему: краткость, конкретность и правильно расставленные акценты. Необходимо указывать только нужную информацию. Не стоит упоминать, например, о коллекционировании марок в 5-м классе, если это не имеет отношения к будущей работе. Резюме подают на белой бумаге форматом А4 с хорошим качеством печати. Никаких грамматических ошибок и исправлений, разумеется, быть не должно.
Схема резюме
1. Личные данные (имя, адрес, телефон, семейное положение).
2. Цель. (На какую работу претендуете и почему. Иногда также следует указать, на каких условиях вы согласны работать. То, на что претендует человек, косвенно показывает, каким специалистом он себя считает.)
3. Образование. (В этой графе можно упомянуть о наградах и поощрениях, участии в исследовательской работе, повышении квалификации, курсах.)
4. Опыт работы. (Название организации и должность. Принято начинать с последнего места работы.)
5. Профессиональные навыки. (ПК-пользователь (программы, с которыми работали, знание иностранного языка.)
6. Дополнительная информация (Водительское удостоверение, рекомендации).
Учитель: Важную роль в создании имиджа играет умение понимать людей. Голос, интонация, мимика, жесты – основные помощники. При общении людей друг с другом недопустимо отпугивать людей своим угрюмым и злым взглядом, неприветливостью. Нужно всегда стараться быть сдержанным и вежливым, если вы хотите, чтобы люди легко шли на общение с вами.
Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» пишет о шести способах располагать к себе людей:
Правило 1. Проявляйте искренний интерес к людям.
Правило 2. Улыбайтесь!
Правило 3. Помните, что для человека звук его имени является самым важным и самым сладким звуком человеческой речи.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.
Правило 5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
Правило 6. Давайте людям почувствовать их значительность – делайте это искренне.
Учитель: Добиваясь своей цели, мы должны учиться находить пути понимания друг друга, через компромисс и толерантность сотрудничать. Несмотря на то, что все мы разные, мы не просто должны быть готовыми, а обязаны сотрудничать, защищая свои интересы и не нанося вреда чужим. Такое доступно только зрелой толерантной личности.
А что же такое толерантность?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность – привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Учитель: Сегодня мы говорили с вами об успехе, и я думаю, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что успех – это результат деятельности многих людей, а в частности родителей, друзей, учителей. Не важно, какую вы дорогу изберете на пути к успеху, но вы всегда должны помнить о людях, которые идут с вами рядом и поддерживают вас всякий раз, когда вы оступаетесь.
А сейчас я попрошу вас снова стать в круг. Теперь давайте по кругу каждый из вас скажет, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может сказать несколько слов или пожелать что-либо своим товарищам.