Автор считает, что уроки литературного чтения очень важны в воспитании младших школьников, ведь основополагающей задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание.
Ольга НОВИКОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
В современном мире ребёнка окружает множество как позитивной, так и негативной и информации. Но, к сожалению, «маленький человечек» не всегда может правильно воспринимать эту информацию, принимать правильное решение, понять, что хорошо, а что плохо. И задача педагога – создать условия для развития нравственности школьника, научить быть добрым, отзывчивым, умеющим делать выводы и самостоятельно принимать решения. Ведь в младшем школьном возрасте и закладывается основа нравственных ценностей.
Я решила, что в воспитании младших школьников мне смогут помочь уроки литературного чтения, поскольку основополагающей задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание.
Нередко мы слышим: «Книга – это путь к открытию мира». Действительно, когда малыш читает, он знакомится с тем, что его окружает, с добрыми и злыми делами. Художественное слово влияет на сознание ребенка, на то, что он чувствует и как поступает. Слово вызывает желание быть лучше, желание сделать что-то хорошее. Недаром в народе говорили, что «слово лечит и калечит».
Чтение является интересным, но одновременно и довольно трудным уроком. Ведь все произведения, изучаемые на уроке, так или иначе, затрагивают вопросы нравственности, тему патриотизма затрагивают произведения о Родине и её защитниках; тему любви затрагивают произведения о природе, любви к ней.
Чтобы этические нормы воспринимались детьми на уроке в полной мере, нужно, чтобы ребята думали о том, что прочитали, сопереживали героям произведений, оценивали их поступки. Когда ребёнок читает выбранный или предложенный текст, то он не может не анализировать, где добро, а где зло, где правда, где ложь. Ведь именно на уроках чтения ребёнок может пропустить всё прочитанное через себя, а учитель должен научить его выбрать нужные нравственные ценности и перенести всё в жизнь.
Изучение фольклора имеет огромное значение для формирования нравственности. Особое влияние на ребенка оказывают сказки, которые отлично принимаются и усваиваются детьми. Все сказки несут в себе великую народную мудрость. Они поднимают вопросы душевных человеческих качеств (хорошо и плохо), поступков (хорошие и плохие), причинно-следственных связей между поведением героев и тем, как с ними взаимодействуют другие персонажи (почему одним героям помогают силы природы, а от других отворачиваются).
В ногу со сказками идут пословицы и поговорки. Владимир Даль ярко охарактеризовал их: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
Поговорки и пословицы прославляют:
– патриотизм («Человек без родины, что соловей без песни»);
– труд и просвещение («Красна птица пером, а человек умом»);
– дружбу («Для дружбы нет расстояния»);
– любовь («Любовь всё побеждает»).
Одновременно они могли осуждать:
– трусость («Герой умирает раз, трус – тысячу раз»);
– лень («Лениться да гулять – добра не видать»);
– болтливость («Язык болтает, а голова не знает»);
– лживость («Лжец – неверный друг, обведет вокруг»).
В целом, каждое произведение заставляет ученика задуматься: «Как бы я повёл себя в такой ситуации? Смог бы я повторить подвиг данного героя?» Всё это сводится к тому, что учитель вместе с детьми анализирует то или иное произведение, дабы прочувствовать различные ситуации в сюжете, и помогает ребятам поступить правильно. При работе с текстом необходимо задавать вопросы, которые направлены на обнаружение нравственной основы произведения. Главное в том, чтобы выявить отношение школьников к прочитанному и предложить им высказать свое собственное мнение. А для того чтобы обосновать свой ответ, ребёнку необходимо вдумываться в прочитанное, а после оценить поступки героев произведения. Не зря еще К.Д.Ушинский утверждал: «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».
Приемы развития нравственных качеств учеников на уроках литературного чтения
Речевая разминка – чтение вместе с детьми чистоговорок, скороговорок, которые могут быть выведены на экран телевизора (монитора) в классе, напечатаны на доске или на индивидуальных карточках каждому ученику.
https://docs.google.com/document/d/13MaqjIAk-EzhpV9OaRnIrq8Job6MO1LR/edit
«Шесть шляп» – прием индивидуальной и групповой познавательной активности; этот метод поможет ребятам учиться самостоятельно думать, высказывать свою точку зрения, смотреть на проблемные ситуации с разных сторон.
Обращение к личному опыту – сравнение свое личного опыта с прочитанным в произведении.
Составление паспорта героя – задача этого приема заключается в том, что ученики своими силами составляют общую характеристику явления, которое они изучают, по заданному плану. Так дети «вдумываются» в тему и учатся делать анализ, выделять главное.
Фотоаппарат» – этот приём позволяет ребятам охарактеризовать героя рассказа или сказки, показать все его положительные или отрицательные черты характера, поведения.
Так, при изучении произведения Эрнеста Сетон-Томпсона «Чинк» в 4-м классе дети дают характеристику двум героям – собаке по кличке Чинк и воробью. Ребята выходят к доске и двигают плёнку так, чтобы в объективе появилось нужное слово, все выбранные слова помечают магнитными фишками определённого цвета. После проделанной работы учащиеся сравнивают выбранные качества персонажей данного произведения, а затем делают вывод – «фото» какого героя им понравилось больше и почему, и на кого бы они хотели быть похожи.
«Если бы…?» – этот приём помогает детям сделать свой выбор и найти свой выход из сложившейся ситуации.
«Хорошо и плохо» – такой приём может помочь детям разобраться в том, как устроено противоречие, развивает их мыслительную активность. Выбирая по теме урока литературного героя или произведение, или ситуацию, дети по цепочке называют «плюсы» и «минусы». Учитель и сам может предложить ситуацию, после чего один ученик определяет положительное, а другой отрицательное.
Театрализация – разыгрывание сценок на учебную тему позволяет побыть в роли положительных и отрицательных персонажей, видеть, как проявляются нравственные качества в жизни, различать доброту и зло. Известно, что важной частью нравственного воспитания является привитие любви и гуманного отношения к природе и её ресурсам. Например, сказка «Бережливый теремок» учит младших школьников бережливости, экономии. Инсценировка разыгрывается по переделанной сказке «Теремок» на новый лад. Ребята получают возможность побывать в роли героев и «увидеть» то, что прочитали. Этот приём обогащает словарный запас, повышает интерес к художественному чтению, активизирует их артистизм, креативность. И, самое главное – в памяти учащихся остаётся опыт морального поведения.
https://drive.google.com/file/d/12eTPmK9wElIuWLRPGLLfyi6F13EiIR-C/view
Таким образом, постоянная работа по развитию нравственных качеств личности ребёнка при работе над литературными произведениями помогает повысить уровень нравственности учащихся, воспитывает у них доброту, справедливость, ответственность; формирует чувство патриотизма; учит любить и уважать людей.
В заключение хочется процитировать Василия Сухомлинского: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».