План-конспект урока биологии в 7-м классе по теме «Одноклеточные водоросли»

- 9:20II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Урок с использованием некоторых приемов технологии развития критического мышления.

Ольга СОЛОВЕЙ,
учитель биологии
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область  

 

 

 

 

 

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать особенности строения, размножения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады; уметь различать структурные компоненты строения хлореллы и хламидомонады.

Задачи:

– создать условия для формирования представления об особенностях строения, размножения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады;
– создать условия для развития логического мышления, памяти, умений выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;    
– содействовать воспитанию интереса к познанию природы, формированию бережного отношения к изучаемым объектам.

Оборудование: медиа-проектор, экран, компьютер, презентация «Общая характеристика водорослей».

Учебно-методическое обеспечение: живые экземпляры водорослей, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

1 Организационный момент

Задача этапа: создать условия для психологической готовности класса к уроку, организации внимания учащихся.

 

2 Проверка домашнего задания

Задача этапа: установить правильность, осознанность, полноту усвоения домашнего задания; при наличии ошибок организовать коррекционную работу.

2.1 Самостоятельная работа по карточкам

Заполните пропуски в предложениях (прием «Восстанови текст»).

На встречу с нами приплыла инфузория-туфелька, активно работая своими органами передвижения – … .  Живет она в … . Инфузория-туфелька торопилась к нам и едва не обожгла свое тело опасными химическими веществами, но успела применить поведенческую реакцию – …, благодаря чему осталась жива. По дороге к нам она позавтракала лишь бактериями, то есть ее тип питания – … . В пути она встретила жвачных животных, которые приглашали ее к взаимовыгодному сотрудничеству – … . Инфузория рассказала об особенностях своего строения и процессах жизнедеятельности, в отличие от простейших:

1) Пища в нее попадает через … , непереваренные остатки выбрасываются наружу через …;
2) Лишняя вода удаляется за счет двух … вакуолей;
3) Два способа размножения – … и …;
4) При конъюгации основная роль падает на … ядро;
5) Большое ядро отвечает за….

 

2.2 Фронтальная игра «Верно – неверно»

Какие утверждения являются верными, какие неверными?

1) Инфузория – туфелька и амеба имеют два ядра.
2) Размножение у амебы половое и бесполое.
3) Амеба имеет постоянную форму тела.
4) При неблагоприятных условиях все простейшие образуют споры.
5) Продукты обмена веществ удаляются через сократительную вакуоль.
6) Кислород в цитоплазму амебы поступает через всю поверхность тела.
7) Для инфузории – туфельки характерна раздражимость.
8) Выделение у протистов происходит через пищеварительную вакуоль
9) У амебы автотрофный тип питания.
10) У инфузории-туфельки постоянная форма тела.

 

3 Целемотивационный этап

Задача этапа: актуализировать опорные знания, создать условия для самоопределения учащихся в их деятельности и ее результатах, учить учащихся формулировать цель и задачи урока.

Знаю!

Хочу узнать!

Узнал!

Обитают в воде

Представителей одноклеточных водорослей

Представителей одноклеточных водорослей

Одноклеточные организмы

Особенности строения

Особенности строения

 

Особенности развития и размножения

Особенности развития и размножения

Постановка целей урока.

 

4 Изучение нового материала

Задача этапа: создать условия для восприятия и осмысления новой информации, учить получать знания через освоение навыка путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Вводное слово учителя.

– Вы помните о цветущей воде? Откуда берется эта «цветущая зелень»? Сегодня на уроке мы попробуем найти еще одну причину этого природного явления и научно обосновать его.

Далее ребята работают с текстом учебного пособия, изучая общую характеристику одноклеточных водорослей на примере хлореллы и хламидомонады. По ходу заполняют таблицу верных и неверных утверждений.

Утверждения

+

?

Хлорелла обитает в водной среде, на коре деревьев, может входить в состав лишайников

 

 

 

Форма клетки хлореллы овальная,
а у хламидомонады круглая

 

 

 

У хламидомонады есть жгутик, а у хлореллы отсутствует

 

 

 

Питание у хлореллы автогетеротрофное, а у хламидомонады автотрофное

 

 

 

Хлорелла размножается цистами

 

 

 

Хламидомонада размножается бесполым путем (делением клетки надвое)

 

 

 

У хлореллы есть светочувствительный глазок

 

 

 

У хламидомонады споры со жгутиками – зооспоры

 

 

 

Обсуждение результатов. Пояснение учителя. Просмотр презентации «Особенности строения хлореллы и хламидомонады».

Далее учащиеся зарисовывают строение хлореллы и хламидомонады в тетрадь и обозначают составные части.

 

5 Тематическая физкультминутка

Задача: снять утомляемость учащихся

– А теперь представим, как работает сократительная вакуоль хламидомонады. Руки в стороны. Затем плавно соединяем их. Повторяем несколько раз.

– Инфузория передвигается благодаря резкому взмаху ресничек. А мы будем резко поднимать руки вверх и плавно их опускать.

– Хламидомонада плывет в сторону света. Поворачиваем туловище вправо – влево.

 

6 Закрепление нового материала

Задача этапа: закрепить знания учащихся по теме урока через прием «Тонкие и толстые вопросы».

Ребятам предлагается составить «тонкие и толстые вопросы» по теме.

Тонкие вопросы

– У хлореллы шаровидная форма, а у хламидомонады грушевидная? (Да.)
– У хлореллы отсутствует жгутик? (Да.)
– Хламидомонада питается автогетеротрофно? (Да.)
– У хлореллы половое размножение? (Нет.)

Толстые вопросы

– Какими отличительными признаками характеризуется хлорелла?
– Чем отличается хламидомонада от хлореллы?
– Как осуществляется размножение хламидомонады?

 

7 Информация о домашнем задании

Задача этапа: проинформировать учащихся о домашнем задании, обеспечить понимание его содержания.

§ 9 (с. 44–47). Составить синквейн по теме «Водоросли»

 

8 Подведение итогов урока. Рефлексия

Задача этапа: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов.

Возвращаемся к таблице «Знаю! Хочу узнать! Узнал!».

Учащиеся высказывают впечатление об уроке, отвечая на вопросы:

– Какую цель мы ставили?
– Достигли ли этой цели? 
– Какое практическое значение имеют для вас полученные знания?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий