Проект реализовывался в рамках шестого школьного дня. Работу можно использовать для бесед с учащимися на факультативных занятиях по истории Беларуси, русской и белорусской литературе, для экскурсионной работы.
Елена ПАНФЕРОВА,
учитель русского языка и литературы,
Ольга ГРИШАН,
заместитель директора
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область
Вихрь Великой Отечественной ворвался в каждую советскую семью, внося разрушительные коррективы в людские судьбы. День Победы – святой праздник для Беларуси.
С каждым днем все меньше и меньше остается живых непосредственных свидетелей-участников Великой Отечественной войны и переживших годы лихолетья мирных жителей. Время неумолимо, и уже уходят дети войны – люди, знающие о том трагическом периоде не понаслышке. Они многое могут рассказать, если мы захотим и успеем их выслушать. Сегодня о войне новое поколение черпает информацию из фильмов, книг, учебников, исторических трудов, а не из рассказов очевидцев и участников. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до молодых правду об историческом прошлом.
Сморгонцы внесли значительный вклад в дело Великой Победы. Наши земляки воевали на фронтах, участвовали в партизанском движении, а оставшиеся в тылу самоотверженным трудом помогали Родине в изгнании захватчиков с родной земли.
Среди ушедших на фронт солдат и офицеров, героев-партизан, тружеников тыла были родственники учащихся гимназии. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью. Со временем многое стирается, подчас история ретушируется, многое забывается.
Война – это не только подвиги, это страдания мирных жителей, детей, непримиримая борьба со злом в отстаивании своего права на жизнь. Наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны и передавать из поколения в поколение эту память. Пока живы свидетели и очевидцы геноцида нашего народа, мы спешим записать воспоминания во имя правды и памяти.
Современник живет в цифровом мире. Интернет дает доступ для поиска нужной информации, открывает широкие возможности для коммуникации. Интернет – отличный помощник в поисковой, исследовательской деятельности. Эта область интересна и понятна подрастающему поколению.
Так родилась идея интернет проекта – «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Проект реализовывался в рамках шестого школьного дня. Работу можно использовать для бесед с учащимися на факультативных занятиях по истории Беларуси, русской и белорусской литературе, для экскурсионной работы в народном музее гимназии.
Проект шестого школьного дня «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Руководители проекта: Артем Норко, Елена Панфёрова, Ольга Гришан.
Инициативная группа: учащиеся 5-11-х классов ГУО «Гимназия г. Сморгони».
Целевая группа: учащиеся 1–11-х классов «ГУО» Гимназия г. Сморгони».
Цель интернет-проекта: создание электронной «Книги памяти «Великая Отечественная война в истории моей семьи» через расширение знаний о семье и близких родственниках, принимавших участие либо переживших Великую Отечественную войну.
Задачи:
– изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники-участники Великой Отечественной войны; собрать необходимый материал с фотографиями и документами;
– создать электронный и бумажный архив гимназии об участниках Великой Отечественной войны;
– способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за родной край, возрождению семейных ценностей и традиций;
– развивать у участников проекта навыки работы по поиску информации о судьбе героя с использованием интернет-ресурсов;
– развитие коммуникативных и творческих навыков учащихся;
– укрепление связей между поколениями;
– привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей семьи;
– изучение исторического прошлого Сморгонщины.
Для реализации поставленных задач были использованы различные источники информации. Учащиеся изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, сохранившиеся в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии. Проанализировали базы данных интернет-сайтов: «Память народа», «Партизанская летопись», «Партизаны Беларуси», Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Объект интернет-исследования: события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Предмет интернет-исследования: семьи учащихся гимназии в годы войны.
1.1 Механизм реализации проекта
Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи» был реализован с сентября 2022 по май 2023 года. Уникальность этого проекта в том, что он является бессрочным, поскольку созданная в его рамках книга не имеет конца. Книга приглашает читателя вписать в историю страны свою страницу. Проект состоит из шести основных этапов:
– организационный;
– распространение информации;
– исследовательский;
– создание книги;
– популяризация;
– итоговый.
В рамках проекта инициативная группа учащихся государственного учреждения образования «Гимназия г. Сморгони» совместно с руководителем разрабатывает и проводит мероприятия, вовлекающие учащихся в исследовательскую и творческую деятельность по изучению своей малой родины, героизации ее исторического прошлого, сохранении памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Проект предполагает активно задействовать группы учащихся и педагогов учреждения образования, а также личные страницы участников в социальных сетях для обмена информацией и расширения целевой аудитории, для создания атмосферы эмоциональной сопричастности.
Книга, созданная в ходе реализации проекта, – дань памяти благодарных потомков героям-освободителям.
1.2 Содержание этапов реализации проекта
Организационный этап (сентябрь – октябрь 2022)
Идея проекта обсуждалась на классном часу, после чего сообща разрабатывался замысел создания электронной книги. Появилась необходимость собрать текстовый и иллюстративный материал; придумать дизайн; название, выстроить структуру.
Решено было собирать материал не только о героических подвигах на фронтах Великой Отечественной войны, но и описать воспоминания очевидцев, не принимавших участия в боевых действиях. Появилась заинтересованность посмотреть на войну глазами мирных жителей, заполнить отдельные страницы детскими воспоминаниями.
Распространение (октябрь – ноябрь 2022)
В чат-группах провели онлайн-опрос среди учащихся 5-11-х классов с целью прояснить, что они знают об истории своей семьи в период 1941–1945 гг. Опрос показал низкую осведомленность большинства в данном вопросе. Только малый процент опрошенных гимназистов смог ответить на вопрос без посторонней помощи.
Интерес к теме интернет-проекта был настолько высок, что многие из учащихся в тот же момент сделали звонки родителям. Не у всех получилось узнать о судьбе своего рода в годы фашистского лихолетья так быстро, как хотелось бы. Потребовалось время на поиски людей, способных поделиться нужной информацией.
Исследовательский этап(ноябрь 2022 – март 2023)
Практически сразу к созданию электронной книги подключились родители, близкие родственники учащихся. В поисках материалов о войне были пересмотрены десятки семейных архивов, письма, награды. Для того чтобы собрать необходимую информацию от очевидцев военного времени, многие семьи выезжали за пределы города. Беседовали с пожилыми родственниками, узнавали истории от среднего поколения, переданные им ушедшими ветеранами.
В процессе работы выявились приятные неожиданности. Семья сестер Кабак – Марины и Ксении, учащихся 7 «А» и 8 «Г» классов, – ведет записи в собственной семейной книге, где описана история целого рода. Отдельные записи легли в основу рассказов об их прадеде, участнике войны, орденоносце –Михаиле Антоновиче Буторе.
Поиск информации о родственниках не ограничивался беседами с родными и близкими, поискам в семейных архивах, сведения параллельно искали в электронной базе участников Второй мировой войны. Были проанализированы базы множества интернет-сайтов, в числе которых – «Память народа», «Партизанская летопись», «Партизаны Беларуси», Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
Благодаря интернет-ресурсам, удалось найти информацию о родных и близких, узнать о награждениях.
Для поиска нужных сведений широко пользовались архивными документами. Нередко семьи до работы с архивами не знали о существовании наградных листов и других важных документах.
Создание книги (март – апрель 2023)
После полученной информации от членов семьи и данных из интернет-ресурсов приступили к творческому этапу – написанию коротких рассказов о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. В рассказах, написанных художественным стилем, присутствует элемент домысливания, что никак не влияет на правдивость историй. Все рассказы написаны на основе реальных событий, без искажения действительности в сторону приукрашивания или преуменьшения.
Популяризация (апрель – май 2023)
Книга презентовалась на встречах с разновозрастными учащимися гимназии, для каждой параллели отдельно. Презентацию проводили участники проекта.
К празднованию 9 Мая инициативная группа подготовила для старшеклассников урок-реквием «Память». Среди приглашенных гостей был внук героя-партизана – комбрига Михаила Ивановича Грибанова – Василий Витальевич Грибанов. Правнук знаменитого героя Николай – активный участник проекта. Семья поделилась архивными фото и документами, а Василий Витальевич рассказал о славном прошлом деда.
Итоговый этап (май 2023)
В результате кропотливой работы над проектом издан сборник «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Электронный вариант сборника представлен на официальном сайте государственного учреждения образования «Гимназия г. Сморгони», бумажный – в народном музее гимназии.
Книга «Великая Отечественная война в истории моей семьи», имеющая огромный воспитательный потенциал, широко используется педагогами учреждения на классных часах, факультативных занятиях, часах информирования, на уроках литературы.
Книга представляет интерес не только для учащихся гимназии. Одна из ее глав – «Непокоренная» (история семьи Ворошень) – печаталась в районной газете «Светлы шлях» и получила высокую оценку читателей-сморгонцев.
Методы интернет-исследования: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.
