Использование средств визуализации при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе

- 13:30Подготовка к олимпиадам

Предлагаются авторские средствах наглядности, которые можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Ирина ПОТАПЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Необходимость визуализации учебной информации сегодня очевидна. Хочу остановиться на отдельных средствах наглядности, которые можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.

 

«Олимпиадное» мышление предполагает умение выйти за очерченные границы, за рамки стандарта, действовать не по шаблону, уметь сделать «следующий шаг». Например, для лучшего запоминания фразеологизмов я использую нейросеть Яндекса «Шедеврум».

Вот как интересно «Шедеврум» изобразил фразеологизм «седьмая вода на киселе».

После того как ребята дали ответ, обязательно необходимо спросить происхождение выражения, то есть обратиться к фразеологическому словарю.

Для лучшего запоминания материала можно использовать memory-карты (Приложение 1, Приложение 2). На этих картах для ребят даю портреты писателей или языковедов с одной стороны, с другой стороны предлагаю ответ, кто на них изображен. Таким образом можно повторить значение и происхождение фразеологизмов, картин.

Для повторения биографических сведений о писателях и поэтах использую сайты https://kvestodel.ru, https://online.visual-paradigm.com, https://www.imgonline.com.ua, при помощи которых создаю различные кроссворды (Приложение 3), ребусы (Приложение 4), пазлы (Приложение 5).

С учетом реалий технологичного мира видится логичным и закономерным использование видеоматериалов. Повторить отрывки из произведений помогают различные видеоролики с исполнением лирических произведений известными актёрами, в том числе и современными. Например, включается видеофрагмент с чтением стихотворений Сергея Есенина в исполнении Сергея Безрукова (нужно обозначить автора и произведение). В качестве примеров можно привести видео в исполнении Максимом Авериным стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», отрывки из спектакля «Горе от ума» по одноименной комедии А.С.Грибоедова с целью повторения и запоминания текста.

Очень нравится учащимся работать на уроках с различной книжной иллюстрацией: классической, современной, выверенной. Можно предложить сравнить две картины знаменитых художников с изображением А.С.Пушкина, при сравнении обязательно использовать художественные тексты поэта. 

Картины + несколько вопросов для интриги = олимпиадник занят интересной работой.

Например, нужно перечислить и охарактеризовать языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка? Рассмотреть рисунки и объяснить, в чем состоит их лингвистический смысл.

     

В начале урока предлагаю использовать небольшие стихотворные тексты, как своеобразные творческие пятиминутки, которые обязательно связываю с порой года. Например, стихотворение Юнны Мориц «Ура! Начало марта месяца!» хорошо подойдет для «весенних уроков»:

Ура! Начало марта месяца!
Зима пожитки собрала.
Как тесто, булькает и месится
Сугроб, раскисший от тепла.

На экран вывожу стихотворение и репродукцию по этой тематике, рядом – задания.

Таким образом, подготовка к олимпиадам по русскому языку может стать частью обычных уроков. «Олимпиадное» мышление, сочетающее в себе рациональный и интуитивный путь поиска решения, нужно, очевидно, не только сильным ученикам, постоянным участникам олимпиад, но и, в той или иной степени, всем учащимся. Использование средств визуализации, как показывает опыт работы с одаренными учащимися, способствует формированию их нестандартного и креативного мышления.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий