Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для развития критического мышления, исследовательских навыков, исторического понимания и культурной грамотности. Кроме того, они могут помочь учащимся развить чувство эмпатии и понимания социальных и культурных факторов, которые влияют на жизнь людей в различных исторических периодах.
Екатерина АНДРИЕВСКАЯ,
учитель иностранных языков
ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Актуальность
Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах.
М.Дудин
Время уносит нас от героических лет Великой Отечественной войны, и новые поколения знают о ней только из фильмов. Интересно узнать о переживаниях людей, которые сражались. Песни всегда были с солдатами и помогали им преодолевать трудности, но многие из них забыты из-за изменений в информационной политике. Во времена Советского Союза патриотизм всегда был частью национального характера, и его отражение можно увидеть в музыке.
Воспитание патриотизма в современном обществе является важной задачей. Необходимо обратить внимание на его формирование, которое базируется на глубоком понимании истории и ценностях, которые она отстаивает. Это может быть достигнуто путем развития образования, исторической памяти, патриотической музыкальной культуры, в том числе и восстановлением забытых песен, посвященных героическим страницам истории нашей страны [4].
Особенно важным является воспитание патриотизма среди молодежи. Для этого необходимо создавать условия для развития их патриотических чувств и формирования положительных образцов поведения. Это могут быть лагеря и сборы, где юные люди могут познакомиться с историей, посетить места памяти, общаться с ветеранами, принимать участие в патриотических мероприятиях [4].
Кроме того, важно учитывать мнение молодежи и привлекать их к участию в формировании патриотического настроя общества. Для этого можно использовать различные формы работы с молодежью, такие как конкурсы, фестивали, дискуссии, акции и т.д.
Все эти меры помогут сохранить патриотическое сознание в обществе и передать его будущим поколениям. Патриотизм – это не только любовь к своей Родине, но и уважение к ее истории, культуре, традициям и ценностям. Он должен стать одним из главных факторов объединения и процветания нашего общества.
Военная песня всегда была значимым феноменом, который объединял многонациональный народ, и это было ее главной силой. В музыкальном жанре находят свое отражение такие важные ценности, как патриотизм, любовь к Родине и идеал самопожертвования во имя Отчизны. Все эти духовные ценности являются неизменными и передаются из поколения в поколение. Если мы будем помнить наше историческое прошлое и уважительно относиться к героическому подвигу наших солдат, то эти ценности не потеряют своей актуальности.
Цель: использование в практике педагогической деятельности культурного и исторического потенциала песен военных лет, как средство формирования гражданской активности и патриотизма.
Задачи:
– проанализировать роль песен военных лет в истории и культуре нашей страны;
– изучить влияние песен на формирование патриотических чувств и национальной идентичности;
– анализировать существующие исследования и практику использования песен военных лет для воспитания подрастающего поколения;
– разработать рекомендации по использованию песен военных лет для формирования патриотизма подрастающего поколения.
Получив информацию из книг, нотных сборников, интернет-источников о значении песен Великой Отечественной войны, изучив и высоко оценив их влияние, мы поняли, что они помогали нашим дедушкам и бабушкам выстоять в лихую годину, вселяли веру в победу над врагом и помогли завоевать эту Победу! Задача нашего поколения помнить те Великие страницы истории, которые очень подробно отразились в песенном творчестве военных лет. Эти песни любили и любят петь ветераны, поэтому мы, их потомки должны знать и петь эти песни.
Чтобы проверить насколько хорошо знают песни военных лет, мы решили провести исследование. Нами была разработана анкета (Приложение 1) и проведён опрос среди учащихся 2–4-х, 5–11-х классов о том, какие песни ВОВ они знают, кто их авторы и как музыка помогала бойцам бороться и побеждать.
По результатам анкетных данных был определено следующее
– в младших классах из песен, созданных в годы ВОВ, знают лишь песню «Катюша» (67 %) и песню «Смуглянка» всего 7 %;
– в старших классах 89% знают песню «Катюша», остальные песни такие как: «Смуглянка», «Тёмная ночь», «Священная война», «В землянке» знает небольшой процент учащихся. Авторов этих песен, к сожалению, назвали лишь единицы. Большую часть песен слышат в интернете или по телевизору.
Хорошо, что большинство учащихся 93 % считают актуальными такие понятия как: патриотизм, героизм и любовь к Родине.
I По страницам сборника «Песни, опаленные войной»
Во время Великой Отечественной войны, песни были постоянным спутником солдат, помогая им преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни. Они шли с солдатами в бой, вливали в них новые силы, отвагу и смелость, и порой только песня с ее жизненным текстом и музыкой спасала, придавала боевой дух и сплачивала людей.
Всего в период Великой Отечественной войны было создано более ста песен о войне. Они распространялись очень быстро, пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста, и нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
Мы провели анализ военных песен и условно разделили их на несколько категорий:
Патриотические песни, которые призывают защищать Родину, например «Священная война», «В лесу прифронтовом».
Прощальные песни, в которых обращается внимание на тему расставания и разлуки с близкими, такие как «Баллада о матери», «Месяц май».
Лирические песни, в которых солдаты вспоминают о доме и семье, например «Темная ночь», «В землянке» и «Синий платочек».
Шуточные и задорные песни, которые пелись солдатами во время отдыха на привале, такие как «Катюша» и «Смуглянка».
Победные песни, которые поют о победе советского солдата над врагом, например «День Победы» и «Махнём не глядя».
Военные песни были песенной летописью Великой Отечественной войны, где сама война определяла их тематику, и они оставались неотъемлемой частью истории этого периода.
Патриотические песни: «Священная война», «В лесу прифронтовом».
«Священная война», музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих.
Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу [3, c. 12].
Прощальные песни «Баллада о матери», «Месяц май»
«Баллада о матери» музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева.
1972 год. Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына.
Это уже история. А начиналось все так.
У песни два автора и два рождения. Автор слов — Андрей Дементьев, музыки — Евгений Мартынов.
Вспоминает Андрей Дементьев: «Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение «Баллада о матери».
Вспоминает Евгений Мартынов:
«..Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к сочинительству [2].
Лирические песни «Темная ночь», «В землянке» и «Синий платочек»
«В землянке» музыка К.Листова, слова А.Суркова.
«Бьётся в тесной печурке огонь…» Нет человека, который бы не знал этой песни военных лет. А появилась она вот так:
Автор стихов Алексей Александрович Сурков был корреспондентом газеты «Красная звезда». В ноябре 1941 года он получил задание отправиться в Московскую область. Около города Истра отряд попал в окружение. Был бой и Сурков благополучно вышел из окружения, но вдруг рядом разорвался артиллерийский снаряд. Осколками изрешетило всю шинель, но он не получил даже царапины. Вот тут он и произнёс, — До смерти четыре шага. Эта мысль стала одной из основных строк будущего стихотворения. После одного из тяжёлых боёв уставшие солдаты устроились в землянке, для того чтобы высохнуть и отдохнуть. Но корреспондент не имел на отдых права. Сначала статья в газету. Но репортаж не писался, в голову лезли стихотворные строки. Он быстро набросал текст на листочке бумаги и отправил это письмо домой жене. Все фронтовые письма подвергались обязательной цензуре. И кто-то из цензоров переписал текст для себя и стихи ушли в народ.
Весной 1942 года к Суркову обратился композитор Константин Листов. Ему срочно были нужны хорошие стихи для создания песни. Сурков вспомнил о «Землянке». Листову текст очень понравился. В апреле 1942 года песня появилась на страницах газеты «Комсомольская правда». «Землянка» быстро полюбилась, как фронтовикам, так и труженикам тыла. Вышла пластинка, её пели на всех концертах фронтовых бригад. Пела её и знаменитая Лидия Русланова.
Но вдруг, песня исчезла из эфира, тираж пластинок был уничтожен. Оказалось, что текст не понравился «высшим» цензорам. А именно, строчка «А до смерти четыре шага». Это звучало слишком пессимистично, А песни должны были быть только бодрые.
Листову предложили переделать текст, но он категорически отказался. А песню, не взирая на запрет, продолжали петь на всех фронтовых площадках. И случилось невероятное. Цензура проиграла бой (как мне известно один единственный раз). И уже в 1943 году песня снова зазвучала в эфире.
В конце 90-х годов в деревне Кашино, неподалёку от Истры, было найдено место, где находилась землянка, в которой были написаны знаменитые стихи. На этом месте установлен памятник, на котором выгравирован полностью текст песни «Землянка» и ноты к ней. А песню поют, поют и ПОЮТ! [3, c.16]
Шуточные и задорные песни «Катюша» и «Смуглянка»
«Смуглянка» музыка Я.Шведова, слова А.Новикова.
Песня «Смуглянка» из фильма «В бой идут одни старики», без которой невозможно представить ни один День Победы, и благодаря которой в массовое сознание был внедрён несуществующий образ молдавского партизана, была написана в предвоенное время и посвящена героической деятельности Григория Ивановича Котовского в годы Гражданской войны. Так, благодаря поэту Якову Захаровичу Шведову и композитору Анатолию Григорьевичу Новикову, увидело свет произведение, прошедшее сложный и тернистый путь ко всеобщему признанию и внёсшее немалую сумятицу в головы советских граждан, искренне уверовавших, что в годы ВОВ в боях с фашистами принимали участие молдавские партизаны (на самом деле архивные документы говорят только о 7 молдаванах из почти 3000 советских партизан, воевавших на молдавской территории).
В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой «Смуглянка».
В довоенное время критики окрестили песню «Смуглянка» слишком «фривольной», благодаря чему песня впала в забвение, а её партитура вовсе была утеряна. Не помог песне в обретении популярности и первый год войны — в то время были чрезвычайно востребованы патриотические марши, а вовсе не любовная романтика.
Но спустя месяцы, после появления проникновенных лирических «Тёмной ночи» и «В землянке», на второй год войны Анатолием Новиковым было принято решение вернуться к своему детищу и в конце концов придать ему законченный вид. Связавшись со Шведовым, служившим в то время на Втором Украинском фронте, с просьбой немного переделать текст, композитор получил изменённый вариант стихов спустя некоторое время, и отправил новый вариант А.В. Александрову, избравшему именно её для своего коллектива.
После исполнения песни солистом ансамбля Николаем Устиновым перед редколлегией Государственного радио, чиновники последнего отвергли «Смуглянку» с формулировкой «сентиментальная чуждость для советских слушателей в тяжёлое время». Немало поспособствовала отказу и ситуация с Молдавией, находившейся в ту пору под фашистской оккупацией, где никакого партизанского движения не было и в помине.
Прорыв песни в массы состоялся на праздничном концерте 7 ноября 1944 года, проходившем в Концертном зале им. Чайковского и транслировавшийся по радио, в который Александров решил включить в числе других и «забракованную» композицию. После исполнения «Смуглянки» всё тем же Николаем Устиновым, песня была встречена публикой под громовые овации с криками «Бис!» и «Браво!». И именно радио, ранее отвергшее «Смуглянку», донесло песню до широких народных масс.
После столь ошеломляющего успеха, Александров решил включить песню в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне, однако жюри конкурса в очередной раз «срезало» песню. Но народ — это не жюри, и песня, тут же подхваченная рядом военных ансамблей, разнеслась по просторам необъятной страны и далеко за рубеж.
Новый импульс песне придал снятый в 1973 году Леонидом Фёдоровичем Быковым эпохальный шедевр «В бой идут одни старики», в котором он лично исполнил «Смуглянку». После этого популярность песни, исполненной в разные годы Иосифом Кобзоном, Софией Ротару, Надеждой Чепрагой, «Zdob şi Zdub» и многими другими, не уменьшается до настоящего времени [3, c.89].
Победные песни «День Победы» и «Махнём не глядя»
«День Победы» музыка В.Харитонова, слова Д.Тухманова.
«День Победы», написанная на стихи участника той войны Владимира Харитонова на музыку представителем послевоенного поколения Давида Тухманова к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.
При подготовке к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате. В рамках подготовки к проекту один из самых известных поэтов-песенников той поры Владимир Харитонов (написавший к тому времени слова к знаменитым песням «Мой адрес – Советский Союз», «Россия – Родина моя», «В день рождения» и ряда других), обратился к молодому, но уже популярному в молодёжной среде по музыке к песням «Эти глаза напротив», «Последняя электричка», «Белый танец» и той же песне «Мой адрес – Советский Союз» композитору Давиду Тухманову с просьбой совместно поработать над новой композицией «День Победы».
Несмотря на попытку «срезать» песню на корню, она всё же прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк». Несмотря на массу зрительских симпатий, которые слушатели высказывали в письмах, отправленных в программу, о песне забыли почти на полгода.
И только на праздничном концерте ко Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире Львом Лещенко, умудрившимся обмануть телевизионное руководство. Песня вызвала живой ажиотаж в зрительской среде и Льву Валерьяновичу пришлось повторно исполнять «День Победы» на «бис».
Это был звёздный час песни: после этого «День Победы» уверенной поступью завоевал всю страну и вышел далеко за её пределы: в виде марша композиция звучит в исполнении оркестров многих стран мира [3, c.86]
II Роль военных песен в формировании гражданской позиции личности
Для сбора песен для сборника «Песни, опаленные войной» мы использовали различные источники, включая архивы песенных текстов, музыкальные записи. Мы также обратились к работам исследователей и публикациям, посвященным песням Великой Отечественной войны.
Классифицировав собранный материал, мы определили критерии отбора песен для включения в сборник, такие как:
Историческая значимость песни;
Авторство и исполнение;
Соответствие тематике сборника;
Качество музыкального исполнения и звукозаписи.
Мы также учитывали региональную принадлежность песен, чтобы включить представителей разных регионов страны и охватить максимально возможное количество музыкальных традиций и стилей.
После отбора песен для сборника мы провели работу над аудиозаписями, в сборнике мы стремились разместить оригинальные аудиозаписи, чтобы слушатели могли насладиться настоящим звучанием исполнителей.
Мы также разместили иллюстративный материал для сопровождения песен, такой как фотографии и иллюстрации, чтобы помочь читателям лучше понимать контекст и историю песен.
«Песни опаленные войной» – это сборник песен, посвященных Второй мировой войне. Он включает в себя 52 песни, которые отражают различные аспекты войны – от героических подвигов солдат до трагических историй о любви и потерях.
Сборник «Песни опаленные войной» включает в себя песни различных жанров – от боевых маршей до романсов. Они исполняются как мужскими, так и женскими голосами, а также солистами и хорами. Некоторые из песен были написаны во время войны, в то время как другие были написаны после ее окончания.
Данный сборник имеет большое значение в контексте истории Второй мировой войны. Он помогает сохранить память о войне и ее участниках, а также передает следующим поколениям их опыт и историю. Музыка, как известно, может переносить человека в определенный период времени и помогает лучше понимать исторические события.
Кроме того, сборник «Песни опаленные войной» имеет большое культурное значение. Он содержит настоящие жемчужины музыкального наследия нашей страны и других стран, которые были задействованы во второй мировой войне. В этом сборнике можно услышать музыку, которая была написана как профессиональными композиторами, так и солдатами на фронте. Это делает сборник уникальным и ценным как для историков, так и для любителей музыки (Приложение 2).
На основании сборника «Песни опалённые войной» нами был разработан музыкальный квест «Песни военных лет», что позволило погрузиться в атмосферу тех далёких времен. Квест состоит из нескольких категорий, на каждой из которых участникам предстоит выбрать год создания песни и сложность, которые отмечены цифрами 10 означает что песня лёгкая, а 50 соответственно тяжёлая (Приложение 3).
Такой музыкальный квест позволяет не только узнать мелодии Второй мировой войне и её отражении в музыке, но и ощутить атмосферу тех времён, почувствовать на себе эмоции, которые испытывали люди того поколения. Квест помогает сохранить память о тех, кто принимал участие в этой страшной войне, и уважительно относиться к их подвигу.
Сборник «Песни опаленные войной» и музыкальный квест «Песни военных лет» могут быть использованы в образовательном процессе для изучения истории Второй мировой войны, ее влияния на жизнь людей и культуру того времени.
Сборник «Песни опаленные войной» включает в себя известные и любимые песни советского периода Второй мировой войны, которые были написаны и исполнены во время войны и непосредственно отражают настроения и чувства людей в тот период. Сборник может быть использован в качестве материала для анализа, дискуссии и интерпретации песен в контексте исторических событий. Учащиеся могут обсуждать значения слов и метафор, используемых в песнях, и как они отражают социально-политическую ситуацию того времени. Также можно обратить внимание на музыкальные характеристики песен и как они передают настроение и эмоции.
Музыкальный-квест «Песни военных лет» представляет собой интерактивное мероприятие, которое объединяет музыкальную культуру того времени. Учащиеся могут работать в командах и использовать свои знания о песнях и истории Второй мировой войны.
Оба эти материала могут быть использованы для развития критического мышления, исследовательских навыков, исторического понимания и культурной грамотности. Кроме того, они могут помочь учащимся развить чувство эмпатии и понимания социальных и культурных факторов, которые влияют на жизнь людей в различных исторических периодах.
Заключение
Военные песни – это не только музыка, но и история, культура, наследие. Они помогают нам понять, что такое война и какие страшные последствия она может иметь. Они напоминают о тех, кто отдал свою жизнь за мир и свободу нашей родины. Поэтому мы должны быть благодарны тем, кто написал эти песни, и тем, кто исполнял их, передавая нам истинное значение понятия патриотизма и любви к своей родине.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является важной задачей, и песни военных лет могут быть одним из инструментов для этого. Однако, важно помнить, что воспитание патриотизма должно быть комплексным и должно включать в себя не только знание и понимание исторических событий, но и активное участие в жизни своей страны и общества.
Исследование культурной значимости песен военных лет показало их важность в формировании патриотизма подрастающего поколения. Песни стали неотъемлемой частью национальной культуры и истории, отражающей настроения и чувства людей, живших в те времена. Они передают наследие поколений, позволяют сохранить память о героических подвигах наших предков и воспитывают уважение к своей стране и ее истории.
Песни военных лет несут в себе огромный культурный и исторический потенциал. Этот наследие должно быть передано нашему подрастающему поколению, чтобы каждый мог осознать значение патриотизма, силы духа и солидарности во время трудных испытаний.
Мы призываем молодежь изучать и петь песни, созданные во время Великой Отечественной войны, чтобы сохранить связь с прошлым и передать ее дальше. Исполнение этих песен не только позволяет ощутить дух времени, но и способствует развитию чувства патриотизма и уважения к героям, которые отстояли свою Родину.
Однако необходимо понимать, что патриотизм не должен сводиться к простому песенному репертуару. Воспитание патриотизма – это задача комплексная, требующая образовательных и социальных мер, которые должны соответствовать современным реалиям и вызовам.
Также важно, чтобы воспитание патриотизма было связано с развитием у подрастающего поколения критического мышления и умения принимать информированные решения. Это позволит им не только понимать историю своей страны, но и участвовать в ее создании и развитии.
В целом, сохранение и передача наследия песен военных лет является важным элементом воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Однако, это должно быть частью более широкого комплексного подхода, который будет включать в себя образование, социальные меры и участие в жизни своей страны и общества.
Список литературы
1 Быков, В. Повести: авторский сборник / Василь Быков. — Издательство: Речь, 2017, 416 с.
2 Железный, А.И. Песенная летопись Великой Отечественной войны / А.И. Железный, Л.П. Шемета. – Киев: Современная музыка, 2007 — 266 с.
3 Лёвин, Е. Этих дней не смолкнет слава. Песни о Великой Отечественной войне / Е. Лёвин. – Издательство: «Феникс», 2011, 116 с.
4 Обновленная Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: преемственность и новации [Электронный ресурс] / Национальный институт образования. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf – Дата доступа: 19.01.2023.
Приложение 1
Анкета о песнях Великой Отечественной войны
1 Какие песни были созданы во время Великой Отечественной войны, и кто их авторы?
2 Где вы можете услышать эти песни сегодня?
а) В интернете
б) Звучат на ТВ
в) Свой вариант
3 Какое влияние оказывали эти песни на солдат, воюющих во время Великой Отечественной войны?
4 Актуальны ли сегодня важность понятия героизма, патриотизма и любви к Родине? Есть ли что-то ещё, что можно добавить?
5 Твоя любимая песня военных лет?
Приложение 2
Приложение 3