Квест-игра «Чудесных, вкусных блюд создатель!»

- 11:37Воспитательная работа, Сценарии

Квест-игру «Чудесных, вкусных блюд создатель!», посвященную профессии повара, целесообразно проводить в рамках недели профессий, профориентационных мероприятий. Можно использовать отдельные этапы игры.

Тамара КИСЕЛЕВИЧ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Залесская средняя школа Сморгонского района»,
Гродненская область

 

 

Организационно-методические условия реализации мероприятия

Цель игры: создание позитивной мотивации к осознанному выбору профессионального самоопределения среди участников образовательного процесса через активную творческую и познавательную игровую деятельность.

Участники: учащиеся; формируются команды – 2–4 по 4–6 человек в каждой.

Условия проведения игры:

– содержание квест-игры может корректироваться с учётом специфики и возможностей образовательной организации;

– обязательное условие – количество команд должно совпадать с количеством станций или быть меньше;

– каждой команде на старте выдаются маршрутные листы, в которых будет фиксироваться следующая станция пребывания команды после разгадки ключа и полученные баллы после прохождения задания.

 

В основе реализации квест-игры «Чудесных, вкусных блюд создатель!», лежит принцип активности. Занятие строится с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозговой штурм, групповая проблемная работа (ГПР), ролевая игра, дискуссия и др.

Ожидаемые результаты:

– развитие коммуникативных навыков, личностных компетенций через командную форму работы;

– понимание и принятие выбора будущей профессии через активную творческую и познавательную игровую деятельность;

– освоение навыков коллективного творческого дела, проектной деятельности.

 

Этапы проведения

І Подготовительный этап

Определение ответственных в учреждении за проведение квест-игры среди учащихся.
Распределение обязанностей среди организаторов и определение основных этапов квест-игры.
Распределение станций по кабинетам.
Подготовка маршрутного листа для прохождения станций, информационного и методического материала.
Формирование команд игроков, капитанов.

ІІ Основной этап

Прохождение игровых площадок командами.

ІІІ Заключительный этап

Подведение итогов игры.
Рефлексия.

 

Ход игры

І Подготовительный этап

Ведущий приветствует участников, представляет команды, членов жюри. Командам выдаются маршрутные листы (Приложение 1).

Озвучиваются правила игры: следуя маршрутном листу, участники проходят указанные станции и выполняют на них задания. Тайминг – на каждую станцию не более 15 минут. Порядок прохождения станций у каждой команды свой. Работу команд контролируют ведущие на каждой станции: они предъявляют задания, оценивают их выполнение, начисляют баллы, заполняют маршрутные листы команд.

После прохождения всего маршрута участники собираются на месте первоначального сбора команд, сдают жюри маршрутные листы для подведения итогов игры.

 

II Основной этап. Прохождение станций командами

Станция № 1. «Историческая»

Содержание

Информационная справка
Задание 1. «Кроссворд»
Познавательная пауза
Задание 2. «Белорусская кухня»

Информационная справка

Необходимое оборудование: проектор, ноутбук.
Инструкция: Зачитываются исторические сведения о профессии повар.
Рассказ ведущего по станции (Приложение 2) сопровождается презентацией.

Задание 1. «Кроссворд»

Необходимое оборудование: листы бумаги с распечатанным кроссвордом, ручка, черновик.
Инструкция: участники команды разгадывают кроссворд.

Вопросы кроссворда

1. Покровительница поварского дела. (Кулина)
2. Из этого города немецкие эмигранты привезли в США закуску, рецепт которой включает котлету или жареное мясо, которую кладут в середину небольшого хлебца круглой формы и заправляют соусом. (Гамбург)
3. Здесь происходили восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. (Древний Рим)
4. Мифический врач-целитель, получивший в Риме мифическое имя Эскулап. (Асклепий)
5. Волшебник котла и поварешки, великий повар, стоял во главе первых школ поварского искусства при императорах Древнего Рима Августе и Тиберии. (Апиций)
6. В Англии это блюдо называют «роллами из капусты по-китайски», во Франции «капустными сигарами», в Германии «колбасой в капусте». (Голубцы)

Познавательная пауза (Приложение 2)

Задание 2. «Белорусская кухня»

Необходимое оборудование: распечатка.
Инструкция: на листах распечатка названий белорусских блюд. Соотнести название блюд с определением.

 

Станция № 2. «Литературная»

Содержание

Задание 1. «Любимая картошка»
Задание 2. «Эмодзи»
Задание 3. Инсценировка «Дзядзька Кухар»
Познавательная пауза

Задание 1. «Любимая картошка»

Необходимое оборудование: проектор, ноутбук.
Инструкция: демонстрируется фрагмент из кинофильма «Девчата». Назвать как можно больше блюд из картофеля.

Задание 2. «Эмодзи»

Необходимое оборудование: карточки эмодзи, отрывки произведений.
Инструкция: необходимо в соответствии с содержанием отрывка из произведения составить линейку эмодзи.
Отрывки из произведений с эталоном ответа (линейка эмодзи):

И.Ильф, Е.Петров, «Двенадцать стульев»
«В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селёдки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушёных яблок.»

М.Е.Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы»
«Ещё в доме было всё тихо, а он уж сбегал к повару на кухню и узнал, что к обеду было заказано: на горячее – щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток солёный да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.»

М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»
«Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешёвка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски?

А.П.Чехов, «Торжество победителя»
«Блины были такие великолепные, что выразить вам не могу, милостивый государь: пухленькие, рыхленькие, румяненькие. Возьмёшь один, чёрт его знает, обмакнёшь его в горячее масло, съешь – другой сам в рот лезет. Деталями, орнаментами и комментариями были: сметана, свежая икра, сёмга, тёртый сыр. После блинов осетровую уху ели, а после ухи куропаток с подливкой».

Задание 3. Инсценировка «Дзядзька Кухар»

Необходимое оборудование: костюмы, атрибуты по содержанию инсценировки.
Инструкция: демонстрируется инсценировка «Дзядзька Кухар» отрывка из поэмы Якуба Коласа «Новая земля». Участники должны назвать автора произведения и какое блюдо готовил дядька Антось.

Инсценировка
Учащиеся в образах героев поэмы Якуба Коласа «Новая зямля» сидят у костра.

Дзядзька Антось. Эх, наямося! Ну, што вы рукі паскладалі? У агонь бы трэскі паскідалі. А то патухне зараз! Жыва! (Помешивает клецки в чугунке, а ребята с нетерпением смотрят на него).
Кастусь. Ну, дзядзька, можа і гатовы?
Дзядзька Антось.

Які ты, хлопча, нецярпячка,
Няхай цябе затопча качка!
Няхай паварацца часінку,
Каб сокам добра праняліся,
Тады, брат, – эх! адно дзяржыся!

Вопрос: Назовите автора и произведение, а также блюдо, которое готовил главный герой.

Познавательная пауза

Чытанне ўрыўка з рамана Ніла Гілевіча «Родныя дзеці” (Приложение 3).

 

Станция № 3. «Практическая»

Содержание

Задание 1. «Дегустатор»
Задание 2. «Меню АБВ»
Задание 3. «Без него никак…»

Задание 1. «Дегустатор»

Необходимое оборудование: пробирки, заполненные на четверть различными пряностями и специями (4–5 штук), «Чек-лист» для каждой команды (Приложение 4).
Инструкция: один представитель от команды получает пронумерованные пробирки с пряностями и специями. В соответствии с номером пробирки в «Чек-листе» сделать запись, какая пряность либо специя находится в пробирке.

Задание 2. «Меню АБВ»

Необходимое оборудование: лист «Меню», черновик, ручки.
Инструкция: команда выбирает карточку с буквой алфавита. На эту букву необходимо в лист «Меню» вписать как можно больше названий блюд. Аккуратность заполнения меню учитывается.

Задание 3. «Без него никак…»

Необходимое оборудование: набор кухонных инструментов.
Инструкция: необходимо назвать инструмент и пояснить способ применение данного инструмента на кухне.

 

III Заключительный этап

Содержание

Подведение итогов игры
Рефлексия

Команды собираются в месте первоначального сбора и сдают свои маршрутные листы с отметками о прохождении станций и выставленными баллами.

Жюри подводит итоги.

Рефлексия

Необходимое оборудование: ватман, карточки с изображением блюд.
Инструкция: белый ватман как образ обеденного стола под белой скатертью. На него участники квест-игры крепят изображения блюд, соответствующие их эмоциям после проведённого мероприятия.

 

Приложение 1

Маршрутный лист

Команда № ____

Название станции Местонахождение станции Баллы Подпись
ведущего по станции
Стартовая площадка      
Станция «Историческая»      
Станция «Литературная»      
Станция «Практическая»      
Станция «Перспективная»      
Стартовая площадка      
Итог игры      

 

Приложение 2

Рассказ ведущего о профессии повара

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать, это древнейшая профессия. Можно предположить, что первые повара появились среди наших первобытных предков, когда человек понял, что жарить мясо на костре гораздо вкуснее, чем есть его сырым.

Возможно, именно тогда в племени появился специальный человек, которому его собратья доверяли приготовление добытых на охоте животных. Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара.

Еще в Древней Греции возник культ Асклепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она и стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария» (от лат. culina – кухня).

О первых профессионалах, зарабатывающих таким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э. Для солдат царя пищу готовил из отборных продуктов специально нанятый мастер кулинарного дела. Можно смело предположить, что в более древних культурах Египта, Финикии и Шумер также были профессиональные кулинары, работающие для семей знатных людей и правителей. Десятки тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария. С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. В Древнем Риме происходили даже восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. При императорах Августе и Тиберии (около 400-го года н.э.) были организованы первые школы поварского искусства, во главе которых стоял волшебник котла и поварешки – великий повар Апиций.

После длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг страны и Сицилия.

Коснемся истории белорусской кулинарии. Начнем с того, что первые записи о еде были созданы в Великом Княжестве Литовском, крупнейшем государственном образовании в Европе середины ХІ века. Кулинарные рецепты условно можно разделить на рецепты для четырех сословий: княжеского, панско-шляхетского, магнатского, сельского. Из-за удобного расположения территорий нынешней Беларуси – центр Европы и перекресток больших судоходных рек – к нам поступало множество разных специй, приправ и кулинарных новшеств.

Княжеская кухня, как центр культуры, активно перенимала всё новое. Имбирь или перец чили, карри или розмарин – всё это можно было найти на кухне у поваров, которых приглашали к нам со всей Европы. Основой кухни у селян были куриные яйца, коровье молоко, грибы почти всех видов, ягоды, моченые яблоки, кислая капуста и свекольный квас. Куда позже в обиходе появилось мясо, сало и колбасы. Такие кушанья чаще доставались с панского стола. Шляхетско-панский стол был наполнен кашами, блинами, пирожками, маслом и сметаной. Раз в неделю на стол подавались мясные деликатесы, а ещё два дня были рыбными. Вся кухня опиралась на сезонность и религиозные посты, которых было много. Повар в XXI веке стал другим – с профессионально отточенными движениями рук, большой фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, с тонким гастрономическим вкусом.

Сегодня профессия повара престижна и востребована на рынке труда. Ежегодно открываются десятки новых ресторанов и кафе, фестивали и конкурсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам развиваться профессионально.

 

История появления блюд

Вы когда-нибудь задумывались об истории возникновения блюд, которые мы готовим в будни и праздники? А о том, кто придумал наши любимые рецепты? Наверняка некоторые истории блюд мира удивят вас или хотя бы вызовут улыбку.

Блинами наши предки любили угощаться задолго до возникновения масленичных традиций. По одной из версий, первый блин был создан абсолютно случайно – он стал результатом поварской ошибки в далеком X веке. Однажды, разогревая на сковороде овсяный кисель, повар зазевался и не заметил, как блюдо пригорело. И вот он – наш любимый и родной блин с золотистой корочкой.

Происхождение пиццы восходит к тому времени, когда несколько тысяч лет назад в Древнем Египте появились дрожжи и кислое тесто. В Древней Греции стали запекать тесто вместе с приправой, в качестве которой могли служить овощи, мясо, маслины, молочные изделия и другие компоненты. Греческая пицца называлась «plakuntos», то есть «плоский испеченный хлеб». Помимо прямого назначения она служила еще и тарелкой. Римляне, известные чревоугодники и мастера совмещать неудобосовместимое, обильно сдобряли пиццу медом и листьями лавра.

Пряник пекут из теста с добавлением пряностей (отсюда и название), повидла, меда, орехов и изюма. Пряники появились еще во время неолита, когда наши предки научились печь хлеб и экспериментировали с различными вкусовыми добавками. Самые древние пряники – медовые. Лепешки, выпеченные с медом, были известны египтянам и грекам. Немцы усовершенствовали древний рецепт и до сих пор выпекают медовые пряники на Рождество.

Пельмени с давних времен считаются исконно русским блюдом – сытным и удивительно вкусным. Хотя само слово «пельмень» происходит от двух слов финно-угорского происхождения: «пель» – ухо, ушко и «нянь» – тесто, хлеб. Ушки из начиненного мясным фаршем теста идеально вписались в традиции многих народов, населяющих Россию – замороженные пельмени прекрасно сохраняются всю зиму, не теряя свои качеств, а мясо, спрятанное в тесте, не так привлекает хищных животных, как обычное. Пельмени можно было брать с собой в дальние зимние поездки, обеспечивая полноценное горячее питание, готовить заранее в больших количествах и с самыми разными начинками. 

 

 

Приложение 3

Урывак з рамана Ніла Гілевіча «Родныя дзеці”

Адступленне пятае – кулiнарнае

Што наша закусь у пашане
У знатакоў застольных страў –
Аб гэтым хораша ў Варшаве
Адзін наш сябра напісаў.

Цытую сцісла па газеце:
“Як журналіст і дыпламат
Я пабадзяўся шмат па свеце
I ўсякіх кухань знаю шмат.

Але якую б вы закуску
Мне ні даўмеліся назваць –
За “парася па-беларуску”
Аддам любую без разваг!

О, млечны дзюдзік на талерцы!
Цалком засмажаны ў духу!
Ягоны вобраз будзе ў сэрцы,
Пакуль не стлею на труху!

О, як ляжыць ён маляўніча
На падагнутых капытках,
Задзёршы ўгору пекны лычык
З пахучай траўкай у зубах!

Як той анёлачак – румяны,
Са скуркай крухкаю, ядкой,
I грэцкай кашаю напханы –
Не абы-як – абы-якой!

У кашы – яблынак мядовы
Ці ўпрэлы пахкі баравік!
Самлець нядоўга там, панове,
Калі к раскошы не прывык!

Я на прыёмах, у застоллях,
Прызнацца вам, і састарэў,–
А для душы сваёй раздолля
Нідзе такога не сустрэў.

Калі б я мог, то ў школах нашых –
Каб падхапіла Польшча ўся –
Прадмет увёў бы: “Як засмажыць
Па-беларуску парася”!..”

 

Приложение 4

Чек-лист

Команда № ___

№ пробирки Пряность/Специя
1  
2  
3  
4  
5  

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий