Данный дидактический материал создан для учащихся 5-х и 6-х классов по теме «Решение задач», разработан в рамках учебной программы. Это задачи на применение действий с натуральными числами, нахождение части от числа, процентов от числа, на вычисление изменения величины в процентах. В сборнике представлено 7 задач, объединенных общей тематикой.
Екатерина ХОЛЯВО,
учитель математики и информатики
ГУО «Ивьевская средняя школа»,
Гродненская область
Гражданское и патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы. На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов: через содержание образования, методы и формы обучения, использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций, личность самого учителя.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям по математике отдаю предпочтение таким заданиям, которые способствуют формированию у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою страну и малую родину, информационной, экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью, культуры безопасности жизнедеятельности. В качестве подобных упражнений и заданий предлагаю учащимся текстовые задачи, содержание которых отражает факты отечественной истории, национальной культуры, достижения белорусской науки, экономики, спорта.
На уроках математики мы с учащимися не только решаем задачи из учебников, но и сами их составляем. Занимательно и интересно составление математических задач, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с историей нашего родного города Ивье. Очевидно и то, что знание истории родного края помогает в развитии умений решения текстовых задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширяют знания учащихся об истории малой родины.
Предлагаю вашему вниманию сборник авторских текстовых задач по математике. Данный дидактический материал создан для учащихся 5-х и 6-х классов по теме «Решение задач», разработан в рамках учебной программы.
Сборник авторских текстовых задач по учебному предмету “Математика” для учащихся 5-х и 6-х классов
Это задачи на применение действий с натуральными числами, нахождение части от числа, процентов от числа, на вычисление изменения величины в процентах. В сборнике представлено 7 задач, объединенных общей тематикой. В каждой математической задаче отражены исторические факты об Ивьевском районе и городе Ивье. Так выразилась связь двух учебных предметов – математики и истории Беларуси.
В сборник вошли задачи, связанные с фактами упоминания об Ивье, получения статуса города, численности населения, религиозных конфессий, оккупации в годы Великой Отечественной войны, экскурсией «Золотое кольцо Ивьевщины», созданием памятника «Колесо истории».
Задачи, содержащие краеведческий материал, – это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как история родного края может быть связана с математическими знаниями.
Опыт показывает, что решение таких задач способствует формированию гражданственности и патриотизма, развитию эрудиции, творческого потенциала, логического и критического мышления, расширяет кругозор учащихся.