Установочное заседание учебного кружка для родителей «Адаптируемся вместе»

- 15:11Психологическая помощь

В материале представлен сценарий установочного заседания учебного кружка для родителей «Адаптируемся вместе».

 

Татьяна КОЗЕЛ,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад №  г. Мозыря»,
Гомельская область
kozeltanyusha@yandex.by

 

 

Практика освоения новых форм дошкольного образования показала, что сегодня востребованными у родителей являются адаптационные группы для детей раннего возраста.

Взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям учреждения дошкольного образования является обязательным. Результаты наблюдений показывают, что молодые родители не всегда могут правильно подготовить малыша к посещению детского сада. Многие не считают это обязательным. Не все родители имеют достаточно глубокие представления о жизни ребенка в учреждении дошкольного образования. Именно поэтому детский сад должен стать «открытым» для родителей по всем вопросам воспитания и развития их ребенка, мотивировать родителей на сотрудничество с работниками учреждения в период адаптации ребёнка к новым жизненным условиям.

«Пусковым механизмом» работы с родителями в процессе адаптации их ребенка к условиям детского сада является методично и грамотно составленный перспективный план взаимодействия, значимым моментом которого является деятельность педагога-психолога. Планом предусмотрена организация учебного кружка «Адаптируемся вместе», руководство которым возложено на педагога-психолога.

Цель учебного кружка для родителей детей адаптационной группы: оказание психолого-педагогической поддержки родителей в период адаптации их ребенка к условиям учреждения дошкольного образования.

Задачи учебного кружка для родителей детей адаптационной группы:

– способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей;
– побуждать родителей к обмену опытом семейного воспитания;
– наладить доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Формы организации работы учебного кружка для родителей детей адаптационной группы:

– традиционные (анкетирование, консультирование, тестирование, наглядно-информационное просвещение, семинары-практикумы и т.д.);
– нетрадиционные (круглый стол, брейн-ринг и т.д.).

Первая встреча методического заседания является очень важной. На ней родители сплотятся, будут установлены доверительные отношения, определены направления дальнейшей работы, темы учебного кружка в зависимости от запроса родителей.

Что мы знаем об адаптации? Сценарий установочного заседания учебного кружка для родителей «Адаптируемся вместе»

Тема: «Что мы знаем об адаптации?»

Цель: Выявление уровня психолого-педагогической компетентности родителей, их знаний о факторах, влияющих на процесс адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования.

Форма проведения: методический диалог.

Материал: цветные карточки (черные, красные, зеленые); магнитная доска и мел; «карта» для проведения рефлексии; прищепки, веревка, разноцветные бумажные прямоугольники.

 

Ход мероприятия

1 Ритуал приветствия

Педагог-психолог. Давайте начнем занятие так: встанем (педагог-психолог встает и побуждает к тому же всех присутствующих) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

После того как присутствующие выполнили ритуал приветствия, педагог-психолог предлагает друг другу улыбнуться и с хорошим настроением включиться в диалог по заявленной теме («Адаптация ребенка к учреждению дошкольного образования»).

2 Интерактивный метод «Т – таблица»

На доске нарисована таблица похожая на букву «Т»

 

Адаптация это…

Адаптация это не…

 

 

Педагог-психолог. Сейчас мы уточним ваши представления о понятии адаптация. По очереди завершите фразы (Фразы написаны в Т – таблице).

После выполнения задания участниками педагог-психолог обобщает и выделяет сущность понятия адаптация.

3 Интерактивный метод «Выбор»

Педагог-психолог. Уважаемые родители, попробуйте выразить при помощи карточек степень вашего беспокойства в связи с предстоящим поступлением ребенка в детский сад. Поднимите ту карточку из лежащих на столе, которая наиболее точно показывает степень вашего беспокойства в связи с пред­стоящим поступлением вашего ребенка в детский сад. Черная карточка обозначает сильное беспокойство, красная – умеренное, зеленая – нет особого беспокойства.

Родители выполняют задание.

Вам необходимо обосновать свою степень беспокойства за ребёнка в период адаптации к детскому саду.

После обсуждения родительских проблем педагог-психолог обращает внимание на магнитную доску, на которой размещён перечень факторов, влияющих на успешность адаптации ребёнка к детскому саду:

– физическое здоровье ребенка;
– высокий уровень развития ребенка;
– умение общаться и способность малыша взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми;
– наличие у ребенка культурно-гигиенических навыков;
– умение ребенка действовать самостоятельно;
– благоприятный для поступления в детский сад возраст;
– желание ребенка ходить в детский сад;
– посильные требования к ребенку;
– небольшое количество детей в группе;
– личностные и профессиональные качества педагогов;
– постоянный состав педагогов;
– индивидуальный подход к каждому ребенку;
– доброжелательное и спокойное поведение родителей;
– согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса;
– подготовка к поступлению в детский сад.

Перед вами перечень факторов, влияющих на адаптацию ребенка к учреждению дошкольного образования. Выберите три самых главных для вас фактора и разместите их по степени значимости на магнитной доске.

Родители выполняют задание и обосновывают свой выбор.

Педагог-психолог обобщает ответы родителей. Дает рекомендации по снижению тревожности у родителей за детей в период адаптации к учреждению дошкольного образования (по мере необходимости).

4 Рефлексия

Рефлексивный метод «Острова»

Педагог-психолог вывешивает «карту» на доску и предлагает всем подойти к ней.

Перед вами «карта чувств» удовлетворенности занятием, полезности его, положительных либо отрицательных эмоций, полученных в результате сегодняшнего диалога. Возьмите по маркеру и обозначьте на карте то место где, по вашему мнению, вы находитесь в данный момент. Это место мы обозначим корабликом, который дрейфует у острова или островов ваших чувств, состояний, представлений и т.д.

Ели чувствуете, что вашего острова нет на «карте», то дорисуйте его.

Родители выполняют задание. Педагог-психолог предлагает проанализировать «карту».

5 Интерактивная игра «Гирлянда»

Мы должны определится, какие вопросы будем рассматривать на следующих заседаниях нашего учебного кружка. Ваши заявки напишите на разноцветных прямоугольниках (флажках). Закрепите их на веревочке при помощи прищепки, и у нас получится гирлянда запросов для составления плана дальнейшей работы нашего кружка «Адаптируемся вместе»

Родители выполняют задание.

6 Ритуал прощания

На прощание разрешите поблагодарить вас за работу на занятии. Предлагаю вам поблагодарить друг друга, за что – подумайте сами.

Родители выполняют задание.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий