Беларусь – имя Родины моей. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы 5–7 лет

- 9:12ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» предназначено для детей старшего дошкольного возраста; направлено на формирование основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Наталья ЧОХАН,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 4 г. Мосты»,
Гродненская область

 

Тема: «Беларусь – имя Родины моей».

Цель: расширение представлений воспитанников о своей Родине.

Задачи:

– продолжать знакомить воспитанников с Республикой Беларусь, закреплять представления детей о том, что наша страна большая, богатая, красивая;
– познакомить детей с географическим расположением нашей страны;
продолжать знакомить детей с Гродненской областью; дать представление о том, что город, в котором они живут, является частью Гродненской области;
– закрепить представления детей о государственной символике Беларуси (герб, флаг, гимн);
– обогащать словарный запас воспитанников по теме;
– развивать диалогическую речь воспитанников, умение слушать своих товарищей;
– воспитывать у детей чувство любви к Родине.

Оборудование: карта Беларуси, мольберт, наглядные пособия, разрезные картинки, виртуальная книга Беларуси, предметы белорусского народного творчества, фонограмма, мультимедийная установка.

Место проведения: группа.

 

Ход занятия

Воспитатель дошкольного образования. Ребята, мы с вами много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, создавали рисунки о стране, в которой мы живём. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину. Вы готовы? Итак, вперед!

Мы живём в огромной прекрасной стране. Большая и малая родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Беларусь)

Один из ребят читает стихотворение «Наш дом»:   

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.

Ребята, посмотрите, это карта нашей страны. Я проведу по контуру государственной границы Республики Беларусь, на что похожа наша страна? (На кленовый листок). Какого цвета больше на карте? (Зеленого, потому, что у нас много лесов, полей, лугов.) Зачем нужен лес?Деревья и растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а, следовательно, очищают воздух, которым вы дышите. В Беларуси добывают торф. Кто знает, что это такое? (Болотная земля. Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нём работают многие электростанции).

Почему говорят: «Беларусь моя синеокая?» (Много рек, озёр). Каким цветом реки и озёра отмечены на карте? (Синим).

«Все реки Беларуси очень красивы: и широкий Днепр, и прозрачная Припять, и Двина с крутыми берегами, и ласковый Неман, и небольшая Щара», – писал известный белорусский писатель Владимир Короткевич.

На сколько частей разделена Беларусь? (На шесть). Как называются эти части? (Области). Видите, в каждой области есть большой кружок, который обозначает главный областной центр. А вот этот кружок самый большой, потому, что он обозначает самый главный город – нашу столицу. Как она называется? (Минск).

Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть областной центр, а вы мне – название области и людей, которые там живут: Минск – Минская – минчане, Брест – Брестская – брестовчане, Гомель – Гомельская – гомельчане, Гродно – Гродненская – гродненцы, Витебск – Витебская – витебчане, Могилёв – Могилёвская – могилевчане.

 

Физкультминутка

Ветер веет над полями,
И качается трава, (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывёт над нами,

Словно белая гора (Потягивая руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –
Вправо – влево, взад – вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо и влево, вперёд и назад)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)

На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Главное условие – они не должны повторяться. Символами Республики Беларусь являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, Государственный гимн Республики Беларусь. Их почитают, как родное слово, родной дом, родную культуру, потому, что они символизируют для каждого человека его Родину. И вы как полноправные граждане нашей Республики обязаны уважительно относиться к символике своей страны. Я приглашаю вас подойти к национальному уголку и внимательно рассмотреть герб нашей Республики.

Дети называют:

Я вижу колосья.

Я вижу красную звезду.

Я вижу кленовый листок – контур нашей Республики.

Я вижу красный клевер.

Я нашёл голубые цветы – это лён.

Я вижу в середине – земной шар.

А я вижу лучи солнца.

А я вижу внизу красно-зелёную ленту.

Да, ребята, вы правильно назвали все составные части нашего герба. Каждая часть рассказывает о нашей родной Беларуси.

Воспитанник 1. Лучи восходящего солнца говорят о счастливой жизни. Земной шар – о том, что белорусы ценят равенство всех народов на земле, готовы с ними дружить и сотрудничать.

Воспитанник 2. Колосья рассказывают о развитии земледелия, выращивании главного богатства страны – хлеба. Клевер – корм для животных (лошадей, коров, овец), разведением которых занимаются жители республики с давних пор – символизирует животноводство.

Воспитанник 3. Лён – растение, из которого белорусы шьют одежду, скатерти, салфетки – свидетельство добра и достатка.

Воспитанник 4. Красная звезда – символ мужества нашего народа. Таким образом, герб нашей страны, как яркая книга, рассказывает о белорусском народе.

Воспитатель дошкольного образования. Сергей Михалков в стихотворении «Наш герб» так, написал о гербе

Воспитанник 5.

…На гербе контур Беларуси
В лучах от солнца над землёй.
Мы не грозим другим народам,
Но бережём просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Воспитатель дошкольного образования. Звуковой эмблемой государства является гимн. Гимн – это торжественная, хвалебная песня. Гимн объединяет народ в торжественные и трагические часы существования государства. Чтобы показать своё уважение к Родине, гимн принято слушать стоя. И сейчас я предлагаю вам послушать запись гимна Республики Беларусь. (Дети стоя слушают отрывок.)

А теперь внимательно посмотрите на флаг. И расскажите, что обозначает каждый цвет.

Воспитанник 1. Слева – белая полоса с орнаментом. Белый цвет – это цвет чистоты и мудрости. Символ уважения к своему Отечеству. Вверху широкая красная полоса. Красный цвет – знак отваги. Радости и счастья. Внизу узкая зелёная полоска – символ нашей богатой природы.

Воспитанник 2. Орнамент, состоящий из геометрических фигур, обозначает, что наш трудолюбивый народ выращивает хлеб. Ромб – это древнее изображение богини земли и плодородия, а маленькие ромбики – символ засеянного поля.

Воспитатель дошкольного образования. Таким образом, белорусский флаг рассказывает историю нашего народа. Флаг родной страны берегут и защищают.

Дети, еще одной отличительной особенностью Беларуси, является её культура. Чем славится наша Беларусь во всём мире? Народными мастерами. (Рассматривают изделия из соломки, льна, лыка…)

Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками. Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников.

Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ.

А этот герб вы узнали? Правильно, это символ нашего родного города….

Дети рассматривают фотографии города. Рассказывают о его достопримечательностях.

Это памятник. Он установлен в память солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Мы ходим туда в День Победы. Там есть ещё Вечный огонь.

А это автовокзал. Его построили недавно, отсюда мы с родителями ездим на автобусе к бабушке.

Это городской парк. Там красиво. С мамой мы часто гуляем там в выходные. А ещё там есть стадион, где проводятся спортивные соревнования. Мой брат ходит туда играть в футбол.

Итог занятия

Воспитанник.

Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий