Дательный падеж имён существительных. Урок русского языка в 4-м классе

- 15:59I СТУПЕНЬ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

 

Снежана ЯНУШКО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 41 им.А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

Тема: “Дательный падеж имён существительных”.

Цель: познакомить с дательным падежом имён существительных; учить определять дательный падеж по вопросам и по предлогам, с которыми он употребляется.

Задачи:

– познакомить учащихся с основным значением дательного падежа имён существительных, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи имён существительных в дательном падеже;

– способствовать развитию творческих способностей учащихся, чувства языка и речевого слуха, работать над развитием орфографической зоркости;

– воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.

Оборудование: учебник «Русский язык в двух частях. 4 класс. Часть 1»; тренажёр по русскому языку для 4-го класса; таблица падежей; карточки с тестами для работы в парах; цветные сигнальные карточки; таблицы для тест-опроса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы организации работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Ход урока

І Организационный момент

Создание психологического настроя.

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Передайте друг другу свою доброту улыбкой. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, значит, за работу.

 

ІІ Проверка домашнего задания

– Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным русским языком. Я назвала русский язык удивительным, а почему он удивительный? (Ответы детей)

– Да, ребята, свои первые слова вы произнесли именно на русском языке, а также потому, что русский – один из богатейших языков в мире.

– Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Я открою вам один маленький секрет: сегодня мы с вами будем работать детективами. А все детективы работают по определённому плану – для того чтобы собрать верные улики и провести правильное расследование. И у нас с вами будет тоже свой план.

– Сейчас по плану у нас проверка домашнего задания. Скажите, для чего нам нужна проверка домашнего задания? (Чтобы мы могли изучить новую тему. Не зная прежнего материала, мы не можем изучать новый).

«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это… (падежи).

– Назовите все падежи по первым буквам слов в двустишии.

Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! Какой падеж? (Родительный падеж).

– Верно. На прошлом уроке мы изучали тему «Родительный падеж имени существительного» и повторили знания обо всех шести падежах в русском языке.

1) Индивидуальные задания в тренажёрах (с. 41, № 3) получают некоторые учащиеся.

2) Остальные работают с учителем.

– Проверим домашнее упражнение.

Прогностическая самооценка.

– Как думаете, как вы выполнили работу? Оцените себя на полях на шкалах самооценки.

– Проверьте правильность выполнения домашнего упражнения 107. Проверьте, правильно ли обозначен падеж выделенных имён существительных? (Читает учитель и сам комментирует).

Поганки

Съедобный кусочек бледной поганки (Р.п.) действует сильнее укуса (Р.п.) змеи (Р.п.). Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом.

К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов (Р.п.) она отличается тем, что ножка у неё будто вылезает из горлышка (Р.п.) широкого горшочка (Р.п.).  

– Теперь оцените свою работу, используя мою подсказку на доске.

– Встаньте те ребята, кто выполнил домашнюю работу на 9–10 баллов.

– Молодцы.

– А теперь те, кто на 7–8 баллов.

– Молодцы и вы

– У кого меньше 7 баллов?

– Не расстраивайтесь, мы лишь недавно начали работать над темой «Склонение имён существительных». Будем продолжать изучать ее дальше, учиться определять падежи, правильно писать окончания.

– Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал предыдущих уроков. У вас на столах лежат листы с тестом. Выполняем данный тест в парах.

Тест

1. Как называется изменение имён существительных по падежам?

а) склонение;
б) сложение;
в) спряжение.

2. При склонении слово сохраняет своё значение, а лишь изменяет форму.

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

3. В русском языке всего падежей:

а) 3;
б) 6;
в) 7.

4. Начальная форма имени существительного – это:

а) Р.п. ед. число;
б) Р.п. мн. число;
в) И.п. ед. число.

5. Имена существительные в форме И.п. отвечают на вопросы:

а) кому? чему?
б) кто? что?
в) кем? чем?

6. В предложении имя существительное в И.п. является:

а) подлежащим;
б) второстепенным членом предложения.

7. Имена существительные в форме Р.п. отвечают на вопросы:

а) кому? чему?
б) кто? что?
в) кого? чего?

8. В предложении имя существительное в Р.п. является:

а) подлежащим;
б) второстепенным членом предложения.

9. В каком словосочетании существительное употреблено в родительном падеже?

а) приплыть к берегу;
б) писать о природе;
в) гулять около дома.

