Упражнения для подготовки учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку

- 15:14Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Упражнения разработаны с учетом ошибок, допущенных учащимися девятых классов в экзаменационных работах по русскому языку (изложение).

Ольга БУБЕНЧИК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

1. Образуйте от данных существительных формы множественного числа, запишите их, выделите окончание.

Торт, век, веко, год, порт, катер, шофёр, судно, клевер, договор, средство, кол, почерк, приговор, волос, время, гражданин, дупло, офицер, городишко, цыган, небо, человек.

 

2. Найдите и исправьте ошибки в образовании и употреблении видов глагола.

Для того, чтобы не простужаться зимой, нужно закаливаться летом. Развитие науки обуславливает технический прогресс. Отец попросил сыскать его очки. Отважного партизана фашисты, к счастью, так и не словили. Книги я привыкла всегда ложить на столе справа. Сегодня Игнат споймал огромную щуку. В тишине звучал голос учительницы, который направил нас и помогал сориентироваться во всех хитросплетениях сюжета. Он много интересного видал в жизни.

 

3. Замените прямую речь косвенной.

«Возле города, – вспоминает один из товарищей Есенина, – тогда была берёзовая роща. Сюда мы часто ходили читать и мечтать». «Ну, как живёшь, соломенный вдовец?» – спросил Андреич папу. «Саша пришёл», – тихонько сказала Нюрочка и улыбнулась. А хозяйка дома воскликнула: «Вот неожиданно!» – и слегка нахмурила брови. «А что, – спросил Федя, – картошка сварилась?» «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?»

 

4. Запишите слова, вставляя на месте пропусков о или ё.

Размеж…вка, ж…ваный, еж…нок, суш…ный, изж…га, стаж…р, кош…лка, девч…нка, нож…вка, ноч…вка, зайч…нок, смеш…н, жж…т, друж…к, ш…пот, щ…тка, крыж…вник, трущ…ба, ч…рный, ж…лудь, ож…г на руке, чащ…ба, реш…тка, ч…лка, молодож…ны, кумач…вый, капюш…н, вооруж…нный.

 

5. Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не)долгие проводы, (не)досоленный суп, потолок очень (не)высок, совершенно (не)подготовленный доклад, никому (не)знакомые места, мне (не)известные люди, эксперимент (не)закончен, ни с чем (не)сравнимы, крайне (не)подготовленное выступление, (не)навидящие нас глаза, (не)желающие отвечать студенты, (не)проснувшиеся люди, (не)ответив на вопрос, (не)взирая на обстоятельства, (не)говоря ни слова, (не)довыполнить план, (не)догадываться о происшедшем, (не)досыпать целую неделю.

 

6. Запишите ряды слов, на месте пропусков вставляя н или нн.

Песча…ый, дискуссио…ый; ю…ый, смышлё…ый; масле…ый, ветре…ый; серебря…ый, зажаре…ый; ране…ый в руку, постира…ый; корчева…ый, неслыха…ый; груже…ый вагон, связа…ый свитер; интересы ограниче…ы узким кругом, дистиллирова…ая вода; увере…ый взгляд, моще…ая плиткой улица; краше…ые перила, кова…ая лошадь; жела…ый ребенок, выстрада…ый результат.

 

7. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

Наконец проходит долгая_скучная_буранная зима. Ранняя_суровая_зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. Простим горячке юных лет и юный жар_и юный бред. Ещё я высыпал на стол много белых грибов_и красных_и черных. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась_и алела таинственно_и странно. Ни конца_ни края нет этой земле.

 

8. Двоеточие на месте пропусков ставится в предложениях:

Листья мы находим в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах_всюду. Всё кругом внезапно побагровело_деревья, травы и земля. Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца пиров, столь чистый, благородный_ничто не трогает души твоей холодной. Оглянись спокойным взором, посмотри_во мгле сырой месяц, словно желтый ворон, кружит, вьется над землей. Маленькая кукла сделала почти чудо_Маруся, давно не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку. Упадет луч солнца на траву_вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

 

9. Тире на месте пропусков ставится в предложениях:

В такие дни нельзя стрелять_птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Умрешь – начнешь опять сначала, и повториться всё как встарь_ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь. Эта улыбка была странная_как будто он постоянно удивлялся чему-то. Земля, и небо, и белое облачко, плывущее в лазури, и темный бор, невнятно шепчущий внизу, и плеск невидной во мраке речки_всё это знакомо, всё это ему родное. На том берегу всё небо было залито багровой краской_восходила луна. И всё ей вдруг припомнилось_и Андрей, и его отец, и новая квартира.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий