На уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе учащиеся овладевают знаниями, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. В материале представлен опыт работы Любчанской средней школы имени Л.П.Сечко по энергосбережению.
Надежда ДРАНИЦА,
учитель физики и математики
ГУО “Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко”
Новогрудского района,
Гродненская область
Введение
В современном мире все больше возрастает потребность людей в энергетических ресурсах. Энергетическая отрасль влияет на развитие экономики позитивно, а на окружающую среду – негативно (климатические изменения, кислотные дожди, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, парниковый эффект, озоновых дыр, изменение гидрологического режима водных объектов, расходование природных ресурсов) [1]. Существенной проблемой энергетики является небезопасность использования электростанций любого типа, будь то тепловая или атомная. Крупнейшая техногенная катастрофа, которая разразилась 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции, находящейся в маленьком городе Припять, – пример того, как энергетика может быть губительна для всего живого в округе. Вполне вероятен более печальный сценарий при взрыве любой АЭС. Поэтому решение энергетических проблем повлияет на решение основных экологических проблем нашей планеты. В связи с этим Президентом и Правительством Республики Беларусь проводится энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоёмкости производства, разработку и внедрение энергосберегающих технологий. Согласно директиве «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» для укрепления экономической безопасности государства предусматриваются меры по обеспечению энергетической безопасности и независимости страны [2]. Также в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [3] и Кодексе Республики Беларусь об образовании выдвинуто стратегически важное социальное требование – формирование экологической культуры и привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам.
Приложения: Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10
Направления деятельности
1 Научно-методическая деятельность
Основная цель деятельности – консультирование всех участников образовательного процесса и оказание им методической поддержки по актуальным вопросам энергосбережения.
Содержание деятельности:
– организация методических консультаций: консультации для родителей «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление», «Домашняя экономика», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», консультации для воспитателей дошкольного учреждения «Воспитание энергосбережения у дошкольников», консультации для участников образовательного процесса «Культура энергосбережения», «Основные правила энергосбережения»;
– организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся 8–9-х классов проводят занимательные эксперименты и исследования совместно с учащимися начальной школы. Например, проводя эксперимент «Изоляция», учащиеся определяют, какой из материалов – пенопласт, бумага (газета) или ткань (полотенце) – является лучшим изолятором. А проведя исследование «Цвета и свет», ребята узнают, что некоторые цвета способны поглощать больше солнечного света, чем другие, и делают для себя важный вывод: «Чтобы в комнате было светлее и теплее, нужно выбирать обои светлых тонов». Также учащиеся проводят исследования с моделью солнечной батареи. Они не только наблюдают преобразование солнечной энергии в электрическую, но и определяют напряжение на зажимах солнечной батареи при различных условиях: меняя угол наклона батареи относительно Солнца, меняя площадь поверхности батареи, меняя высоту источника над батареей;
– подготовка участников конкурсов, проектов по энергосбережению, конкурсов рисунков по энергосбережению, конкурсов школьных проектов «Энергия и среда обитания», конкурс «Энергомарафон»;
– систематизация материалов по вопросам энергосбережения. Весь материал размещен по тематическим блокам «Классные и информационные часы», «Разработки учебных занятий», «Научно-исследовательская деятельность», «Работа с родителями» (Приложение 1). Также копилка методических разработок включает в себя печатные материалы: методические пособия «Энергосбережение в школе и дома», «Занимательное энергосбережение», рисунки, плакаты, презентации, видеоролики. Презентации и видеоролики постоянно создаются учащимися и педагогами, родителями (Приложение 2)
2 Учебная деятельность
Цель: создать условия для воспитания у учащихся и их родителей, педагогов культуры энергопотребления и энергосбережения через систему образовательного и внеурочного процесса. Основные направления деятельности – учебная и внеурочная деятельность, педсоветы, заседания при директоре, завуче, родительские собрания, родительский всеобуч.
Учителя, ученики и родители вовлечены в одно общее дело – учатся экономить сами и учат этому других. Для учащихся используются различные виды деятельности, дополняющие друг друга.
Содержание деятельности:
– на учебных занятиях используются готовые материалы по пропаганде экономии и бережливого отношения к энергопотреблению, а также учащимся предлагаются различного вида задачи и проекты на учебных занятиях по физике, математике (Приложения 3, 4);
– на учебных занятиях и совместно с родителями дети выполняют различные задания: проведение мониторинга по расходу электрической энергии в домашнем хозяйстве, составление памяток по экономии электрической и тепловой энергии дома и в школе, конкурс плакатов «Энергия нашего дома», составляют энергетический паспорт своего дома (Приложение 5);
3 Воспитательная деятельность
Цель: формировать экономические и экологические компетенции через активное вовлечение учащихся в практико-ориентированные проекты, различные мероприятия, нацеленные на воспитание культуры энергопотребления. Направление деятельности – практическая деятельность учащихся, родителей и педагогов по энергосбережению и экономному энергопотреблению.
Содержание деятельности:
– акции «Охотники за макулатурой», «Бумажный БУМ», «Спасём деревья»;
– акция «Экономим вместе», посвящённая Международному дню энергосбережения;
– участие в акции «Час Земли», которая проводится в последнюю субботу марта с призывом выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы (кроме лифтов) на один час, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата, энергетического объединения человечества;
– акция для местного населения «Время – менять привычки», цель которой – рассказать о простых и доступных способах экономии энергоресурсов, позволяющих сэкономить и семейный бюджет, и бюджет страны;
– мастер-классы «Классные штучки из мусорной кучки». Цель – показать, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, могут послужить материалом для творчества. Ожидаемые результаты: частичное решение проблемы загрязнения окружающей среды, повышение благосостояния семьи (сувениры можно сделать самому, а не покупать). Итоги мастер-классов: прекрасные поделки и сувениры из бумаги, пластика, пенопласта, лоскутов ткани. Учащиеся увидели, что «мусорное» искусство защищает окружающую среду от загрязнений, дает вторую жизнь старым вещам, утратившим свое прямое назначение, экономим энергоресурсы, которые затратим на изготовление новой продукции;
– классные и информационные часы: «Энергосбережение» (Приложение 6), «Как сберечь тепло», форсайт «В качестве единой мировой валюты будет киловатт-час» (Приложение 7), творческий проект «Как наша семья бережет электричество».
Работа по воспитанию бережного отношения к экономии электричества положила начало по созданию единого информационно-методического пространства в области энергосбережения в школе.
4 Научно-исследовательская деятельность
Цель: формировать исследовательские компетенции учащихся, прививать им базовые знания о системном подходе к исследованию вопросов энергоэффективности, способность самостоятельно делать выводы и применять полученные знания на практике. В учреждении образования создано научное общество учащихся. Одним из направлений их работы является энергосбережение. Учащиеся сами выбирают темы проектов, которые привязаны к реальным проблемам и нуждам дома, учреждения образования. В процессе работы над проектом к ним подключаются родители. Это усиливает интерес и мотивацию учащихся, потому что они видят связь теории с реальной жизнью на практике.
Наиболее значимые проектно-исследовательские работы учащихся: «Воздухонагреватель», «Летний душ: за или против», «Водород – топливо будущего». Проект «Воздухонагреватель» внедрен для отопления частного дома учителем физики. Также проводятся исследовательские мини-проекты, с которыми учащиеся выступают на школьной конференции. Например, «Сравнение ламп накаливания и энергосберегающих ламп», «Тепловые двигатели», «Автомобиль и экология», «Мир без отходов, покажем туда дорогу», «Цвета и свет», «Влияние гальванических элементов на всхожесть и развитие растений», «Свет из картофеля», «Планета Затерявшихся Джоулей», «Бактерии shewanella oneidis и энергосбережение», «Где теплее воздух», «Где живет теплота» (Приложение 8)
5 Культурно-просветительская деятельность
Цель: распространить материалы по энергосбережению среди общественности. Направление деятельности – практическая деятельность по созданию печатных материалов, видеоматериалов по энергосбережению. Содержание деятельности:
– оформление и распространение буклетов и памяток по вопросам энергосбережения: «Маленькие секреты большой экономии», «Как можно использовать 1 м3 воды», «Что даёт нам 1 кВт*час энергии», «Сделай свой выбор»;
– оформление листовок, плакатов по энергосбережению;
– оформление тематических брошюр: «Занимательное энергосбережение», «Исследовательская деятельность», «Альтернативная энергетика», «Энергосбережение на уроках физики» (Приложение 1);
– сборник задач по энергосбережению (Приложение 9);
– публикация итогов акций и методических материалов на страницах газет и журналов (Приложение10);
– ведется работа по созданию ресурсного центра по энергосбережению на базе кабинета физики.
Заключение
На уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе учащиеся овладевают знаниями, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. Бережливость в понимании школьника должна рассматриваться, с одной стороны, как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, привычка аккуратно обращаться с вещами и ресурсами, а с другой – как важнейшее условие формирования умений произвольно и деловито выполнять любую работу.
Использованные источники
1 Бинарный урок (физика-электротехника) на тему “Энергосбережение. Пути решения проблемы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/635939 – Дата доступа: 16.10.2022.
2 Директива Президента Республики Беларусь «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/ukaz-o-vnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-direktivu-prezidenta-belarusi-179167-2016/. – Дата доступа: 10.11.2023
3 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_106130.pdf. – Дата доступа: 10.11.2022;