Планирование познавательно-практической деятельности по ознакомлению с природными явлениями посредством приборов метеостанции детского сада в летне-осенний период (дождемер)

- 11:26ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Методичка

В материале предложены формы работы, которые позволят организовать работу с воспитанниками старшей группы в период лето – осень на метеостанции.

 

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область  

 

Вопрос экологического воспитания актуален для учреждений дошкольного образования, которые создают все необходимые условия для развития разносторонней личности ребенка дошкольного возраста.

Сегодня образовательное пространство детских садов представлено разнообразными формами организации детской деятельности, которые способствуют экологическому воспитанию по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа». Развивающая предметно-пространственная среда представлена разнообразными экологическими центрами, как в групповых комнатах, так и на территории учреждения, которые в своем арсенале имеют объекты и предметы для формирования представлений о явлениях и объектах природы.

Немаловажным является современный подход в организации таких центров, а в частности организации их таким образом, чтобы у воспитанников наряду с развитием познавательного интереса была возможность на практике упражняться в определении свойств, качеств и характерных природных явлений.

Метеостанция в детском саду – это современная оборудованная экотерритория по определению состояния погоды и разнообразных природных явлений. Важным является тот факт, что работа на метеостанции с метеоприборами позволяет воспитанникам не только познакомиться с определенными природными явлениями, но и установить причинно-следственные связи, что является немаловажным в развитии познавательного интереса.

С понятием «дождь» воспитанники знакомы с самого раннего возраста, но возможности метеостанции позволяют расширить представления воспитанников об этом явлении, установить определенные закономерности, апробировать народные приметы, зависимости некоторых объектов природы и социальной жизни от дождя и т.д. С этой целью для работы с воспитанниками используется осадкомер – дождемер, с которым дети осуществляют ряд мини-исследований, наблюдений и опытов. Предложенные формы работы позволят организовать работу с воспитанниками старшей группы в период лето – осень на метеостанции.

 

Форма организации работы, приборы метеостанции

Цель

Содержание работы

Лето

Наблюдение «Как рождается дождь» (Дождемер)

Развитие умения вести разговор, ориентируясь на его задачу, внимательно слушать собеседника

Педагогический работник загадывает загадку про дождь:
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.
Познавательный рассказ «Как рождается дождь» – педагогический работник знакомит воспитанников с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона.
Дидактическая игра «Назови по-разному» – педагогический работник предлагает воспитанникам передать по-другому выражение «дождь идет» (льет, заливает, сыпет, моросит, капает, как из ведра, накрапывает, накрапывает, идет и др.).
Метеознакомство «Дождемер» – педагогический работник знакомит воспитанников с дождемером, прибором для измерения выпавших осадков, его устройством и применением, учит отсчитывать количество осадков и записывать ее в дневнике наблюдении, знакомит с условными обозначениями, которые используют, для того чтобы обозначить количество выпавших осадков.

Мини-исследова-ние
«Следы дождя»
(Магнитно-меловой стенд, дождемер)

Развитие любознательности, умения наблюдать и делать выводы, замечать явления неживой природы и их свойства в природе
и в обыденной жизни

Минутка народной мудрости – педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить смысл поговорок: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Дождь падает на злых и добрых. Весенний дождь лишним не бывает».
Проблемный вопрос «Бывают ли следы у дождя?» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить свои предположения на поставленный вопрос.
Наблюдение «Где следы от дождя?» – педагогический работник предлагает на метеостанции найти «следы» дождя (мокрое оборудование, лужи, следы от капели возле метеобудки и др.).
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает уточнить наличие дождя по уровню осадков в дождемере.
Результаты наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений за погодой.

Мини-исследование «Знаю я, что иногда с неба капает вода!». («Ловец облаков», дождемер, магнитно-меловой стенд)

Развитие любознательности, умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы

Беседа «Что меняется в природе, когда идет дождь?» – педагогический работник предлагает воспитанникам из личного опыта рассказать об изменениях в природе, которые они наблюдали после дождя.
Дидактическая игра «Продолжи предложение» – педагогический работник предлагает воспитанникам продолжить начатое им предложение. Например: «Часто летом идут грозовые (дожди); летом долго стоит жара, хочется уже (дождя); наконец-то на улице … (дождь); на улице стало свежо после… (дождя); по небу плывут тучи, полные… (дождя) и т.д.».
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам произвести замер выпавших осадков после дождя дождемером, прогнозировать дождь по характеру облаков и наличию дождевых туч на небе.

Мини-исследование «Летний дождь».
(Дождемер)

Формирование умения выделять общие свойства объектов и явлений природы, умения устанавливать причинно-следственные связи

Педагогический работник загадывает загадку про дождь:
Крупно дробно зачастило и всю землю напоило. Дидактическая игра «Дождевые слова» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать слова, с помощью которых можно охарактеризовать дождь (мелкий, моросящий, холодный, ледяной, теплый, летний, затяжной, кратковременный, прямой, сильный, струящийся и др.).
Обмен мнениями «Значение дождя» – педагогический работник уточняет у воспитанников о значение дождя в жизни растений и животных.
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает сделать замер выпавших осадков во время прошедшего дождя с помощью дождемера и все результаты замера записать на магнитно-меловом щите или в дневнике наблюдения за погодой.
Таймлайн «Как начинался дождь» – воспитанники совместно с педагогическим работником заполняют ленту времени, на которой в хронологической последовательности наносят события, предшествовавшие дождю.

Мини-исследование «Дождевые лужи» (Дождемер)

Развитие самостоятельности в познавательно-практической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, инициативы в решении познавательных задач

Проблемный вопрос «Когда луж больше после проливного дождя или моросящего?» – педагогический работник уточняет у воспитанников характерные особенности проливного и моросящего дождя и предлагает ответить на предложенный вопрос, опираясь на собственные наблюдения детей.
Опыт 1 «Лужи после дождя» – педагогический работник предлагает опытным путем определить количество выпавших осадков после разных дождей – воспитанники погружают губку в емкость с водой, вынимают её, не отжимая над пустой емкостью в течение счета до 5 – вода капает; тоже повторяют над другой пустой емкостью, отжимая губку – вода льется; измеряют воду в емкостях.
Вывод: воды больше в емкости там, где вода лилась, значит после проливного дождя луж больше.
Опыт 2 «Капает – льется» – воспитанники из одной мензурки переливают воду в другую. Вывод: воды больше наливается, когда льётся.
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает сравнить показания дождемера в течение месяца по записям в дневнике наблюдений за погодой для определения, когда был дождь проливной, а когда моросящий.

Мини-исследова-ние «Дождик, дождик – капелька!» (Дождемер)

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам с помощью дневника наблюдений за погодой сравнить уровень осадков, собранных дождемером во время ливня, кратковременного дождя и грозы в течение лета.
Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде графика осадков.

Осень

Мини-исследование «Лужи» (Дождемер)

Развитие умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить и назвать приметы прошедшего дождя (лужи на асфальте, мокрое оборудование, мокрые деревья), определить количество осадков с помощью дождемера.
Проблемный вопрос «Почему на земле мало луж?» – педагогический работник предлагает назвать предполагаемые причины отсутствия луж на земле, в песочнице.
Опыт «Где вода?» –  педагогический работник предлагает воспитанникам налить в стаканчик с песком.
Вывод: вода ушла в песок, как и вода после дождя ушла в землю.

Опыт «Где больше соберется воды – под деревом или на открытом месте?» (Дождемер)

Развитие умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни

Литературная минутка – педагогический работник читает стихотворение Г.Лебедева «После дождя»:
Раз-два! Раз-два! Очень мокрая трава,
Лужи по колено, пузыри и пена.
В светлых каплях провода, ветки и листочки,
Через край бежит вода из пожарной бочки.
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник уточняет у воспитанников, с помощью какого прибора метеостанции можно измерять количество выпавших осадков во время дождя, совместно с воспитанниками устанавливают дождемер под деревом и на открытом месте. После дождя воспитанники производят замер выпавших осадков, сравнивают их количества из разных мест, устанавливая причину разного количества воды (под деревом меньше воды потому, что только часть воды стекает по листьям, остальная часть остается на них).
Результаты опыта фиксируются в дневнике наблюдений.

Мини-исследование «Дождь проливной». (Дождемер)

Развитие умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы

Литературная минутка – педагогический работник читает стихотворение «Ливень» А.Барто:
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Ливень! Ливень! Льется, льется,
Дидактическая игра «Объяснялки» – педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить данную им характеристику дождя. Например: обильный – много воды после дождя, мелкий – капли падают не часто, холодный – холодные капли дождя, кратковременный – короткий по времени, затяжной – долгий по времени дождь, ночной – дождь идет ночью, ливень – сильный дождь и т.д. Сравнительный анализ «Ливень-дождь» – педагогический работник уточняет у воспитанников отличительные особенности ливня в сравнении с дождем.
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам рассмотреть дневник наблюдения за погодой и выяснить, когда был дождь, а когда был ливень, рекомендует измерить количество осадков с помощью дождемера и сравнить с количеством осадков после ливня и после дождя.
Вывод: количество воды после ливня больше, чем после дождя.

Наблюдение «Сезон дождей» (Дождемер)

Развитие умения подбирать слова, близкие по смыслу, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы

Дидактическая игра «Подбери действие» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Например: «Листья осенью – желтеют, опадают, летят. Дождь осенью идет, моросит, льет и т.д.».
Дидактическая игра «Сезон дождей – это…» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать близкие по смыслу слова к названию предложенного природного явления (период дождей, время дождей, дождевой период, сезон ливней, влажный сезон и т.д.).
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам в течение недели производить замер выпавших осадков для определения дня с самым проливным дождем.
Результаты наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений за погодой.

Наблюдение «Народные приметы бабьего лета». («Ловец облаков», дождемер)

Формирование представлений о народных приметах по предсказанию погоды, умение сравнивать, анализировать и делать выводы

Минутка народной мудрости – педагогический работник знакомит воспитанником с понятием «бабье лето» (ясные тёплые дни ранней осени), приметами, связанными с данным периодом осени (бабье лето ненастно – осень сухая; бабье лето сухое – осень мокрая).
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам народные приметы соотнести с результатами наблюдений за погодой посредством приборов метеостанции («ловец облаков», дождемер) – воспитанники рассматривают небо, измеряют количество осадков.
Результаты наблюдений зафиксируются в дневнике наблюдений за погодой.

Наблюдение «Дождь весной». (Дождемер, ветровой рукав)

Развитие любознательности, наблюдательности, умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни

Педагогический работник загадывает загадку воспитанникам про дождь:
С неба пришёл, в землю ушёл.
Дидактическая игра «Корзина предложений» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать фразы о дожде. Например: «Во время дождя все ходят с зонтами. После дождя выглядывает солнышко и появляется радуга. После дождя много луж и т.д.».
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам измерить количество выпавших осадков после дождя.
Проблемный вопрос «Почему дождь быстро закончился?» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить свои предположения на поставленный вопрос.
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить силу и направления ветра (дождь закончился быстро, так как сильный ветер был).

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий