При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету “Биология” необходимы знания классификации организмов. Особое внимание уделяется классификации животных и их систематическому положению в иерархии таксонов.
Анна РОМУК,
учитель биологии и химии
ГУО “Субботникская средняя школа”
Ивьевского района,
Гродненская область
При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету “Биология” необходимы знания классификации организмов. Особое внимание уделяется классификации животных и их систематическому положению в иерархии таксонов.
Таксон |
Представители |
Тип Стрекательные |
медуза, актиния, коралл, |
Тип Плоские черви |
молочная планария, печеночный сосальщик, свиной цепень, бычий цепень, двуустка, эхинококк |
Тип Круглые черви |
Аскарида, нематоды, трихинелла, острица, власоглав |
Тип Кольчатые черви |
дождевой червь, трубочник – класс Малощетинковые; |
Тип Моллюски |
прудовик, виноградная улитка, слизень – класс Брюхоногие; |
Тип Членистоногие |
|
Подтип Ракообразные |
речной рак, широкопалый рак (Красная книга Республики Беларусь), щитень, мокрица, бокоплав, дафния, краб, циклоп, омар, лангуст, креветка, карповая вошь, водяной ослик |
Класс Паукообразные |
пауки, скорпион, сенокосец, каракурт, тарантул, клещи, крестовик |
Класс Насекомые |
|
Неполный метаморфоз |
|
1. Определите, представители скольких типов животных приведены в перечне:
трихинелла спиральная,
кальмар гигантский,
гидра стебельчатая,
аскарида человеческая,
актиния корковая,
нематода луковая,
слизень голый.
2. Выберите правильно составленные пары, определяющие тип животных и его представителя:
а) тип Членистоногие – медведка;
б) тип Моллюски – беззубка;
в) тип Кольчатые черви – бычий цепень;
г) тип Плоские черви – планария;
д) тип Моллюски – мокрица.
1) а, б, в; 2) а, б, г; 3) в, г, д; 4) б, г, д
3. Укажите виды животных, которые относятся к одному и тому же типу:
1) нереис зелёный;
2) острица детская;
3) пиявка медицинская;
4) сосальщик печеночный;
5) каракатица лекарственная;
6) трубочник обыкновенный.
4. Укажите недостающее звено в последовательности, определяющей систематическое положение трубочника обыкновенного:
царство Животные → тип … → класс Малощетинковые
5. Классифицируйте медоносную пчелу, начиная с самого низкого ранга, расположив по порядку пять подходящих элементов из предложенных:
1) род Пчела;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) класс Беспозвоночные;
7) отдел Открыточелюстные;
9) отряд Перепончатокрылые.
6. Определите систематическое положение муравья рыжего лесного, расположив по порядку, начиная с самого высокого в иерархии таксона, шесть подходящих элементов из приведенных:
1) род Муравей;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) класс Паукообразные;
7) вид Муравей рыжий лесной;
8) отряд Перепончатокрылые.
7. Укажите представителя каждого из приведенных таксонов:
Таксон |
Представитель |
А) тип Плоские черви |
1) бокоплав озерный |
8. Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
Таксон |
Представитель |
А) острица детская |
1) тип Хордовые |
9. Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей медведку, капустную белянку и шмеля, является…