Изучение и закрепление материала по теме «Социальная коммуникация» посредством межпредметной связи.
Татьяна ДРОЗД,
учитель истории, обществоведения, английского языка
ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно»
Цель: активизировать деятельность учащихся и организовать изучение и закрепление материала по теме «Социальная коммуникация» посредством межпредметной связи.
Задачи:
– изучить понятие «социальная коммуникация», дать характеристику структуре социальной коммуникации, объяснять и конкретизировать примерами виды социальной коммуникации, особенности массовой коммуникации в современном обществе;
– содействовать развитию коммуникативных навыков, критического мышления, умения находить причинно-следственные связи;
– продолжить формирование опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества; побуждению к самосовершенствованию и самореализации.
Тип урока: интегрированный урок-практикум.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: эвристическая беседа, проблемное обучение.
Оборудование: доска, мультиборд, раздаточный материал, телефоны с доступом к сети интернет.
Ход урока
I Этап целеполагания и мотивации учебной деятельности
На мультиборде высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».
На доске «Структура социальной коммуникации»
1. КТО? передаёт сообщение – КОММУНИКАТОР
2. ЧТО? передаётся – СООБЩЕНИЕ
3. КАК? осуществляется передача – КАНАЛ
4. КОМУ? направлено сообщение – АУДИТОРИЯ
5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
– Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, что у меня в руках? (Учитель держит письмо).
– Как вы думаете, оно старое или современное, официальное или неофициальное, от мужчины или от женщины?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель декламирует отрывок из письма Татьяны Лариной Евгению Онегину и задаёт вопрос: «Кто написал это письмо и кому? Кто является автором произведения?». (Письмо написала Татьяна Ларина Евгению Онегину. Автор произведения – А.С.Пушкин.)
– Онегин дал ответ Татьяне? Что произошло между ними путём обмена информации? (Общение.)
– То есть, коммуникация. А если этот процесс происходит в социуме между субъектами, тогда как называется эта коммуникация? (Социальная коммуникация.)
– Правильно. И вы сейчас озвучили тему нашего урока – «Социальная коммуникация».
Учитель формирует цель урока и предлагает совместно выстроить задачи для достижения цели. Для этого в помощь учащимся предлагается зайти на сайт единого информационно-образовательном ресурса, где в тематическом блоке по учебному предмету “Обществоведение” во вкладках “Знать” и “Уметь” необходимо проанализировать понятийный аппарат, используемый в дальнейшем на уроке.
Учащиеся при помощи учителя формулируют задачи:
– изучить понятие «социальная коммуникация», дать характеристику структуре социальной коммуникации, конкретизировать примерами виды социальной коммуникации, особенности массовой коммуникации в современном обществе;
– содействовать развитию коммуникативных навыков, критического мышления, умения находить причинно-следственные связи;
– продолжить формирование опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества;
– способствовать побуждению к самосовершенствованию и самореализации.
II Этап изучения нового материала
– У социальной коммуникации есть чёткая структура. Кто даст мне синоним к слову «структура»? (Строение, состав, система, конструкция, скелет…)
Учитель предлагает, используя структуру социальной коммуникации, разложить письмо Татьяны Лариной Онегину по вопросам.
На мультиборде структура социальной коммуникации.
Предположительные ответы учащихся:
Коммуникатор – Татьяна
Передаёт – сообщение
Канал – письмо
Кому? – Онегину
Обратная связь – ответное письмо Онегина Татьяне.
Учитель предлагает учащимся определить вид коммуникации Татьяны и Евгения по заданным трём параметрам. На столах лежат листы с видами коммуникации.
По субъектам: межличностная, групповая, массовая.
По способу установления контакта: непосредственная, опосредованная.
По способу трансляции: вербальная и невербальная.
Учащиеся называют вид коммуникации по всем трём показателям.
Учитель совместно с детьми подводит промежуточный итог анализа письма Татьяны.
– Итак, мы с вами вспомнили А.С.Пушкина как непревзойдённого классика русской литературы. Соответственно, мы уже имеем представление о межкультурной коммуникации. Но мы ведь также изучаем и английский язык. Язык международного общения, на котором говорят полтора миллиарда человек, и так же являющийся средством межкультурной коммуникации. Предлагаю почувствовать себя англичанами и перенестись в английский супермаркет, где вы увидите, как не надо общаться продавцу с покупателем и какие ошибки были допущены продавцом.
– And now Let’s speak English!
– Who wants to be an actor? I need a partner. Don’t worry. You are welcome! (in one English store).
Учитель предлагает учащимся составить пару и разыграть диалог на тему “В магазине”.
Customer: Good morning! What would you recommend me? I need a shirt.
Shop-assistant: Everything is in front of you.
Customer: What do you think about this one?
Shop-assistant: Well.
Customer: Is it too big for me?
Shop-assistant: Normally
Customer: Is the colour mine?
Shop-assistant: Yours
Customer: Is this style fashionable?
Shop-assistant: Yes
Customer: Should I take it?
Shop-assistant: As you wish…
Учащиеся совместно с учителем анализируют общение покупателя и продавца по схеме структуры и видам коммуникации, а также называют ошибки продавца.
Учитель предлагает учащимся разыграть сценку в белорусском магазине, на белорусском языке, обращая внимание на менталитет белорусов, на их доброту, отзывчивость, дружелюбие.
Физкультминутка
Учитель сообщает, что на телефон пришло сообщение со следующим текстом: «Завтра, в 14.00 в торговом центре «Тринити» состоится бесплатная раздача 16-го Айфона», интересуясь у учащихся, факт это или фейк?
Учащиеся высказываются.
Учитель спрашивает у учащихся варианты проверки информации на фейк.
Предлагаемые учащимися варианты: поиск первоисточник или ссылки на него, проверка текста на уникальность, анализ видео- и фотоконтента, время года и суток в кадре, дата создания материалов, акцент на эмоции: гнев и страх снижают критическое мышление.
Учитель спрашивает, кто в этой новости является коммуникатором; что является каналом передачи и какова аудитория; и можно ли предположить, что этот образец является примером массовой коммуникации?
Далее называются примеры массовой коммуникации.
Учащиеся предполагают: пресса, радио, телевидение, реклама, интернет.
III Рефлексия (информационная)
Учитель предлагает учащимся вспомнить цель и задачи урока.
Учащиеся совместно с учителем анализируют выполнение поставленных задач.
Далее учитель предлагает проверить знания на сайте единого информационно-образовательном ресурса с использованием телефона.
Ребята проходят тест. На оценочных листах записывают полученный балл и в конце урока сдают учителю. Бонусом к отметке служат заработанные стикеры за ответы во время урока. Стикеры прикрепляются к оценочному листу.
IV Домашнее задание (на выбор)
1. Учащимся предлагается, используя структуру социальной коммуникации, разложить по примеру письма Татьяны Лариной диалог в белорусском магазине, представленный на уроке.
2. Учащимся предлагается задание с пометкой “Творческое задание”, где представляется стихотворение, написанное учителем.
Человек, о котором НИ СЛОВА
Я зажгу потихоньку свечу,
Будто я в XIX веке.
Никому не скажу, промолчу
О забытом давно человеке.
Пусть сгустится вокруг темнота,
Пусть танцует весёлое пламя.
Я НЕ ТА, я НЕ ТА, я НЕ ТА.
Что в молчанье стоит перед вами.
Я сейчас далеко, я не здесь.
И слова мои, право, случайны.
Потому что в душе моей есть
Никому не доступная тайна.
В ней колдует метель и поёт,
В ней вороны кричат бестолково,
А по снегу печально идёт,
Человек, о котором НИ СЛОВА…
Необходимо вариативно использовать текст: написать музыку, использовать как рекламу, развить в прозе в виде эссе на заданную тему, написать басню, исходя из морали стихотворения.
V Рефлексия эмоциональная
В завершение урока учитель возвращается к эпиграфу и совместно с учащимися подводит итог важности коммуникации.