Ожидаемые результаты: предполагается, что созданная в процессе исследования электронная книга «Великая Отечественная война в истории моей семьи» поспособствует объединению людей разных поколений, станет своеобразным напоминанием вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов, послужит духовно-нравственным ориентиром для подрастающего поколения.
Практическая значимость – воспитание уважения к героическому прошлому страны, предшествующим поколениям, ощущение духовной общности народа Беларуси с народами бывшего СССР, разделившими с белорусами тяготы войны.
Схема 1. Механизм реализации проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Структура электронной «Книги памяти «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Книга состоит из двух глав.
2.1 Глава первая
Глава включает в себя истории мирных жителей, пострадавших от фашизма. Многие из них являются воспоминаниями детей войны. События описываются детскими глазами, что в рамках данного проекта весьма важно.
Воспоминания написаны в жанре рассказов, каждому дано свое название. Практически все рассказы о переживаниях ребенка.
«Полет шмеля» повествует о ребячьих играх и детской непосредственности, вступающей в противоречие с реальной жестокостью мира. Дети остаются детьми даже на войне, но в минуты опасности очень хорошо осознают, как легко может оборваться жизнь.
Короткая история «У добра и зла нет национальности» помогает понять, что садистские наклонности и желание убивать не есть национальная черта определенного народа. Люди одной и той же нации по-разному проявляют на войне черты человечности. В рассказе повествуется о том, как в один и тот же день семья столкнулась с нашествием непрошеных гостей и как по-разному вели себя «гости».
Немецкие солдаты в поисках провианта наведались к местным жителям. Первая группа «гостей» выгребла из дому все, что могла; а, перед уходом, выстрелив в отца с малолетним ребенком, спокойно ушла восвояси, посчитав убийство довершенным. Вторая группа, увидев истекающего кровью хозяина с дочерью на полу, перевязала пострадавшим раны, оставила лекарства и продуктовый паёк.
«Что-то сделала не так» – тяжелая история о личной ответственности и вине за происходящее без поправки на возраст. Трехлетняя девочка выдала карателям красноармейца, скрывающегося в подполе дома. Красноармейца расстреляли, и девочка поняла: что-то сделала не так.
«Незваные гости» погружают читателя в атмосферу страха и смерти, давая представление о том, что такое геноцид. Каратели врывались в дома, расстреливали жителей, и никто из сельчан не мог знать, останется ли в живых, если в дом вдруг постучат.
«Люди на болоте» показывает трагедию женщины-матери, не способной защитить своих детей в минуты смертельной опасности.
Фашисты простреливали болотистую местность, где пряталась Нина с детьми, и, внезапно увидев детские силуэты, направили дула автоматов в их сторону. Спастись удалось только семилетнему Мише, мать с четырьмя остальными детьми погибла.
Рассказ «Посланники дьявола», несмотря на весь описанный в нем ужас войны, вселяет в читателя веру, дает надежду на лучшее.
«Расправа» и «Манна небесная» показывают беспощадность, звериный оскал фашизма, не щадящего ни детей, ни женщин, ни стариков.
Дети с восторгом наблюдали, как из самолета, кружившего над деревней, летели игрушки. Не могли дождаться, посмотреть, что за манна небесная готова упасть им в руки. Бежали, смеясь и толкаясь, к той манне наперегонки. Кто решался подобрать, никогда уже ни с чем не играл. Игрушки начинялись взрывчаткой…
«Дедова хитрость» о проявлении крестьянской смекалки и об отношении карателей к местному населению.
Как коневод и кузнец, дед лучше других знал, что подковы служат не для украшения, при повреждении подковы лошадь далеко не уйдет. Хорошая подкова – в буквальном смысле железный залог здоровья. Вот дед и гнул подковы, чтобы сохранить лошадь, не отдать рабочую скотину фашистам.
«Жить!» – название, говорящее само за себя. Это история семьи Валерии Пригода, учащейся 9 «В» класса.
Корней Нелле Алексеевне, было 5 лет, когда началась война. Жила она на хуторе вблизи деревни Шутовичи Сморгонского района. Однажды над самой головой девочки пролетал подбитый самолёт. Казалось, спасения нет: вот-вот горящая машина упадет и погребет под пылающими останками. Нелла бежала и чувствовала, как ноги становятся деревянными, а тело – тяжелым, словно налитым свинцом.
Рассказ с неожиданной философской концовкой: «Тот, кто говорит, что труднее всего ждать и догонять, никогда не убегал от смертельной опасности…»
«Хлеб – всему голова» о трудном, голодном детстве в тылу. В поисках съестного дети караулили у склада просыпанные зерна пшеницы, рискуя быть избитыми. Голод пересиливал страх боли. Продуктов не хватало, утерянные продуктовые карточки означали смерть.
Не все дети, находясь в кажущемся благостным спокойствии тыла, пережили войну. Многие из них уходили рано, обессилев от голода и устав бороться с беспощадной действительностью.
«На пепелище» – история о сгоревшей деревне Капланы (нынешние Синьки) Сморгонского района. Воспоминание прабабушки Валерии Струк, учащейся 9 «Г» класса. «Мария помнит, как занялось горючим заревом поле. Помнит, как все задымилось, как в секунды затянулось небо серой поволокой. Пламя словно вздыбилось, вздымается факелом, рвется ввысь – не унять. И давай плясать огненные языки, слизывать метр за метром. Дошло к лесу, а в скором времени и к самой деревне. Заполыхали хаты…»
«Яблочки» – вторая история от семьи Валерии Струк. Бытовая картинка, не отличающаяся героическим содержанием и исключительностью сюжета. Но из таких бытовых картинок состоит жизнь – высшая ценность человека.
«Моя прабабушка, Мария Михайловна Тонкович, в свои 88 хорошо помнит военное детство.
Мария затаилась в старом дощатом сарае. Сквозь щель видно, как немецкие солдаты, столпившись у молодой яблоньки, срывают с отяжелевших ветвей сочные плоды. Наливные, блестящие, отполированные ветром яблочки со стуком падают в подставленные сумки.
Мама наказывала не есть яблок до Спаса. Мария вздыхала, но не брала. До долгожданного дня оставалось совсем немного, а теперь уж все равно…»
«Жывi, музыка!», «Салдацкая пайка», «Абразы» – истории, написанные по-белорусски, как того пожелал рассказчик. Две из них – истории со счастливым концом, вызывающие добрую грустную улыбку. Здесь есть место человечности и чистоте; читая, испытываешь невероятное душевное облегчение, невзирая на удушливую атмосферу войны.
Михаил до войны был музыкантом, играл на свадьбах, слыл лучшим гармонистом на селе. Об этом он успел крикнуть доктору, в надежде избежать ампутации пальцев руки. Доктор услышал – и музыкант после войны отыграл еще не одну свадьбу.
«Солдатская пайка» – щемящая история о гуманизме, сострадании и сопереживании. История о широте души простого солдата, который остался голодным, но отдал пайку немецкой девочке – возможно, дочери захватчика, непримиримого врага белорусского народа.
«Непокорная» рассказывает о шестнадцатилетней девушке, которая отказалась зашивать сумку фашисту. Девушка чудом спаслась от расстрела, сбежав и укрывшись у обрыва реки. Чуть позже окажется, что это еще и история о зарождении счастливой партизанской семьи. История семьи Захара Ворошня, учащегося 9 «Г» класса.
Рассказы проиллюстрированы фотографиями, взятыми из семейных архивов. Все фотографии подлинные, сделанные во время Великой Отечественной войны.
2 Глава вторая посвящена участникам Великой Отечественной войны.
Семья братьев Грибановых – Александра и Николая, учащихся 7 «Г» и 10 «В» классов – поделилась богатой архивной информацией о прославленном прадеде, герое-партизане, кавалере ордена Ленина, ордена Красной звезды, ордена Знамени, командире партизанской бригады имени В.П.Чкалова Минской и Барановичской области М.И.Грибанове.
Советский офицер, политрук М.И.Грибанов, являлся участником советско-финляндской войны, освобождал Западную Беларусь. Человек с непростой судьбой. Был в окружении, попал в плен, откуда бежал и организовал партизанский отряд. После войны, как бывший военнопленный, несмотря на проявленный героизм и преданность своему народу, был незаслуженно лишен звания, почестей и наград.
О Михаиле Ивановиче Грибанове, Г.Н.Понявиным, участником партизанского движения, написана книга воспоминаний «Ровесник ХХ века. Быль». Повествования Г.Н.Понявина с указанием авторства также использованы в данном проекте [1].
|
|
Рис.5. Сидят слева направо: начальник штаба бригады Онищенко И.П., командир бригады Грибанов М.И. и заместитель комиссара бригады по комсомолу Павлюц Ц.А. Налибокская пуща. 1943г. |
Рис.6. Наградной лист Станкевича Петра Иосифовича (медаль «За боевые заслуги»)
|
Семья Дарьи Подвойской, учащейся 10 «Б» класса, рассказала о личном водителе дважды Героя Советского Союза генерала М.М. Громова – Станкевиче Николае Иосифовиче, который в годы войны выполнял самые сложные задачи.
На фронт попал в звании старшины. Имеет боевые награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени.
Прошел всю войну, с июня 1941 г. по май 1945. Воевал на Западном, Калининском, Волховском, Белорусском фронтах.
Однажды молодой красноармеец прибыл в Москву, куда был командирован для выполнения очередной задачи. Из Москвы выехал в составе колонны из 700 машин, из которых до пункта назначения прибыло всего 12. Машина Николая Иосифовича также была в числе прибывших.
Старшина Николай Станкевич сохранил машину, проехав на ней более 40 тысяч километров, без единой поломки, и доставил на фронт до 300 тонн боеприпасов. Как один из лучших шоферов роты, в 1944 г. получил медаль «За боевые заслуги».
Семья Дарьи Вайдо, учащейся 7 «А» класса, передала сведения об участнике трудового фронта 1941–1945 гг. Павле Иосифовиче Дудко.
Прадед Дарьи на фронте был ранен и доставлен в госпиталь, откуда списан в запас и отправлен на Южный Урал, в город Свердловск.
Именно на Урале было налажено крупнейшее в СССР и мире производство танков, сосредоточенное в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске.
В Свердловске Павел Иосифович ковал Победу на «Уралмаше». От простого рабочего дорос до мастера. Изготавливал снаряды и бомбы для фронта.
Значимость «Уралмашзавода» в годы Великой Отечественной войны была настолько высока, что его производственную деятельность контролировали лично Вячеслав Молотов и Лаврентий Берия, а план работы утверждал непосредственно Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин.
Всего за годы Великой Отечественной войны на Уралмашзаводе было изготовлено свыше 19000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, 5500 танков и самоходных артиллерийских установок, в том числе 706 танков Т-34.
За многолетний доблестный труд Павел Иосифович представлен к государственным наградам.
Семья Арины Марнопольской, учащейся 6 «Г» класса гордится прадедом, Иваном Федоровичем Ксензом.
В годы войны Иван Федорович служил в летной части, был в плену, откуда бежал и продолжал борьбу с гитлеровскими захватчиками до победного конца 1945 года.
Трагическая история войны стала началом дружной семьи. В колонне военнопленных Иван символически обручился с будущей женой Александрой.
За проявленный героизм Иван Федорович награжден орденом Отечественной войны I степени.
Вацлав Михайлович Дыро, родился в 1923 г. в Сморгонском районе, в деревне Заболотье. Призвался на войну 20.07.1944 в звании красноармейца (рядового).
Однажды на фронте пулеметчика Вацлава ранило в плечо. Красноармеец упал и лежал, обездвиженный. При отступлении времени на захоронение не было, командир решил: погибшего бойца уже не вернуть, нужно спасать оставшихся в живых.
Тело оставили на поле боя, пулеметчика занесли в списки боевых потерь. Вдова получила похоронку и оплакивала мужа, как вдруг дверь дома распахнулась и на пороге появился Вацлав.
Оказалось, красноармеец не погиб, он потерял сознание от болевого шока. Спас пулеметчика местный житель, он же доставил бойца в госпиталь.
Свидетельством доблестного подвига служат награды ветерана: медаль «За освобождение Варшавы», медаль: «За отвагу», медаль: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Отечественной войны II степени
Раздел проиллюстрирован фотоснимками героев, наград и архивных документов.
2.3 Дизайн книги не является случайным. Каждый элемент продуман и имеет свой символический смысл.
Титульная обложка, помимо названия, обращает внимание читателя на фото Вечного огня с возложенного к нему цветами на святом для каждого белоруса дне – Дне Великой Победы. Чтобы помнили…
На второй странице анонсировано: «Памяти героических земляков, участников Великой Отечественной, – солдат, офицеров, партизан; памяти мирных жителей – жертв фашистского террора посвящается эта книга…»
Главы, в зависимости от тематики, имеют цветовое различие и названия. Глава первая – «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». В качестве названия взята цитата В.В.Маяковского.
Вторая страница окрашена в спокойный голубой тон со строгим черным траурным шрифтом как дань памяти погибшим в мрачную годину лихолетья.
На сером фоне главы первой ведется повествование о мирных жителях, подвергнувшимся во время войны чудовищным испытаниям на прочность и выживание. Серый градиент фона словно напоминает задымленное бомбежкой небо, иллюстрирует беспросветность военных будней.
Глава вторая – «Только тот народ, кто чтит своих героев, может считаться великим». Для названия используется афоризм легендарного маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского.
На оранжево-красных, окрашенных в цвет зарева страницах второй главы разместились рассказы о героических участниках войны – победителях, защитниках, освободителях нашей большой и малой Родины.
Книга не имеет конца. Заключительная страница символизирует счастливую мирную жизнь: земля залита солнцем, под голубым небом радостно красуются одуванчики и посреди цветочного великолепия – приглашение к разговору: «Здесь может быть история твоей семьи…»
Заключение
Интернет-проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи» представляет собой уникальный продукт в цифровом и печатном исполнении, наполняемый сведениями об участниках и очевидцах Второй мировой войны – родных и близких родственников учащихся нашей гимназии. Это реализованная возможность для молодого поколения лучше узнать историю прадедов, ознакомиться с копиями исторических документов, научиться работать с архивами, использовать информационный ресурс в исследовательских целях.
Работа над интернет-проектом способствовала объединению поколений; решила множество поставленных задач в воспитании гражданственности и патриотизма; подтолкнула к изучению исторического прошлого белорусского народа; помогла раскрыться творческому началу учащихся, развить коммуникативные навыки; вызвала гордость за страну и нацию.
В интернет-проекте приняли участие учащиеся 5-х-10-х классов. Продукт – книга «Великая Отечественная война в истории моей семьи» – создан. Размещен в цифровом варианте на официальном сайте ГУО «Гимназия г. Сморгони», в печатном – в народном музее гимназии.
Собран и оформлен краеведческий материал по ветеранам Великой Отечественной войны. Тем не менее, начатое, оказавшееся продуктивным, ученическо-родительское сотрудничество не закончено, как и активизация взаимодействия родителей и педагогов. Работа по восстановлению исторической памяти продолжается.
Проект является долгосрочным, рассчитан на 2 года. В дальнейшем предполагает разработку театральной постановки, в основу которой лягут опубликованные семейные истории. Впереди – сотрудничество с народным музеем гимназии, организация встреч с ветеранами, активная волонтерская деятельность. Планируется продвижение проекта в интернет-ресурсах.
Помимо того, продолжится сбор воспоминаний, будет идти пополнение базы данных, а также вестись записи и художественная обработка текстов.
Книга успешно используется для бесед с учащимися на классных часах, для экскурсионной работы в народном музее гимназии.
На материалах книги разработаны методические рекомендации урока-реквиема «Память». Урок проведен накануне Дня Великой Победы для учащихся 5–9-х классов в 2022 г.
Отдельные главы из книги печатала районная газета «Светлы шлях» [8].
Список использованных источников
1 Понявин, Г.М. Ровесник XX века / Г.М.Понявин. – Минск, 2006. – 107 с.
2 Герои Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://герои.бел. – Дата доступа: 10.12.2020.
3 Дорога памяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1418museum.ru/heroes/7099542/. – Дата доступа: 03.03.2021.
4 Память народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru /. – Дата доступа: 20. 01. 2021.
5 Партизанская летопись [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://letopis.belta.by. – Дата доступа: 20.03. 2021.
6 Партизаны Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://partizany.by/search/. – Дата доступа: 28.01.2021.
7 Человек в истории. Россия – ХХ век [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://urokiistorii.ru/article/56551. – Дата доступа: 02.04.2021.
8 Непокорная бабушка Мария Васильевна Севрюкова / «Светлы шлях» Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shliah.by/news/obshhestvo/news23772.html?sphrase_id=142030. – Дата доступа: 12.09.2022.
Приложение 1
Электронная книга «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
https://sites.google.com/view/vovvistoriimoyeysemyi/
Приложение 2
Фото с урока-реквиема «Память», 26.04.2022 г.
Учащаяся 7 «Г» класса Арина Гакуть рассказывает о Сморгонщине во время Великой Отечественной войны
Перед учащимися выступает Василий Витальевич Грибанов – внук героя-партизана, кавалера ордена Ленина, ордена Красной звезды, ордена Знамени, командира партизанской бригады имени В.П.Чкалова Минской и Барановичской области Михаила Ивановича Грибанова.
Василий Витальевич Грибанов и учащиеся 8 «Г» класса исполняют песню «Пусть всегда будет солнце!» (слева направо в первом ряду: Грибанов Василий Витальевич, Сидоренко Александра, Мышук Милана, Маевская Карина, Кухаренко Милана, Нурчинская Юлиана, Скраковский Евгений – первый слева во втором ряду).