– А сейчас проверим, как вы выполнили тест. Когда зачитывается правильный ответ, хлопайте в ладоши. Кто ответил не правильно – исправляйте ошибку другим цветом. (Читает один вопрос – один ученик).

– Те, кто не сделал ни одной ошибки и верно ответил на все 9 вопросов – поднимите зелёную полоску. Те, кто верно ответил на 8 вопросов – синюю. Те, кто верно ответил на 7 вопросов – жёлтую. Те, кто верно ответил на 6 вопросов – красную. Те, кто верно ответил на 5 и менее вопросов – чёрную.

– Большинство зелёных полосок, значит, вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

 

ІІІ Знакомство с новой темой

– По плану детективов мы переходим к следующему этапу работы – изучению новой темы. А как звучит тема сегодняшнего урока, вы мне скажете сами, прослушав стихотворение Г.Р.Граубина:

Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

– О каком падеже идёт речь? (О дательном падеже.)

– Верно. Сегодня у нас не просто урок, мы же с вами детективы. Чем занимаются детективы, кто знает? (Расследуют, наблюдают, исследуют, изучают, выясняют, ищут, собирают сведения, определяют причины того или иного явления, события и т.д.)

– И мы сегодня займёмся этими делами!

– Как вы думаете, как вы справитесь с изучением дательного падежа, всё ли у вас получится? Поставьте себе на полях тот балл, на который вы думаете, что выполните все задания сегодняшнего урока. (Прогностическая самооценка).

– Вернёмся к нашему детективному агентству. Как вы думаете, каким должен быть детектив? (Умным, смелым, сообразительным, быстрым, серьёзным, сосредоточенным и т.д.)

 

ІV Актуализация знаний

– На прошлых уроках мы познакомились с таким понятием, как склонение, изучили именительный и родительный падеж имён существительных. А сегодня давайте попробуем сформулировать цели урока с помощью наводящих опросов: познакомимся с… (дательным падежом, его вопросами и предлогами), будем учиться определять… (падеж имени существительного по вопросам и предлогам), будем развивать… (свои творческие способности, а также орфографическую зоркость).

– А также любить свой родной язык.

– А сейчас детектив (называется имя подготовленного ученика) расскажет нам интересную сказку-расследование о жадном карлике и Дательном падеже.

Сказка о жадном карлике и Дательном падеже

Это было давно. В одной маленькой деревушке поселился жадный карлик.

Он хотел казаться добрым, напрашивался ко всем в гости, а уходя, просил, чтобы ему что-нибудь подарили. Жители этой деревни были не жадными и с радостью дарили ему подарки. Но карлику этого было мало. Тогда он стал воровать у своих соседей.

Бедные жители деревни не знали, что им делать, как отучить жадного карлика от воровства.

Однажды утром карлик услышал веселую песенку. Из всех слов песенки ему понравилось только «Дам, дам!». Он выбежал на улицу и увидел мальчика, который на лугу пас овец. Карлик подбежал к нему и закричал:

– Дай! Дай!

– Кому, чему дать? – удивился мальчик.

– Мне дай! – не унимался карлик.

– Что тебе дать?

– Дай хоть что-нибудь!

– Так и быть, я дам тебе все, что ты пожелаешь. Но с одним условием: ты вернешь людям все, что забрал у них без спроса.

Карлик, не дослушав, бросился к своему дому, собрал все, что он забрал у жителей деревушки. На одно мгновение он задумался, ему стало жаль отдавать все это богатство. Но он вспомнил слова мальчика: «Я дам тебе все, что ты пожелаешь». И карлик подумал, что пожелает он немало!

Карлик стал возвращать людям их добро. Жители очень удивились такой перемене. Они стали приглашать карлика в свои дома, угощать его чаем с вареньем и плюшками.

Карлику понравилось общаться с соседями. Они были такими добрыми, что он совсем позабыл о своем желании попросить у мальчика всего и побольше.

А мальчика в тех краях больше никто и не видел. Но вы-то догадались, что это был волшебник по имени Дательный.

Дорогие друзья! Вы, наверное, подумали, что мальчик по имени Дательный обманул карлика, не выполнил своего обещания. Вовсе нет! Он действительно дал карлику то, чего ему не хватало – это уважение людей, радость общения, доброту и щедрость.

 

V Физкультминутка

 

VІ Минутка чистописания

– Переходим к следующему пункту плана, а по плану у нас чистописание.

– В связи с тем, что сегодня мы с вами изучаем дательный падеж имени существительного, исследуем его как настоящие детективы, предлагаю написать на минутке чистописания букву «Дд».

– Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы. (Девочка, дежурный, декабрь, дорога, до свидания.)

– Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Предлагаю чистописание начать с буквы «Дд» и слияния букв, во второй строке – слова, которые вы видите на доске. Запишите в тетради, подчёркивая те места, где можно ошибиться и это будет нашей уликой.

Не забывайте о правилах посадки: спинка прямая, ноги на полу, локти на парте, тетрадь под наклоном. Приложите все усилия, ведь это минутка чистописания.

На доске:

Дд да дэ др

Дарья, Денис, дверь, диван, директор, детектив.

– Обратите внимание, как пишется слово «детектив» и запомните это слово.

 

VІІ Орфографическая разминка. Объяснение нового материала

– Сейчас проведём с вами орфографическую разминку. Вставьте подходящие предлоги в предложение, которое записано на доске. Кто прочитает?

Детективы шли … р..ке … л..су (к, по).

– Вы хорошо сегодня работаете, но, как настоящим детективам, нам не хватает расследования. Предлагаю вам понаблюдать за именами существительными, употреблёнными в дательном падеже (это же предложение).

– Задайте вопросы к существительным «к реке» и «по лесу». (К чему? по чему?)

– Вопрос какого падежа вы задали? (Дательного падежа.)

– Запомните, эти два предлога дательного падежа: к и по.

– А сейчас откройте учебники и прочитаем правило.

– Всё ли вам было понятно?

 

VІІІ Физкультминутка

– Встаньте ребята из-за парт. У нас с вами по нашему плану снова физкультминутка.

Детективы:

– быстро ходят на месте,
– внимательно рассматривают свои пальцы, чтобы сравнить отпечатки,
– бегут на месте,
– думают,
– делают утреннюю зарядку,
– пишут.

1) Руки, плечевой пояс, приседания, потягивания.

2) Гимнастика для глаз.

 

ІX Актуализация новых знаний

– А вот на этапе актуализации новых знаний я предлагаю вам поиграть в игру. Вам в помощь есть таблица падежей. Если я назову существительное в дательном падеже, вы делаете хлопок. Всё внимание на доску – там подсказка. Что мы должны вспомнить? (На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже и какие предлоги с ними употребляются.)

Существует дом, дать сестре (хлопок), нет письма, склонился к столу (хлопок), потреблять пищу, вижу море, скользят по льду (хлопок), гордиться сыном, открыть окно, дать брату (хлопок), услышать ветер, гремит гром, вижу собаку, гулять без зонта, летят по ветру (хлопок), ходят по земле (хлопок), стекают по стеклу (хлопок).

 

X Закрепление новых знаний

– Детективы очень много тренируют свой мозг, рассуждают, решают логические задачи, чтобы всегда быть начеку, уметь разгадать любую тайну и загадку. Чтобы и ваш мозг был более гибким, чтобы и вы были грамотными, умели рассуждать, предлагаю вам выполнить разноуровневую самостоятельную работу. Прочитаем задание к упражнению 112. Это упражнение наиболее трудное, его выполняют те ребята, которые считают, что смогут его выполнить и получить 9–10 баллов. Остальные выполняют более лёгкое задание (на 8–7 баллов).

 

XІ Подведение итогов и выставление оценок

– В конце нашего детективного расследования осталось сделать вывод и подвести итоги. Расскажите, пользуясь учебником, о дательном падеже по плану: 1) вопросы, 2) что обозначает, 3) предлоги, 4) член предложения.

– Поставьте себе на полях ту оценку, на которую вы сегодня справились со всеми заданиями.

– А я сегодня ставлю оценки за урок … .

– Совпала ли ваши оценки и мои?

 

XІІ Домашнее задание

– Вы выбираете для себя то задание на дом, с которым вы справитесь:

на 7–8 баллов – упр. 113, стр.71;
на 9–10 баллов – упр.113, стр.71 + придумать предложение (сущ. Д.п.).

 

XІІІ Рефлексия

– Что сегодня на уроке вы научились делать?

– У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если у вас на уроке было хорошее настроение, покажите зелёную карточку. Если вам было немного скучно и не хотелось работать – красную. А если вам было совсем не комфортно на уроке – чёрную.

– Урок окончен. Всем спасибо за работу!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий