Квест-игра с дидактическими играми и упражнениями, направленными на формирование у дошкольников представлений о семье, родном крае, национальных культурных традициях Беларуси.
Оксана ВЕРУШ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №6 г. Волковыска»,
Гродненская область
Материал и оборудование: музыкальная колонка, аудиозаписи песен «Беларусь – это мы», «Полька белорусская»; коробка-подарок (краски, гуашь, кисточки, стакан-непроливайка, полиэтиленовые пакетики, записка); «васильки», ваза, ключ; дидактическая игра «Символы моей страны», набор флагов и гербов различных стран; дидактическая игра «Укрась одежду орнаментом»; большая корзина, предметы (расчёска, фен, зеркальце, заколки, резинки для волос, термометр, шприц, медицинская маска, молоток, отвертка, строительная каска, мастерок, ложка, разделочная доска, тёрка, кастрюля, сковорода и др.), иллюстрации с изображениями врача, повара, парикмахера, строителя (или куклы «соответствующих профессий»); обручи трех цветов (синий, зелёный, красный), набор картинок с изображением животных различных климатических зон, в том числе и с изображениями диких животных белорусских лесов (или наборы фигурок животных); кегли, корзинки с картофелем; «записка от Янки и Аринки».
Ход игры
Звучит аудиозапись песни «Беларусь – это мы».
Воспитатель дошкольного образования. Ребята, вы любите подарки? (Ответы детей). Посмотрите, какой подарок нам оставили наши друзья Янка и Аринка. Я хотела её открыть, но на ней висит замок, и ключика нигде нет.
Звучит запись голосов кукол Янки и Аринки – «Это мы, это мы вам подарок прислали. Но так спешили, что потеряли ключик».
Воспитатель дошкольного образования. Что же нам делать? Ой, посмотрите, тут ещё записка (читает). «Ключик сможете найти, если выполните задания, которые мы для вас приготовили».
За каждое правильно выполненное задание дети получают «василёк», собирают букет в вазу.
Воспитатель дошкольного образования. Ну что, ребята, отправимся на поиски ключика? Вам ведь интересно узнать, какой подарок нам прислали наши друзья Янка и Аринка?
Викторина «Юные знатоки»
Воспитатель дошкольного образования. И вот первое задание. Ответьте на вопросы викторины «Что мы знаем о своей любимой стране».
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Назовите столицу нашей страны?
– Как называется город, в котором мы с вами живём?
– Сколько областей в нашей стране? (6). Назовите их.
– Как называют людей, которые родились и проживают в Республике Беларусь?
– Какие государственные символы Республики Беларусь вы знаете?
Воспитатель дошкольного образования. Молодцы, вы справились с этим заданием, и получаете первый цветок.
Отправляются к следующему заданию.
Дидактическая игра «Символы моей страны»
Воспитатель дошкольного образования. У каждой страны есть свои государственные символы. Какие? (Ответы детей). Какие цвета у флага нашей страны? (Ответы детей). Что обозначает белый цвет? (Чистота, гостеприимство). Зелёный? (Весна, надежда); Красный? (Сила, мужество).
Задание для всех (расположено на доске). Из предложенных флагов найти государственный флаг Республики Беларусь. Из предложенных гербов найти герб Республики Беларусь, герб своего города.
Задание для воспитанников старшего дошкольного возраста. Выбрать из множества символов элементы, которые присутствуют на государственном гербе Республики Беларусь.
Задание для воспитанников среднего дошкольного возраста. Выбрать из множества символов элементы, которые присутствуют на государственном флаге Республики Беларусь.
За выполненное задание ребята получают очередной цветок.
Воспитатель дошкольного образования. У каждого народа есть не только национальные символы, но и своя национальная одежда, украшенная особым узором, орнаментом. Янка и Аринка предлагают вам украсить одежду белорусским орнаментом.
Дидактическая игра «Укрась одежду орнаментом»
На столе разложены картинки с изображением элементов орнамента. Воспитанники украшают силуэты одежды белорусским орнаментом.
Воспитатель дошкольного образования. Может, кто из вас подскажет, как на белорусском языке называется эта одежда (платье – сукенка, юбка – спадніца, рубашка – кашуля)? Вот и с этим заданием вы справились. Мы всё ближе с вами к разгадке.
За выполненное задание ребята получают очередной цветок.
Дидактическая игра «Профессии людей»
Воспитатель дошкольного образования. Живут и трудятся в нашей стране люди разных профессий: врачи, учителя, строители, парикмахеры, воспитатели, дворники и многие другие. Следующее задание «Что кому нужно для работы?».
В большой корзине собраны предметы (расчёска, фен, зеркальце, заколки, резинки для волос, термометр, шприц, медицинская маска, молоток, отвертка, строительная каска, мастерок, ложка, разделочная доска, тёрка, кастрюля, сковорода и др.), которые нужны для работы повару, врачу, строителю, парикмахеру). Разделить по количеству детей на 4 подгруппы. Каждая подгруппа выбирает нужные ей предметы.
За выполненное задание ребята получают очередной цветок.
Игровое задание «Животные леса»
Воспитатель дошкольного образования. Славится наша Республика Беларусь не только своими людьми, но и красивой природой – заповедными лесами, голубыми озерами и реками. Вот и следующее задание – «Какие дикие животные обитают в наших лесах?»
На ковре лежат обручи трех цветов, в одном из обручей собраны изображения животных различных климатических зон. Детям необходимо разложить картинки с изображением диких животных, которые обитают в белорусских лесах в зелёный обруч; а в красный – других животных, которые не живут в нашей стране.
За выполненное задание ребята получают очередной цветок.
Воспитатель дошкольного образования. Белорусы – народ трудолюбивый. А вы знаете, что белорусы называют вторым хлебом? Правильно, картофель. А кто знает, как называется этот овощ на белорусском языке?
Эстафета ««Посади и собери урожай»
На ковре разложены обручи «грядки», расставлены кегли (кочки). В руках у детей корзинки с картошкой. Под музыкальное сопровождение песни «Полька белорусская», дети проходят препятствия (оббегают кегли): сначала «садзяць бульбу», а потом «собирают урожай» в пустые корзинки.
За выполненное задание ребята получают очередной цветок.
Воспитатель дошкольного образования. Ну вот, ребята, вы выполнили все задания, собрали такой красивый букет. А как называются эти красивые цветы? Правильно, это васильки. Василёк является одним из символов нашей страны.
Ой, ребята, послушайте, тут в вазе что-то звенит (заглядывают в вазу и находят ключик от замка). Давайте-ка, скорее, откроем наш подарок.
Воспитатель дошкольного образования (читает записку): «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, которые мы для вас подготовили. В подарок получите волшебный набор, который поможет вам научиться рисовать необычным способом один из символов нашей страны – цветок василёк».
Открывают коробку, в которой лежат краски, гуашь, кисточки, стакан-непроливайка, полиэтиленовые пакеты.
На следующем занятии мы обязательно попробуем нарисовать цветок василька необычным способом с помощью полиэтиленового пакета.
Давайте поблагодарим Янку и Аринку за такой чудесный подарок и пригласим их к нам на выставку.