Автор делится опытом проведения уроков астрономии в начальной школе. Уроки готовились и проводились одиннадцатиклассниками. Такая форма работы способствует формированию интереса у младших школьников к изучению астрономии и помогает старшеклассникам с выбором профессии педагогического профиля.
Александр ЛУКША,
учитель физики
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область.
Учебный предмет «Астрономия» учащиеся средней школы в обязательном порядке изучают в 11-м классе. Однако к 11-му классу у многих интерес к изучению тех или иных школьных предметов падает. Исключение составляют, пожалуй, те предметы, по которым сдается централизованный экзамен или централизованное тестирование. Старшеклассники усиленно готовятся к сдаче ЦЭ и ЦТ, и поэтому вдаваться в тонкости такого интересного и достаточно сложного предмета, как астрономия, у них просто не хватает времени. Как показывают современные исследования, познавательная потребность у учащихся начальной школы выше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. Поэтому заинтересовать детей предметом легче в начальной школе. К тому же в ходе изучения предмета «Человек и мир» учащиеся уже получают начальные знания по астрономии.
К проведению уроков астрономии в начальной школе подтолкнул случай. В начале учебного года в 11-м классе на уроках астрономии изучаются темы «Небесная сфера», «Небесные координаты». Однажды возникла идея использовать тыкву для создания модели небесной сферы. Один из учащихся вызвался реализовать эту идею и к следующему уроку изготовил модель небесной сферы из тыквы, с помощью которой он смог объяснить горизонтальную и экваториальную систему координат. Другие ребята на этот же урок изготовили модели небесной сферы из тыквы и арбуза, с помощью которых смогли продемонстрировать созвездия. В результате получились красивые наглядные пособия, которые, правда, имели короткий срок эксплуатации по причине загнивания на воздухе. Чтобы максимально использовать эти средства визуализации, было решено в этот же день прийти на перемене в начальную школу для короткого рассказа о созвездиях. Причем учащиеся сами демонстрировали созвездия с помощью созданных ими наглядных пособий. Начало было положено.
В третьей четверти предложил учащимся 11-х классов попробовать себя в роли учителей и провести уроки астрономии в начальной школе. Многие ребята откликнулись на это предложение, причем обычно урок готовили и проводили два человека: первую половину один, а вторую – другой. Так, были подготовлены и проведены уроки по темам «Планеты», «Созвездия», «Луна», «История полета человека в космос». На каждый такой урок одиннадцатиклассники готовили презентацию и викторину (вопросы демонстрировались на слайдах). При проведении занятия по теме «Созвездия» учащийся 11-го класса Кирилл Рудомин подготовил практическое задание по составлению созвездий из бумажных звездочек. Затем, после урока «учителя» – старшеклассники проверяли работы, ставили отметки и возвращали работы учителям начальной школы; отметки выставлялись по желанию младших школьников (3-й и 4-й классы) за предмет «Человек и мир».
Урок по теме «История полета человека в космос» было предложено провести еще раз, приурочив его ко Дню космонавтики. На этом уроке учащиеся 3-го класса узнали об основных этапах истории космонавтики, о подробностях полета первого космонавта – Юрия Гагарина.
Так сложилось, что незадолго до Дня космонавтики успешно завершился полет Марины Василевской – первой белорусской женщины-космонавта. Поэтому на этом уроке особое внимание было уделено белорусским космонавтам: Петру Климуку, Владимиру Коваленку, Олегу Новицкому и Марине Василевской. Причем многие дети смогли ответить на вопрос, как зовут первую белорусскую женщину-космонавта. Третьеклассники узнали подробности полета Марины Василевской.
Проведенные уроки вызвали большой интерес у детей начальной школы. Ребята с интересом воспринимали материал, отвечали на вопросы викторины, составляли созвездия из бумажных звездочек. Еще большее впечатление эти уроки оказали на учащихся 11-го класса, которые выступали в роли педагогов. Некоторые из них собираются в дальнейшем связать свою профессию с педагогикой, а проведенные уроки астрономии помогли им почувствовать себя учителями и утвердиться в выбранной профессии.