Урок с использованием некоторых приемов технологии развития критического мышления.
Ольга СОЛОВЕЙ,
учитель биологии
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать особенности строения, размножения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады; уметь различать структурные компоненты строения хлореллы и хламидомонады.
Задачи:
– создать условия для формирования представления об особенностях строения, размножения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады;
– создать условия для развития логического мышления, памяти, умений выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
– содействовать воспитанию интереса к познанию природы, формированию бережного отношения к изучаемым объектам.
Оборудование: медиа-проектор, экран, компьютер, презентация «Общая характеристика водорослей».
Учебно-методическое обеспечение: живые экземпляры водорослей, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1 Организационный момент
Задача этапа: создать условия для психологической готовности класса к уроку, организации внимания учащихся.
2 Проверка домашнего задания
Задача этапа: установить правильность, осознанность, полноту усвоения домашнего задания; при наличии ошибок организовать коррекционную работу.
2.1 Самостоятельная работа по карточкам
Заполните пропуски в предложениях (прием «Восстанови текст»).
На встречу с нами приплыла инфузория-туфелька, активно работая своими органами передвижения – … . Живет она в … . Инфузория-туфелька торопилась к нам и едва не обожгла свое тело опасными химическими веществами, но успела применить поведенческую реакцию – …, благодаря чему осталась жива. По дороге к нам она позавтракала лишь бактериями, то есть ее тип питания – … . В пути она встретила жвачных животных, которые приглашали ее к взаимовыгодному сотрудничеству – … . Инфузория рассказала об особенностях своего строения и процессах жизнедеятельности, в отличие от простейших:
1) Пища в нее попадает через … , непереваренные остатки выбрасываются наружу через …;
2) Лишняя вода удаляется за счет двух … вакуолей;
3) Два способа размножения – … и …;
4) При конъюгации основная роль падает на … ядро;
5) Большое ядро отвечает за….
2.2 Фронтальная игра «Верно – неверно»
Какие утверждения являются верными, какие неверными?
1) Инфузория – туфелька и амеба имеют два ядра.
2) Размножение у амебы половое и бесполое.
3) Амеба имеет постоянную форму тела.
4) При неблагоприятных условиях все простейшие образуют споры.
5) Продукты обмена веществ удаляются через сократительную вакуоль.
6) Кислород в цитоплазму амебы поступает через всю поверхность тела.
7) Для инфузории – туфельки характерна раздражимость.
8) Выделение у протистов происходит через пищеварительную вакуоль
9) У амебы автотрофный тип питания.
10) У инфузории-туфельки постоянная форма тела.
3 Целемотивационный этап
Задача этапа: актуализировать опорные знания, создать условия для самоопределения учащихся в их деятельности и ее результатах, учить учащихся формулировать цель и задачи урока.
Знаю! |
Хочу узнать! |
Узнал! |
Обитают в воде |
Представителей одноклеточных водорослей |
Представителей одноклеточных водорослей |
Одноклеточные организмы |
Особенности строения |
Особенности строения |
|
Особенности развития и размножения |
Особенности развития и размножения |
Постановка целей урока.
4 Изучение нового материала
Задача этапа: создать условия для восприятия и осмысления новой информации, учить получать знания через освоение навыка путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Вводное слово учителя.
– Вы помните о цветущей воде? Откуда берется эта «цветущая зелень»? Сегодня на уроке мы попробуем найти еще одну причину этого природного явления и научно обосновать его.
Далее ребята работают с текстом учебного пособия, изучая общую характеристику одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады. По ходу заполняют таблицу верных и неверных утверждений.
Утверждения |
+ |
– |
? |
Хлорелла обитает в водной среде, на коре деревьев, может входить в состав лишайников |
|
|
|
Форма клетки хлореллы овальная, |
|
|
|
У хламидомонады есть жгутик, а у хлореллы отсутствует |
|
|
|
Питание у хлореллы автогетеротрофное, а у хламидомонады автотрофное |
|
|
|
Хлорелла размножается цистами |
|
|
|
Хламидомонада размножается бесполым путем (делением клетки надвое) |
|
|
|
У хлореллы есть светочувствительный глазок |
|
|
|
У хламидомонады споры со жгутиками – зооспоры |
|
|
|
Обсуждение результатов. Пояснение учителя. Просмотр презентации «Особенности строения хлореллы и хламидомонады».
Далее учащиеся зарисовывают строение хлореллы и хламидомонады в тетрадь и обозначают составные части.
5 Тематическая физкультминутка
Задача: снять утомляемость учащихся
– А теперь представим, как работает сократительная вакуоль хламидомонады. Руки в стороны. Затем плавно соединяем их. Повторяем несколько раз.
– Инфузория передвигается благодаря резкому взмаху ресничек. А мы будем резко поднимать руки вверх и плавно их опускать.
– Хламидомонада плывет в сторону света. Поворачиваем туловище вправо – влево.
6 Закрепление нового материала
Задача этапа: закрепить знания учащихся по теме урока через прием «Тонкие и толстые вопросы».
Ребятам предлагается составить «тонкие и толстые вопросы» по теме.
Тонкие вопросы
– У хлореллы шаровидная форма, а у хламидомонады грушевидная? (Да.)
– У хлореллы отсутствует жгутик? (Да.)
– Хламидомонада питается автогетеротрофно? (Да.)
– У хлореллы половое размножение? (Нет.)
Толстые вопросы
– Какими отличительными признаками характеризуется хлорелла?
– Чем отличается хламидомонада от хлореллы?
– Как осуществляется размножение хламидомонады?
7 Информация о домашнем задании
Задача этапа: проинформировать учащихся о домашнем задании, обеспечить понимание его содержания.
§ 9 (с. 44–47). Составить синквейн по теме «Водоросли»
8 Подведение итогов урока. Рефлексия
Задача этапа: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов.
Возвращаемся к таблице «Знаю! Хочу узнать! Узнал!».
Учащиеся высказывают впечатление об уроке, отвечая на вопросы:
– Какую цель мы ставили?
– Достигли ли этой цели?
– Какое практическое значение имеют для вас полученные знания?