Николай КОРОТКЕВИЧ,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
ГУО «Лужковская базовая школа Кормянского района»,
Гомельская область
Цель: формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками, незнакомыми людьми, избегая рискованного поведения, конфликтных ситуаций.
Задачи: уточнить представление о том, какая опасность может возникнуть из-за ссоры или спора во время общения друг с другом; способствовать предупреждению ошибок в межличностных отношениях; воспитывать терпимость и уважительное отношение к сверстникам, их мнению и речевым высказываниям.
Учебно-методическое обеспечение: рассказы «Просто так», «Кто его наказал», «Обидчики» В.Осеевой, набор пословиц, карточки с терминами; у учащихся – учебное пособие, фломастеры (цветные карандаши), клей, вырезки из газет, журналов, картинки по теме занятия.
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2 Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
2.1 Приём «Яркое пятно» (прослушивание рассказа «Просто так» В.Осеевой. Дискуссия о том, можно ли назвать Вову и Костю друзьями).
2.2 Объявление темы урока и формулирование целей. Ознакомление с планом проведения урока.
3 Изучение нового материала
3.1 Расширение знаний о дружбе, причинах и способах разрешения конфликтов.
Учебный диалог
– У каждого человека есть (должны быть) друзья. С ними можно играть, ходить в походы, обсуждать книги, кинофильмы, компьютерные игры, им можно доверить любую тайну. Друзья, если они настоящие, в трудную минуту придут на помощь.
– Назовите своих друзей. Почему вы считаете их друзьями? Как вы ведете себя с друзьями?
Чтение стихотворения «Что без чего не бывает» М.Пляцковского (записано на доске):
Знаете, не бывает моря – без волны,
Шутки – без улыбки, марта – без весны
Лестниц – без ступенек, дома – без дверей…
Знаете, не бывает дружбы без друзей.
Беседа после прочтения по вопросу:
– Как вы понимаете выражение «Знаете, не бывает дружбы без друзей»?
Уточнение лексического значения слов «дружба», «друг», «ссора».
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – тот, кто связан с кем-то дружбой.
Ссора – состояние взаимной вражды, размолвки.
Прием «Найди лишнее слово» (работа в парах)
– «Дружба», «друг», «товарищ», «сотрудничество», «ссора».
– «Конфликт», «обида», «драка», «разногласие», «дружба».
Работа с учебным пособием: чтение текста на с. 57; беседа после прочтения по вопросам:
– Вы ссорились со своими друзьями? Когда это было? При каких обстоятельствах? По какому поводу? Можно было избежать споров? Как после ссоры мирились?
Анализ рисунков на с. 57. Воссоздание последовательности событий.
(Мальчики поссорились из-за книги – видно, каждому хотелось прочитать ее, а уступить первенство другому никто не хотел. Не выяснив отношений до конца, один из мальчиков втянул в спорную ситуацию третьего человека, спровоцировав ссору, в результате которой произошла драка и один из участников спора оказался на больничной койке.)
3.2 Чтение и анализ двух советов.
1. Призыв (плакат на доске):
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда:
В дым разругаетесь,
Потом –
Сгорите со стыда.
2. Стихотворение «Совет»
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются,
Скоро в кухне, на полке,
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно –
Это очень опасно.
– Сравните выражения «разбитая чашка» и «разбитая дружба». Что в них общего.
– Почему стихотворение называется «Совет»?
– Принимаете ли вы эти советы?
3.3 Ознакомление с действиями в случаях, если стали участником конфликта.
Фронтальная беседа по вопросам:
– К чему могут привести речевые конфликты: обзывание, передразнивание, споры?
– Каким образом можно разрешать речевые конфликты?
– Могут ли шутки привести к ссоре? Шутки вызывают смех и веселье или грусть и обиду?
Формулирование вывода.
Шутка только тогда является шуткой (приятным, поднимающим настроение высказыванием), когда никого не обижает, не оскорбляет, не унижает достоинства. В противном случае она может привести к ссоре, вражде между людьми и даже к драке. Чтобы не допустить окончательного разрыва с другом и загладить вину за неудачную шутку, следует извиниться, попросить прощения.
Работа с учебным пособием: самостоятельное чтение рассказа на с. 58–59, подготовка ответов на вопросы на с. 59 (доказательное объяснение).
– Катя и Маша – подруги?
– Какие эмоции вызвали у вас действия девочек? Кому вы сочувствуете? Кого осуждаете?
Прослушивание рассказа «Обидчики». Беседа по вопросам:
– Как относились мальчики со двора к Толе?
– Какой совет дала мама Толе?
– Что такого сделал Толя, после чего ребята стали относиться к нему по-другому?
Сравнительный анализ содержания двух рассказов.
– Как нужно строить взаимоотношения со сверстниками, избегая рискованного поведения, конфликтных ситуаций?
Дискуссия о том, как нужно вести себя, если случайно оказались участником драки.
Работа с учебным пособием: чтение памятки «Давай научимся защищаться» на с. 60 с подробным обсуждением каждого пункта.
Озвучивание известных пословиц о дружбе, друзьях, товариществе (раздаточный материал):
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
С людьми браниться – ни куда не годится.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Обсуждение ситуаций, высказывание предложений о возможных действиях.
4 Физкультминутка
5 Закрепление изученного материала
5.1 Фронтальный опрос:
– Перечислите речевые конфликты.
– Каким образом можно разрешать речевые конфликты?
5.2 Работа в группах. Разработка коллажа о дружбе и друзьях.
Формулирование вывода.
Человек хоть и является частью природы, но отличается от своих собратьев – животных – тем, что обладает речью и, следовательно, может и должен решать все спорные вопросы, используя для убеждения не когти и зубы, как звери, а нужные слова, т.е. мирным путем в ходе общения, без применения силы.
6 Подведение итогов урока
7 Рефлексия