Веб-квест разработан для педагогов дополнительного образования с целью повышения их цифровой компетентности.
Юлия ШЕБАШЕВА,
методист
ГУО «Рогачевский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гомельская область
Современному педагогу необходимо быстро учиться, овладевать новыми цифровыми инструментами, внедрять на своих занятиях эффективные современные технологии обучения. Цифровая грамотность педагога – необходимое условие качественного обучения учащихся.
Веб-квест разработан для педагогов дополнительного образования с целью повышения их цифровой компетентности.
В процессе прохождения веб-квеста педагоги учатся работать с информацией в интернете; знакомятся с полезными образовательными интернет-сайтами, с сервисами для создания цифровых образовательных ресурсов; формируют практические умения работы с цифровыми инструментами; учатся использовать электронные ресурсы для организации дистанционного взаимодействия.
Задания могут выполняться в удобное время и в индивидуальном темпе.
Веб-квест создан на конструкторе сайтов Tilda. Использовались цифровые инструменты: Googl формы, онлайн-доска Padlet, Kvestodel, Mindmeister.
Для прохождения веб-квеста необходим ПК с подключением к сети интернет.
Доступ к платформе веб-квеста: https://project8183320.tilda.ws/
На главной странице участники знакомятся с темой веб-квеста, правилами участия и правилами прохождения.
Через кнопку, направляющую на онлайн-доску Padlet «Вопрос – ответ», можно задать любые вопросы по выполнению заданий.
Через кнопку «Пройти квест» открывается страница с заданиями. Веб-квест состоит из 6 последовательных этапов.
1 Развитие информационной компетенции.
2 Развитие коммуникационной компетенции.
3 Развитие медиакомпетенции.
4 Развитие компетенции в области информационной безопасности.
5 Развитие технологической компетенции.
6 Итоговый этап.
На каждом этапе педагоги выполняют задания для развития определенной цифровой компетенции. Каждый этап начинается с цитаты всемирно известной личности, которая определяет суть определенной компетенции.
Предлагается изучить теоретический материал, выполнить практическое задание и отправить его через Google-форму для ответа.
После правильного выполнения каждого задания участники получают на свою электронную почту фрагмент карты с зашифрованной в виде ребуса компетенцией (Приложение).
На последнем этапе педагоги расшифровывают полученные фрагменты и составляют карту цифровых компетенций.
По завершении работы участникам предлагается ответить на вопросы анкеты по результатам прохождения веб-квеста через Google-форму: какие трудности вызвала такая форма работы; какими по сложности были задания; сколько времени заняло выполнение всех заданий; оценка квеста и возможные комментарии.
Педагоги, которые успешно прошли веб-квест, получают сертификат.
Этапы прохождения веб-квеста
1 Развитие информационной компетенции
Для прохождения этапа необходимо:
1) изучить теоретический материал «Поиск информации в цифровом пространстве» (виды поиска информации в цифровой среде; поисковые системы; интернет-сайты для образования; сетевые педагогические сообщества; электронные библиотеки; рекомендации по проверке достоверности информации; рекомендации по выполнению практического задания);
2) выполнить практическое задание: подобрать информацию в интернете по определенной теме и оформить ее в соответствии с рекомендациями;
3) отправить работу через форму для ответа.
2 Развитие коммуникационной компетенции
Для прохождения этапа необходимо:
1) изучить теоретический материал «Электронные инструменты для организации коммуникации» (приведены примеры ресурсов и инструкции по работе с ними);
2) выполнить практическое задание: организовать взаимодействие с учащимися в своем объединении по интересам, используя любой инструмент;
3) отправить ссылку на ресурс через форму для ответа.
3 Развитие медиакомпетенции
Для прохождения этапа необходимо:
1) изучить теоретический материал «Разработка цифровых учебных материалов» (описание некоторых интернет-ресурсов для создания разнообразного интерактивного контента: упражнений, кроссвордов, тестов, пазлов, викторин, интерактивных плакатов, лент времени, учебных тренажеров, квестов и т.д.; сервисы для создания презентаций);
2) выполнить практическое задание: создать свой образовательный ресурс, который можно использовать на занятии в объединении по интересам;
3) отправить ссылку на активный ресурс через форму для ответа.
4 Развитие компетенции в области информационной безопасности
Для прохождения этапа необходимо:
1) изучить теоретический материал «Безопасное поведение в цифровой среде» (ссылки на информационные сайты, статьи и методические материалы, видеоматериалы по интернет-безопасности);
2) выполнить практическое задание: составить правила безопасного пользования интернетом для учащихся своего объединения по интересам;
3) отправить работу через форму для ответа.
5 Развитие технологической компетенции
Для прохождения этапа необходимо:
1) изучить теоретический материал «Цифровые сервисы для организации онлайн-обучения» (описание сервисов для организации удаленного взаимодействия, ссылки на них и на инструкции по работе с ними);
2) выполнить практическое задание: организовать онлайн-занятие с учащимися своего объединения по интересам;
3) отправить скриншоты проведения занятия через форму для ответа; описать достоинства и недостатки такой организации занятия.
Итоговый этап. Составление карты цифровых компетенций педагога
Для прохождения этапа необходимо:
1) расшифровать полученные фрагменты, используя рекомендации «Как разгадывать ребусы?»;
2) составить карту цифровых компетенций педагога в веб-сервисе Mindmeister, используя рекомендации по работе в сервисе;
3) отправить ссылку на карту в форме для ответа.
Пример карты, которая должна получиться
Список использованных источников
1 Секция инновационные образовательные технологии и методики преподавания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/97358/111115.pdf?Sequence=1&isallowed=y. – Дата доступа: 01.03.2024.
2 Справочный центр Тильды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://help-ru.tilda.cc/. – Дата доступа: 02.04.2024.
Приложение