Уточнить и систематизировать представления детей о признаках зимы; формировать умения различать однокоренные слова, согласовывать слова между собой.
Ольга ФЕСЬКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 17 г. Мозыря»,
Гомельская область
Тема: «Зимушка-зима».
Программные задачи:
– уточнить и систематизировать представления детей о признаках зимы;
– закреплять умения определять последовательность звуков в слове, различать звуки, обозначать их на схеме слова фишками условных цветов;
– формировать умения различать однокоренные слова, согласовывать слова между собой;
– развивать умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях, регулировать силу нажима на карандаш, проводить линии неотрывным способом;
– развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, фонематический слух, логическое мышление, мелкую и общую моторику;
– воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование: карточка с изображениями снеговика, арбуза, Незнайки, иголки для игры «Узнай слово», буквы пластмассовые, демонстрационные фишки синего, красного и зелёного цвета, аудиозапись скрипа снега под ногами; по количеству детей: снежинки из салфеток, массажные мячики, листы белой бумаги формата А4, простые карандаши.
Предварительная работа: чтение белорусской народной сказки «Два Маразы», сказки «Мороз Иванович» В.Одоевского, наблюдение за состоянием окружающей природы, слушание пьес о зиме из цикла «Времена года» П.Чайковского, чтение стихотворения «Зима» Н.Григорьевой.
Методы и приёмы: игровые (коммуникационная игра «Подари улыбку», приход Снеговика, отгадывание загадок, игра-задание «Узнай слово», игра со снежком, игровая ситуация «Выбери снежинку», игра «Закончи предложение»); словесные методы и приёмы (беседа, вопросы, объяснения: у детей уточнялись и систематизировались представления о признаках зимы, последовательности звуков в слове, о делении слов на слоги, умения различать однокоренные слова); наглядный метод (картинки с изображениями снеговика, арбуза, Незнайки, иголки) и практические методы (упражнение: обозначать звуки на схеме фишками условных цветов, выкладывание слова буквами, деление слов-отгадок на слоги разными способами; продуктивная деятельность: штриховка снеговиков).
Ход занятия
Воспитатель дошкольного образования. Ребята, когда вы держите друг друга за руки, вы чувствуете, как становится тепло? (Да.) Тепло идёт не только от наших ладошек, но и от улыбок, добрых глаз. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.
Ребята, сегодня мы поговорим о зиме. Вам нравится это время года? Почему? (Ответы детей.) Какие признаки зимы вы знаете? (Зимой на улице холодно, падает снег, водоёмы покрыты льдом, деревья и кусты без листьев.)
Игра «Укрась слово»
Давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас? (Холодная, морозная, чудесная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, чудесная, весёлая, загадочная, необыкновенная.)
Как долго длится зима? (Зима длится три месяца.) Назовите зимние месяцы. (Первый месяц зимы – декабрь, второй – январь, третий – февраль.) Звучит скрип снега под ногами.
Воспитатель (прислушивается). Ребята, кто-то идёт к нам в гости. (Входит Снеговик.) Да это весёлый, озорной Снеговик!
Снеговик. Здравствуйте, ребята! Слышу, вы тут беседуете о моём любимом времени года – зиме. Я к вам так спешил, а помог меня быстрее доставить мой снежный скороход-вездеход.
Воспитатель дошкольного образования. Хотите узнать, на каком скороходе-вездеходе приехал Снеговик? (Да.) Тогда садимся за столы и попробуем отгадать!
Задание «Узнай слово»
На доске – карточка с изображениями снеговика, арбуза, Незнайки, иголки. Дети последовательно называют каждое изображение и определяют первый звук в его названии, обозначают его соответствующей фишкой и буквой.
Ребята, какое слово получилось? (Дети читают слово «сани».)
Далее воспитанники проводят слоговой и звуковой анализ слова «сани».
Вопросы детям:
– Сколько слогов в слове сани?
– Сколько звуков в слове сани?
– Сколько гласных (согласных) звуков? Назовите их.
– Сколько согласных твёрдых звуков? Сколько согласных мягких звуков?
– Назовите первый (последний, третий…) звук.
Снеговик. Отлично справились! Вы такие смышлёные! Предлагаю отправиться на необычную зимнюю прогулку. Согласны? (Да!)
Физкультминутка «Зима»
Наконец пришла зима,
(Руки в стороны.)
Стали белыми дома,
(Складывают руки «домиком» над головой.)
Снег на улице идёт,
(Поднимают руки и плавно опускают перед собой.)
Дворник улицу метёт.
(Изображают.)
Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вперёд.)
Пишем на коньках круги,
(Руки за спину, медленно кружатся.)
Ловко бегаем на лыжах
(Изображают ходьбу на лыжах.)
И играем все в снежки.
(Изображают игру в снежки.)
Игра «Снежок»
Детям предлагают «слепить снежки», сминая лист белой бумаги в комок и поиграть в игру «Снежок».
Дети становятся в круг. У одного в руках «снежок». Звучит веселая музыка. Дети быстро передают друг другу «снежок», сначала стоя, затем – сидя на корточках, после за спиной.
Снеговик.
Я, ребята, – Снеговик,
К снегу, холоду привык.
Весело с вами играть, но что-то я разогрелся, жарковато мне стало. Отдохну-ка я, остыну. Мне понадобятся ваши снежки. Соберёте их для меня? (Да.)
Только отдавать их вы будете не просто так. Я загадаю загадку. Тот, кто её отгадает, поделит слово-отгадку на слоги и отдаст мне столько снежков, сколько слогов в этом слове.
Загадки
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На посёлки, на лужок
Тихо падает… (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
(Дети делят слово-отгадку на слоги, используя разные способы: отстукать, отхлопать количество слогов, загнуть нужное количество пальцев на руке, с контролем (рука под подбородком), подпрыгнуть, сделать столько шагов, сколько слогов в слове.)
Воспитатель дошкольного образования. Ребята, вы заметили, с каким словом мы играли? (Мы играли со словом снег). Молодцы! Как много «снежных» слов вы назвали!
Снеговик. Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но надолго задержаться у вас не могу. Мне нужен снег, холод, мороз, а от тепла я могу растаять. Но у меня есть снежинки. (Показывает снежинки из салфеток.) Я их оставляю у вас, вы с ними поиграете. Мне пора, ребята. До свидания!
Игра «Закончи предложение»
Дети становятся в круг. Воспитатель дошкольного образования по очереди бросает им мяч и произносит начало предложения, которое необходимо закончить. За правильный ответ дети получают снежинку.
– На улице у ребят покраснели щёки, потому что… (был сильный мороз).
– Вечером зимой рано темнеет, потому что… (дни стали короче).
– Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что… (можно замёрзнуть).
– Зимой весело, потому что… (можно кататься на санках, на лыжах, играть в снежки).
– Дворники посыпают песком дорожки, потому что… (на улице очень
скользко).
– Река покрылась льдом, потому что… (вода замёрзла).
– На улицах работают снегоуборочные машины, потому что… (выпало много снега).
Воспитатель дошкольного образования. Давайте поиграем с ними. У меня снежинка красивая, а у вас? (Холодная, белая, колючая, резная, кружевная, чудесная, хрупкая, нежная, пушистая.)
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкой поиграли.
(Держат снежинку перед собой, смотрят на нее).
Снежинка вправо полетела –
Глазки вправо посмотрели.
(Отводят снежинку вправо, следят за ее движением взглядом).
Снежинка влево полетела –
Глазки влево посмотрели.
(Отводят снежинку влево, следят за ее движением взглядом).
Ветер снег поднимал,
Потом на землю опускал…
(Поднимают и опускают снежинки, смотрят вверх-вниз.)
Снежинку опускаем,
(Приседают.)
Глазки закрываем.
(Закрывают глаза.)
Подул зимний ветерок –
Полетел снежок.
Дети выполняют дыхательное упражнение со снежинками.
Ребята, подержали мы с вами снежинки, замёрзли наши руки, давайте погреемся.
Массаж рук мячиками
Дети катают мяч между ладонями в разных направлениях, сжимают мяч в руках.
Посмотрите, ребята! Снеговик нам оставил свои портреты. Выберите понравившейся портрет и заштрихуйте по линиям штриховки. (Дети выбирают «портрет» и садятся за столы. Упражнения с простым карандашом.)
Воспитатель дошкольного образования. Пальчики разогрели, и теперь можно приступить к работе. Обратите внимание на свою посадку.
Формирование навыков посадки
Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
Ты сиди за столом стройно
И веди себя достойно
Воспитатель дошкольного образования. Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальцев правой руки. Куда должен смотреть кончик карандаша? (На правое плечо.)
Самостоятельная работа детей
Игровая ситуация «Выбери снежинку»
Дети выбирают снежинку. Если занятие понравилось – снежинка улыбается, если не понравилось – снежинка грустная.
Ребята, я вижу, что вам понравилось занятие. Чем мы занимались на занятии? (Делали звуковой слоговой и анализ слова «сани», отгадывали загадки, делили слова-отгадки на слоги, играли в снежки, заштриховывали портрет снеговика, заканчивали предложения.)