В материале представлен примеры дидактических пособий, благодаря которым обучающиеся овладевают умениями замечать, правильно определять, выражать эмоции, устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, их провоцирующими, контролировать свои эмоциональные проявления по отношению к самому себе и к окружающим, проявлять социально одобряемое поведение в эмоционально опасных ситуациях, защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях.
Светлана КОРОТИНА,
учитель-дефектолог,
ГУО «Берёзовская средняя школа № 3» Лидского района,
Гродненская область
Приоритетными направлениями современной системы специального образования являются повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, их активное включение в образовательный процесс. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей формирования социально адаптированной личности. Один из них – формирование эмоциональной безопасности учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Работа над инновационным проектом «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью» состоит в реализации научно-обоснованных теоретических и практических аспектов формирования эмоциональной безопасности, потребности в разработке программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по этому направлению.
Как показала практика, внедрение этой методики на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствовало повышению эффективности коррекционно-педагогической работы с учащимися с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. Создан банк эффективных методов, приемов, средств формирования эмоциональной безопасности у обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
На коррекционных занятиях нами использовались методы и приемы, способствующие эмоциональному развитию и формированию эмоциональной безопасности, снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта, отсутствия интереса к занятию.
На занятиях учащимся предлагались наблюдения за эмоциональным поведением других людей или сказочных персонажей. Использовались такие методы работы, как просмотр специально подобранных мультфильмов, прослушивание аудиосказок, диафильмов. Применялись задания подражательно исполнительного характера (инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), а затем и задания более сложного уровня, имеющие творческий характер. Эффективно использовались приемы стимулирования общего тонуса организма, оптимизации эмоционального фона. Внедрялись такие приемы работы, как мимические и пантомимические упражнения, задания-этюды на развитие эмоциональной выразительности и чувствительности, способствующие изучению особенностей различных эмоциональных состояний. В процессе такой работы у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью постепенно воспитывался, корригировался и формировался эмоционально и социально безопасный стиль коммуникативного и эмоционального поведения.
Важное место в коррекционно-педагогической работе занимало использование интерактивных игр и упражнений, основанных на взаимодействии и диалоге. Занимательно проходили занятия, на которых применялись приемы инсценировки фрагмента сказки, зарисовывание главных моментов сюжета сказки, создание театра теней. Подбирались тренинги по эмоциональному развитию с использованием тактильных контактов, с использованием зрительного, слухового, обонятельного анализаторов. Проводились игры и упражнения на развитие эмпатии с использованием уже знакомых средств понимания. Во время проведения занятий применялись задания и упражнения, способствующие формированию умений фиксировать внимание на эмоциональном состоянии окружающих сверстников и взрослых, умений понимать причины возникновения эмоциональных состояний у себя и у других, формировалась адекватная самооценка и сопереживание. Интерес вызывали сюжетно-ролевые игры. Выполнение ролей способствовало формированию умения соответствовать определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Игры и эмоциональные зарисовки, релаксационные упражнения формировали способность защищать себя в эмоционально опасных ситуациях. Использовался педагогический тренинг на основе психогимнастических игр. Это способствовало стабилизации общего тонуса организма, оптимизации эмоционального фона, улучшало настроение, тренировались психомоторные реакции ребят (мимика, пантомимика, тактильная моторика). Выполнялись мимические упражнения перед зеркалом, где учащиеся имели возможность контролировать свои движения, мимику, эмоции.
Тренировка психомоторных реакций способствовала снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта. В процессе организации коррекционных занятий использовались игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры, направленные на развитие воображения. Широкое применение получили коррекционные сказки. Чтение и анализ доступных для понимания сказок на коррекционных занятиях способствовали переносу сюжетных событий в жизненную ситуативность, правильному выбору линии поведения в эмоционально опасных ситуациях. Когда учащиеся слушали сказку, они соотносили с образами её героев свой жизненный опыт. В этой методике использовались коррекционные сказки, которые создавались в соответствии с тематикой занятия, позволяющие мягко воздействовать на поведение учащихся.
Активно внедрялись специфические приемы формирования эмоциональной безопасности, такие как: «Я – звезда»; «Зеркало»; «Изобрази эмоцию»; «Визуализация настроения»; «Я главный»; «Ситуация успеха»; «Эмоциональные шарики»; «Мой герой»; «Сравнение»; «Цепочка».
На коррекционных занятиях широкое применение получили дидактические пособия, способствующие не только эмоциональному развитию и формированию эмоциональной безопасности, но и снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта. Нами были изготовлены авторские пособия на развитие эмоциональной выразительности и чувствительности, способствующие изучению особенностей различных эмоциональных состояний.
На коррекционных занятиях мною использовались разнообразные пособия, способствующие не только эмоциональному развитию и формированию эмоциональной безопасности, но и снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта. Были изготовлены пособия на развитие эмоциональной выразительности и чувствительности, способствующие изучению особенностей различных эмоциональных состояний.
Благодаря использованию этих пособий, обучающиеся овладевали умениями замечать, правильно определять, выражать эмоции, устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, их провоцирующими, контролировать свои эмоциональные проявления по отношению к самому себе и к окружающим, проявлять социально одобряемое поведение в эмоционально опасных ситуациях, защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях.
У учащихся сформировалась эмоциональная безопасность – способность защищать себя в эмоционально опасных ситуациях.
Пособия способствовали снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта.
Дидактическое пособие «Куб эмоций»
Пособие представляет собой куб. Куб изготовлен из картона, на грани которого наклеена картинка с определенной эмоцией.
Для кого предназначено: для детей среднего возраста и старше.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
– отработка мимической реакции;
– расширение представлений о различных эмоциональных состояниях;
– передача эмоций через мимику и жесты;
– дети учатся распознавать эмоции другого человека, что способствует развитию эмпатии, творческого воображения;
– развитие коммуникативных навыков.
Дидактическое пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в любых видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в сказкотерапии. Оно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с учащимися. Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности школьников, индивидуализации обучения.
Дидактическое пособие «Спиннер «Эмоции, чувства, ощущения»
Пособие представляет собой круг с заданиями, закрепленными на спиннере.
Для кого предназначено: для детей младшего возраста и старше.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
– отработка эмоциональной реакции;
– расширение представлений о различных эмоциональных состояниях;
– передача эмоций через мимику и жесты;
– развитие коммуникативных навыков.
Крутим спиннер и отыскиваем среди карточек такую же.
Когда тебе станет очень грустно, положи спиннер в середину круга, раскрути и выполни то, на что покажет стрелка.
Дидактическое пособие «Маска эмоций»
Пособие представляет собой маску.
Для кого предназначено: для детей младшего возраста и старше.
Цель: обучение умению проявлять и различать человеческие чувства, правильно на них реагировать
Задачи:
– способствовать развитию эмоционального интеллекта, логического мышления ребенка, познанию себя, расширению словарного запаса.;
– развитие мимики, коррекцию зрительного восприятия, коррекцию речи;
– знакомство с разными человеческими чувствами
обучение способности узнавать определенные положительные и отрицательные эмоции;
– развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека;
– социализация, развитие коммуникабельности, отзывчивости, дружественности;
– улучшение концентрации внимания, пространственной ориентации;
– развитие логического и творческого мышления, речевых навыков, умения строить диалог и монолог;
– улучшение моторики пальцев рук.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Это может быть маска, набор карточек «Масок эмоций» и набора разрезных картинок «Масок эмоций».
Дидактическое пособие «Сортер «Твои эмоции»
Пособие представляет собой сортер-копилку «Твои эмоции».
Для кого предназначено: для детей младшего возраста и старше.
С набором ребёнок узнает, какие бывают эмоции, как показывать радость или грусть, что такое удивление или смущение. Попросите изобразить эмоции на своём лице. Играть с набором просто: читайте задание на карточке и отправляйте её в соответствующую копилку эмоций. Можно выполнять такие задания на скорость. Посоревнуйтесь друг с другом на время! Набор развивает логическое мышление, память, моторику, расширяет кругозор и развивает эмоциональный интеллект.
Дидактическое пособие «Театр настроения»
Цель пособия: знакомство детей с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, вина). Учить различать и сравнивать эмоциональные ощущения, как свои, так и других. Учить контролировать собственное настроение. Развитие произвольного внимания, мышления
Задачи пособия:
– развитие представлений об эмоциях;
– развитие опыта эмоционального реагирования;
– овладение словесными обозначениями эмоций.
– развитие выразительной мимики;
– проигрывание различных эмоциональных состояний.
Для кого предназначено: для эмоционального и интеллектуального развития детей 5–9 лет.
Учащиеся знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами основных (врожденных) эмоций, но и учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других.
Настроение – это устойчивое переживание эмоций. Играя в эмоции, учащиеся научатся контролировать собственное настроение, что положительно влияет на их взаимоотношения с окружающим миром.
Пособие развивает произвольное внимание, мышление и подходит для тех, кто умеет читать, и для тех, кто учится читать.
Дидактическое пособие «Злой воздушный змей»
Пособие представляет собой воздушного змея.
Цель: снятие эмоционального напряжения посредством релаксационных упражнений, психоэмоциональной разгрузки.
Задачи:
– создать условия для предотвращения синдрома эмоционального выгорания у учащихся;
– формировать представление о приёмах и методах снятия психоэмоционального напряжения.
Ожидаемые результаты:
– профилактика эмоционального выгорания,
– приобретение практических навыков снятия психоэмоционального напряжения.
Для кого предназначено: для эмоционального и интеллектуального развития учащихся младшего возраста.
Дидактическое пособие «Эмоциональные шары»
Пособие представляет собой воздушные шары с изображением эмоций.
Цель: снятие эмоционального напряжения посредством релаксационных упражнений, психоэмоциональной разгрузки.
Для кого предназначено: для эмоционального и интеллектуального развития всех возрастов.
Дидактическое пособие «Зонт эмоций»
Пособие представляет собой зонт с «эмоциями», которые прикреплены к спицам на тесьме.
Цель: определение эмоциональное состояние учащегося, профилактика тревожности.
Для кого предназначено: для эмоционального и интеллектуального развития детей 5–9 лет.
Дидактическое пособие «Дневник эмоций»
Пособие представляет собой тетрадь с наклейками.
Цель: отслеживать свои эмоции, связанные с определенными событиями.
Дневник эмоций нужен затем, чтобы отслеживать свои изменения в психологическом, эмоциональном плане. Для этого нужны записи произошедших с вами событии и эмоции, которые вы испытывали в течение определенного периода.
Я чувствую… что?
Что я переживаю прямо сейчас?
Какое настроение у меня было вчера?
Чувствую ли я сегодня счастье?
Как эмоции отзываются в моих мыслях и моем теле?
Учащимся он откроет дверь в сложный мир переживаний, поможет не запутаться и проявить свою индивидуальность.
Для кого предназначено: для всех возрастов.
Дидактическое пособие «Банка эмоций»
Пособие представляет собой банку с надписью. Каждый день учащийся кладёт в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку – смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели он смотрит, каких эмоций было больше.
Для кого предназначено: для детей младшего возраста.
Дидактическое пособие «Коробка радости»
Пособие представляет собой коробку с предметами.
Возьми картонную коробку, оклей красивой бумагой и положи внутрь то, что напоминает тебе про радостные события. На гранях коробки наклей (нарисуй) то, что вызывает у тебя радость.
Для кого предназначено: для эмоционального и интеллектуального развития детей младшего возраста.
Дидактическое пособие «Эмокнижка»
Пособие представляет собой книжку-шар с эмоциями.
Данное пособие можно носить с собой и без слов показывать окружающим, что ты сейчас чувствуешь. А ещё можно поиграть: в людном месте открой эмокнижку на случайной странице и попробуй найти человека, который испытывает выпавшую эмоцию.
Для кого предназначено: для детей младшего возраста.