При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету “Биология” необходимы знания по темам «Биоценоз» и «Экосистема». В материале представлен комплекс заданий по этим темам.
Оксана АНДРУКОНИС,
учитель биологии и химии
ГУО “Дотишская средняя школа”
Вороновского района,
Гродненская область
При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету “Биология” необходимы знания по темам «Биоценоз» и «Экосистема». В материале представлен комплекс заданий по этим темам.
1. Растительноядные организмы относятся к:
А) автотрофам;
Б) редуцентам;
В) продуцентам;
Г) консументам.
2. Продуцентами являются:
А) рыбы;
Б) водоросли;
В) грибы-паразиты;
Г) травоядные животные.
3. Редуцентами являются:
А) травы;
Б) деревья;
В) хищники;
Г) почвенные бактерии.
4. Укажите группу, в которую входит организм, пропущенный в пастбищной цепи питания:
рожь → ________ → еж
А) редуценты;
Б) продуценты;
В) детритофаги;
Г) консументы I порядка;
Д) консументы II
5. Примером трофических связей популяций в биоценозе является:
А) птицы применяют для постройки гнёзд сухие веточки;
Б) личинки ручейников строят свои домики из кусочков коры;
В) божьи коровки, питающиеся тлёй;
Г) клещ – пухоед, питается перьями птиц.
6. Микоценоз – это составная часть:
А) биотопа;
Б) биоценоза;
В) фитоценоза;
Г) микробиоценоза.
7. Верно ли утверждение: «Участок пространства с однородными условиями обитания, занимаемый тем или иным биоценозом, называется биотопом».
А) да;
Б) нет.
8. Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши, которые объединены обменом веществ в единый природный комплекс, называется:
А) биогеоценоз;
Б) биотоп;
В) экосистема;
Г) фитоценоз.
9. Компонент биоценоза, включающий в себя определённые живые организмы, – это:
А) зооценоз;
Б) климатоп;
В) микоценоз;
Г) гидросфера.
10. Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:
А) яблоня → плодожорка → воробей → ястреб;
Б) белянка → воробей → ястреб → плодожорка;
В) яблоня → дождевой червь → белянка → скворец;
Г) листовой опад → дождевой червь → плесневые грибы → почвенные бактерии.
11. Какую функцию живого вещества биосфера иллюстрирует обмен О2 и CO2 между живыми организмами и окружающей средой в процессе фотосинтеза и дыхания?
А) газовую;
Б) энергетическую;
В) концентрационную;
Г) окислительно-восстановительную.
12. В пресноводном водоеме в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):
хлорелла → I → дафния → II.
Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:
а – кальмар;
б – молодь карася;
в – инфузория;
г – головастик лягушки;
д – молодь карпа;
е – скат.
1) I – в или г; II – а или е
2) I – б или д; II – е
3) I – в; II – б, г или д
4) I – г; II – б или д
13. Одной из причин загрязнения водной среды является:
А) увеличение площади лесов;
Б) разрушение озонового слоя;
В) сброс сточных вод и отходов промышленности;
Г) выращивание генетически модифицированных растений.
14. Агроэкосистемой является:
А) парк;
Б) озеро;
В) болото;
Г) тропический лес.
15. На территории Республики Беларусь заповедниками (I) и национальными парками (II) являются:
А) Полесский;
Б) Припятский;
В) Березинский;
Г) Нарочанский;
Д) Браславские озера;
Е) Беловежская пуща.
1) I – а, б, г; II – в, д, е;
2) I – а, в; II – б, г, д, е;
3) I – в, е; II – а, б, г, д;
4) I – д, е; II – а, б, в, г.
16. Гранит является примером ______________ веществом биосферы:
А) живого;
Б) косного;
В) биокосного;
Г) биогенного.
Ответы: 1. А. 2. Б. 3. Г. 4. В, Г. 5. Б. 6. Б. 7. А. 8. А. 9. А. 10. А. 11. А. 12. 3. 13. В. 14. А. 15. 2. 16. Б.