Предлагаем примерное планирование детской деятельности (общение, труд, познавательно-практическая и игровая деятельность), применяя которое педагогический работник может использовать в своей практике те формы, которые соответствуют имеющимся ресурсам и возможностям группы (учреждения дошкольного образования).
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
Одним из элементов развития предметно-пространственной среды детского сада является детский огород, расположенный на участке учреждения дошкольного учреждения.
Огород в учреждении дошкольного образования – это не только полезное, но и увлекательное занятие для воспитанников. Он помогает развивать у малышей интерес к природе, учит их заботиться о растениях, наблюдать за их ростом и понимать, как важен труд в жизни. Огород является важной частью образовательного процесса, потому что способствует развитию у детей экологической культуры.
Значение огорода в формировании личности ребенка неоспоримо, так как деятельность на нем развивает наблюдательность и терпение, воспитанники учатся видеть изменения, происходящие с растениями, следить за их ростом, понимать, как они развиваются.
Организованная познавательная и трудовая деятельность способствует формированию экологической культуры, так как через уход за растениями воспитанники осознают важность заботы о природе, учат ценить её богатства и беречь ресурсы.
Огород является отличным инструментом для знакомства с разнообразием растений, их особенностями, а также для наблюдения за животными, которые могут посещать огород (птицы, насекомые и др.). Дети наглядно видят, учатся отличать и называть по внешнему виду овощи. Знакомятся со строением растений (корень, лист, стебель, цветок).
Участвуют в экспериментировании и получают знания о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Делают выводы и развивают свою речь. Наглядно понимают взаимосвязь в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.п.). Знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Работы на огороде – это активность, которая помогает развивать моторику, координацию движений, а также даёт возможность получить полезные физические нагрузки.
Вот почему в учреждении дошкольного образования круглогодично должен функционировать огород, на котором организуются различные виды детской деятельности, что предусматривает содержание раздела «Трудовая деятельность» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования. Залогом качества организации работы с воспитанниками на огородном участке является планирование работы на основе дидактических принципов в соответствии с характерными сезонными особенностями.
Применяя предлагаемое примерное планирование детской деятельности (общение, труд, познавательно-практическая и игровая деятельность), педагогический работник может использовать в своей практике те формы, которые соответствуют имеющимся ресурсам и возможностям группы (учреждения дошкольного образования).