В материале предложены формы работы, которые позволят организовать работу с воспитанниками старшей группы в период лето – осень на метеостанции.
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
Вопрос экологического воспитания актуален для учреждений дошкольного образования, которые создают все необходимые условия для развития разносторонней личности ребенка дошкольного возраста.
Сегодня образовательное пространство детских садов представлено разнообразными формами организации детской деятельности, которые способствуют экологическому воспитанию по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа». Развивающая предметно-пространственная среда представлена разнообразными экологическими центрами, как в групповых комнатах, так и на территории учреждения, которые в своем арсенале имеют объекты и предметы для формирования представлений о явлениях и объектах природы.
Немаловажным является современный подход в организации таких центров, а в частности организации их таким образом, чтобы у воспитанников наряду с развитием познавательного интереса была возможность на практике упражняться в определении свойств, качеств и характерных природных явлений.
Метеостанция в детском саду – это современная оборудованная экотерритория по определению состояния погоды и разнообразных природных явлений. Важным является тот факт, что работа на метеостанции с метеоприборами позволяет воспитанникам не только познакомиться с определенными природными явлениями, но и установить причинно-следственные связи, что является немаловажным в развитии познавательного интереса.
С понятием «дождь» воспитанники знакомы с самого раннего возраста, но возможности метеостанции позволяют расширить представления воспитанников об этом явлении, установить определенные закономерности, апробировать народные приметы, зависимости некоторых объектов природы и социальной жизни от дождя и т.д. С этой целью для работы с воспитанниками используется осадкомер – дождемер, с которым дети осуществляют ряд мини-исследований, наблюдений и опытов. Предложенные формы работы позволят организовать работу с воспитанниками старшей группы в период лето – осень на метеостанции.
Форма организации работы, приборы метеостанции |
Цель |
Содержание работы |
Лето |
||
Наблюдение «Как рождается дождь» (Дождемер) |
Развитие умения вести разговор, ориентируясь на его задачу, внимательно слушать собеседника |
Педагогический работник загадывает загадку про дождь: |
Мини-исследова-ние |
Развитие любознательности, умения наблюдать и делать выводы, замечать явления неживой природы и их свойства в природе |
Минутка народной мудрости – педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить смысл поговорок: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Дождь падает на злых и добрых. Весенний дождь лишним не бывает». |
Мини-исследование «Знаю я, что иногда с неба капает вода!». («Ловец облаков», дождемер, магнитно-меловой стенд) |
Развитие любознательности, умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы |
Беседа «Что меняется в природе, когда идет дождь?» – педагогический работник предлагает воспитанникам из личного опыта рассказать об изменениях в природе, которые они наблюдали после дождя. |
Мини-исследование «Летний дождь». |
Формирование умения выделять общие свойства объектов и явлений природы, умения устанавливать причинно-следственные связи |
Педагогический работник загадывает загадку про дождь: |
Мини-исследование «Дождевые лужи» (Дождемер) |
Развитие самостоятельности в познавательно-практической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, инициативы в решении познавательных задач |
Проблемный вопрос «Когда луж больше после проливного дождя или моросящего?» – педагогический работник уточняет у воспитанников характерные особенности проливного и моросящего дождя и предлагает ответить на предложенный вопрос, опираясь на собственные наблюдения детей. |
Мини-исследова-ние «Дождик, дождик – капелька!» (Дождемер) |
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы |
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам с помощью дневника наблюдений за погодой сравнить уровень осадков, собранных дождемером во время ливня, кратковременного дождя и грозы в течение лета. |
Осень |
||
Мини-исследование «Лужи» (Дождемер) |
Развитие умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни |
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить и назвать приметы прошедшего дождя (лужи на асфальте, мокрое оборудование, мокрые деревья), определить количество осадков с помощью дождемера. |
Опыт «Где больше соберется воды – под деревом или на открытом месте?» (Дождемер) |
Развитие умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни |
Литературная минутка – педагогический работник читает стихотворение Г.Лебедева «После дождя»: |
Мини-исследование «Дождь проливной». (Дождемер) |
Развитие умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы |
Литературная минутка – педагогический работник читает стихотворение «Ливень» А.Барто: |
Наблюдение «Сезон дождей» (Дождемер) |
Развитие умения подбирать слова, близкие по смыслу, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы |
Дидактическая игра «Подбери действие» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Например: «Листья осенью – желтеют, опадают, летят. Дождь осенью идет, моросит, льет и т.д.». |
Наблюдение «Народные приметы бабьего лета». («Ловец облаков», дождемер) |
Формирование представлений о народных приметах по предсказанию погоды, умение сравнивать, анализировать и делать выводы |
Минутка народной мудрости – педагогический работник знакомит воспитанником с понятием «бабье лето» (ясные тёплые дни ранней осени), приметами, связанными с данным периодом осени (бабье лето ненастно – осень сухая; бабье лето сухое – осень мокрая). |
Наблюдение «Дождь весной». (Дождемер, ветровой рукав) |
Развитие любознательности, наблюдательности, умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни |
Педагогический работник загадывает загадку воспитанникам про дождь: |