В представленной методической разработке учебного занятия по физике в 10-м классе для организации деятельности учащихся на разных этапах урока используется метод SWOT-анализа. Учащиеся предполагают, какие сильные и слабые аспекты могут возникнуть в процессе работы над материалом. Они пытаются продумать свои шаги на уроке, чтобы использовать все возможности достижения поставленных целей, а также избежать предполагаемых угроз, которые могут помешать.
Алла СИНИЦА,
учитель физики
ГУО «Гимназия № 1 имени П.Василенко г. Свислочь»,
Гродненская область
Тема: «Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора»
Класс: 10-й (базовый уровень)
Цель: формирование понятия «электроемкость», представления об устройстве конденсаторов; умения определять электроемкость плоского конденсатора.
Задачи:
– создать условия для совершенствования коммуникативной компетентности учащихся, организации самообразовательной деятельности;
– способствовать развитию самостоятельности, памяти, интеллекта, кругозора учащихся;
– содействовать осознанному выбору учащимися профессиональной траектории на примере строительных профессий;
– способствовать формированию умений работать в группе;
– воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Создание игровой ситуации. Целеполагание – до 10 мин.
3. Изучение нового материала – до 20 мин.
Групповая работа: работа с учебником, поиск ответа на поставленный вопрос – до 10 мин.
Представление результатов групповой работы – до 10 мин.
4. Закрепление нового материала – до 10 мин.
5. Рефлексия – до 2 мин.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1 Организационный момент
Цель: создать рабочую атмосферу на уроке.
2 Создание игровой ситуации. Целеполагание
Цель: подвести учащихся к теме урока и определить задачи на урок.
Учитель предлагает учащимся разбиться на группы. Каждая группа получает набор ребусов. Ребята отгадывают ребусы и высказывают предположение, какое отношение эти понятия имеют к уроку.
Конденсатор
Электроемкость
Фарад
Конденсатор
Электроемкость
Фарад
После определения темы урока и целей на урок ребята заполняют таблицу.
Таблица SWOT-анализ. «Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора».
Сильные стороны
|
Слабые стороны |
Возможности
|
Угрозы |
3 Изучение нового материала
Групповая работа
Цели: самостоятельное знакомство с новыми физическими величинами, формулами, единицами измерения; представление ответов на поставленные вопросы.
Задания группам
1-я группа
Познакомить с понятием «конденсатор», емкостью конденсатора.
2-я группа
Объяснить. От чего зависит емкость конденсатора?
3-я группа
Объяснить. От чего не зависит емкость конденсатора?
4-я группа
Объяснить. Применение конденсаторов.
5-я группа
Продемонстрировать опыт с конденсатором. Рассказать, показать.
4 Закрепление нового материала
Цель: ввести и осуществить закрепление новых понятий, формул, единиц измерения.
Решение задач из сборника В.В.Дорофейчика, О.Н.Белой 2022 года: 701, 702, 707, 708.
5 Рефлексия
Цель: обучать делать анализ проделанной работы, проводить самооценку.
Ребята возвращаются к таблицам SWOT-анализа. Делают вывод: все ли получилось, оправдались ли ожидания и т.д.
6 Подведение итогов урока. Домашнее задание
Выставление отметок.
Задание на дом: § 23, упражнение 17 (2, 3).