Образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки [З], [Ж]»

- 17:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки и буквы З, Ж» – интерактивная презентация в программе Microsoft Office Power Point, состоящая из трех интерактивных блоков.

 

Людмила ТЕРЕШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»,
Гродненская область 
tereshko.ludmila@gmail.com

 

 

Работа учителя-дефектолога направлена на предупреждение и преодоление речевых нарушений для оптимизации процесса обучения, повышения мотивации и развития познавательной активности.

С использованием ИКТ расширяются возможности учителя-дефектолога для повышения мотивации учащихся через использование специальных средств и поддержания их внимания и интереса. Поэтому для учащихся мною был разработан электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки [З], [Ж]».

Электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки и буквы З, Ж» – интерактивная презентация в программе Microsoft Office Power Point, состоящая из трех интерактивных блоков:

– «Звук [З]»;
– «Звук [Ж]»;
– «Различаем звуки [З], [Ж]».

Блоки в комплексе совмещают задания, направленные на отработку правильного произнесения звуков на уровне слов, словосочетаний и предложений, и их различения, а также введение звуков в устную и письменную речь.

Каждый из блоков содержит элементы контроля и оценки деятельности учащегося, а также анимации объектов.

Созданы ссылки для удобства перемещения по блокам проекта и игровым заданиям.

 

Блоки «Звук [З]» и «Звук [Ж]» имеют по четыре интерактивных модуля, созданных для отработки звуков на уровне слов, предложений:

– «Назови картинки со звуком…»;
– «Найди картинку»;
– «Определить место звука»;
– «Посчитай».

В основе материала блоков – то, что при отработке звуков на уровне слов важно не только многократное повторение, но и использование слов в различных грамматических конструкциях. Картинки подобраны с учётом места нахождения звука (в начале и в середине слова).

Игра «Найди картинки со звуком» для нахождения слов со звуком в начале (середине) слова способствует развитию фонематического анализа у учащихся. В игре для самоконтроля и оценки деятельности использованы эффекты анимации «качание», «увеличение».

Варианты работы:

– называть картинки по рядам; 
– называть картинки «змейкой» с любого слова; 
– составить словосочетания и предложения; 
– назвать место звука, например, [З] или [Ж] в словах; 
– назвать «Какой по счёту звук [З] или [Ж] в слове?», при этом могут работать и пальчики рук ребенка; 
– можно с помощью инструментов соединить изображения и рассказать «Кто каким стоит в ряду?» – при этом параллельно работа над согласованием порядковых числительных с существительными; 
– ответить полным предложением на вопрос «В каком слове слышишь звук [З] ([Ж]) в начале слова?», «Какое слово выпишешь со звуком [З] ([Ж]) в середине слова?» и т.д.

Для развития умения правильно согласовывать числительное с именем существительным разработано задание «Посчитай», которое способствует развитию грамматического строя речи. Его можно разнообразить, добавив согласование имени прилагательного с именем существительным, с использованием предлогов («Что под (над) чем?», «Рядом с …», «Что за чем?» и т.д.), а также составление предложения по картинке.

Игра «Определи место звука в слове» способствует развитию звукового анализа. Правильно выбранная картинка перемещается в круг кликом мыши, неправильный вариант выделяется эффектом – «качание».

Применение на занятии этих заданий, направленных на автоматизацию звуков в слова, словосочетаниях, способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию простых либо сложных форм звукового анализа, словоизменения, согласования или словообразования, а также развитию устной речи через построение полных предложений-ответов на вопрос учителя.

 

Блок «Различаем [З], [Ж]» содержит семь интерактивных модулей.

– «Где чей домик»;
– «Четвертый лишний»;
– «Составить словосочетание»;
– «Посчитай»;
– «Составить предложения»;
– «Составить рассказ «Помощь ёжику»;
– «Составить рассказ «Птенцы».

Интерактивный блок – «Различаем звуки [З], [Ж]» представлен интерактивными заданиями, которые направлены на поэтапное формирование различий смешиваемых звуков, правильное употребление их в собственной речи. Интерактивные инструменты, такие как «ручка», «фломастер» и «выделение» можно использовать практически во всех заданиях этого блока.

Цель составленных в этом блоке заданий – пропедевтика либо устранение акустической дисграфии.

В игре «Где чей домик?» сделан эффект, когда при правильном выборе картинка «попадает в домик». Игра создана для развтия умения дифференцировать звуки [З] – [Ж] в словах.

Используются эффекты и в игре «Четвертый лишний». Игра способствует развитию мышления, фонематических процессов. Правильно выбранная картинка исчезает, а появляется слово ВЕРНО! В игре предложено 8 заданий.

Упражнение «Посчитай» способствует развитию умения согласовывать имя существительные с числительным.

Игра «Какой? Какая? Какое?» способствует развитию умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде. С помощью заданного направления красное пятнышко передвигается к предметам, а учащиеся составляют словосочетания и даже предложения, что способствует развитию умения учащихся в согласовании и управлении различных частей речи.

Игра «Составь предложение» способствует развитию воображения, творческого мышления у учащихся при составлении предложений, способствует формированию умения согласовывать слова различных частей речи, строить предложения по вопросу. Для составления предложений предложено 8 картинок.

С интересом учащиеся выполняют задание «Составить рассказ». Им предлагается составить сюжетный ряд. Картинки анимированы и двигаются с помощью клика по картинке, неправильно выбранная картинка обозначена эффектом – вращение. Предложены сюжетные ряды картинок для составления рассказов «Помощь ёжику», «Птенцы».

 

Образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки [З], [Ж]» может быть использован в работе с разными категориями учащихся, при проведении занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, в консультативной и профилактической деятельности. Ориентирован на ведущую деятельность учащихся I ступени обучения; позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Пособие является дополнительным источником получения знаний, информации и наглядности при проведении коррекционных занятий. Его можно применять в зависимости от дидактических задач коррекционно-развивающего занятия, уровня развития учащихся, их индивидуальных способностей и возможностей при отработке знаний и практических умений. Правильное использование сокращает время необходимое для формирования, развития и исправления речи, что доказывает собственная практика использования данного продукта.

Ознакомиться с образовательным ресурсом «Учимся говорить и различать звуки [З], [Ж]» можно по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1QGWnUEMWJyJxAxdhPIF3UD-QjgkMz8sp/edit?usp=sharing&ouid=109865395849682354988&rtpof=true&sd=true 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий