Автор предлагает материал, направленный на развитие гражданско-патриотических чувств у учащихся при изучении темы «Гидросфера».
Данута ЛАПИНА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды имени П.М.Машерова»,
Гродненская область
География, как предмет, обладает большим воспитательным потенциалом. При изучении любого из курсов географии в школе можно делать акцент на патриотическое воспитание. На уроках физической географии в 6-м классе, изучая тему «Атмосфера», мы ежегодно ведём свои наблюдения за погодой, говорим о благоприятном климате для жизни людей и их хозяйственной деятельности. Изучая тему «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство Беларуси калийными солями, а при изучении темы «Гидросфера» – исключительное богатство водой, как основным источником жизни людей (Приложение). Тема «Биосфера» дает возможность подчеркнуть красоту и разнообразие растительного и животного мира нашей страны. При изучении тем «План местности», «Глобус и географическая карта» предлагаю задания на определение расстояния от своего населённого пункта до центра района, области, страны, показываю центральное положение Беларуси в Европе.
В курсе «Географии материков и океанов» 7-го класса обращаю особое внимание на роль наших выдающихся путешественников, исследователей разных материков и океанов: Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки), Николая Судзиловского, Игната Домейко, Отто Шмидта и др., которые прославили свою страну.
Большой воспитательный потенциал содержит курс географии «Страны и народы» в 8-м классе. Тема «Политическая карта мира» даёт возможность рассмотреть особенности политического и территориального устройства, показать роль и значимость Президента в развитии нашего государства. При изучении темы «Население мира» педагог учит толерантности и воспитывает чувство гордости за белорусский народ. Тема «Общая характеристика хозяйства» позволяет воспитывать чувство гордости за достижения страны в экономике мира.
Не менее важная задача – воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей.
«География Беларуси» в 9-м классе имеет особое значение в формировании гражданско патриотических качеств учащихся. Каждый урок дает возможность для воспитательного аспекта. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения – важная составляющая целей изучения предмета.
В курсе «Экономическая и социальная география мира» в 10-м классе при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту Беларуси в экономике, политике, культуре мира.
В курсе «Глобальные проблемы человечества» в 11-м классе изучаются экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном.
Приложение
Тема 5. Гидросфера. § 21. Строение гидросферы. Мировой океан
Тема 5 Гидросфера. § 22. Движение вод в океане
Тема 5. Гидросфера. § 23. Воды суши. Подземные воды
Тема 5. Гидросфера. § 24. Реки. Речная долина. Речная система
Тема 5. Гидросфера. § 25. Равнинные и горные реки. Питание и режим рек
Тема 5. Гидросфера. § 26. Работа рек и подземных вод
Тема 5. Гидросфера. § 27. Озёра. Болота
Тема 5. Гидросфера. § 28. Ледники. Охрана вод