Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Урок математики в 1-м классе

- 9:28I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Задачи урока: познакомить с задачами на уменьшение числа на несколько единиц; развивать зрительно-моторную интеграцию, мыслительные операции (анализ, синтез); воспитывать интерес к математике, культуру работы в парах.

Вероника ЕЛАК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

 

 

 

 

Тема: «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц».

Задачи урока:

– познакомить с задачами на уменьшение числа на несколько единиц;

– развивать зрительно-моторную интеграцию, мыслительные операции (анализ, синтез);

– воспитывать интерес к математике, культуру работы в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник (1 класс, 2 ч., Г.Л.Муравьёва, М.А.Урбан), рабочая тетрадь (1 класс, 2 ч., Г.Л.Муравьёва, М.А.Урбан), карточки для актуализации знаний, карточки для самооценки на этапах урока, образец ракеты из геометрических фигур, изображения планет, телескопа, геометрический материал, «ракета с космонавтом».

Материалы к уроку можно скачать ЗДЕСЬ

 

Ход урока

1 Организационный момент

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!

– Доброе утро, ребята! Садитесь.

 

2 Устный счёт

– Сегодня наш урок пройдёт необычно. Мы будем путешествовать. А для того чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно выполнить задание.

– Назовите число:

1) в котором 1 дес. 8 ед. (18)
2) которое стоит между числами 1 и 3. (2)
3) следующее за числом 7. (8)
4) на 1 больше, чем 19. (20)
5) предшествующее числу 8. (7)
6) на 1 больше, чем 10. (11)

– Поставьте их в порядке убывания.

К доске выходит учащийся.

– А теперь мы перевернем карточки. Какое слово получилось?

– Какое же путешествие нас ожидает? (Космическое путешествие.)

– Как вы думаете, что мы можем в космосе увидеть? (Планеты, звёзды, астероиды, метеориты, чёрные дыры и др.)

– Сегодня мы оправимся в путешествие по некоторым планетам Солнечной системы.

Солнечная система – это система планет, в центре которой находится Солнце. В Солнечную систему входит не только Солнце и 8 основных планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), но и маленькие планеты-карлики, спутники планет, астероиды, кометы и метеорные тела.

На доске появляются изображения планет и Солнца.

– Путешествие это интересное, но опасное. Только сильные, дружные, смелые смогут преодолеть все трудности. А как зовут людей, которые летают в космос? (Космонавты.)

– Знаете ли вы, кто первый полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

На доске появляется изображение Юрия Гагарина.

– Сегодня мы с вами тоже побудем в роли космонавтов. А для того чтобы узнать, на чём мы отправимся в космическое путешествие, отгадайте загадку:

До луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета).

– У вас на партах лежит геометрический материал. В парах выложите из геометрических фигур ракету по данному образцу.

На доску прикрепляется образец.

– Готовы? Молодцы! Скажите, из каких фигур вы построили ракету? (Из квадратов и треугольников.)

– Сколько вы использовали квадратов? (3)

– А сколько треугольников? (3)

– Отлично! Ребята, у вас на партах лежат изображения ракет, разделённые на столько частей, сколько планет мы сегодня планируем посетить. Только что-то с нашими ракетами не так. Как вы думаете, что? (Они не раскрашены.)

– Выполняя задания планет, мы будем наши ракеты раскрашивать. Если у нас получилось выполнить задание, мы раскрасим часть ракеты зелёным цветом, если возникли трудности – жёлтым, а если не получилось выполнить – красным. Давайте начнём прямо сейчас!

– У всех получилось сложить ракету из геометрических фигур? Тогда давайте раскрасим переднюю часть ракеты зелёным цветом.

– Ребята, а что мы обычно делаем на уроках математики? (Считаем, пишем, решаем примеры, задачи, сравниваем и т.д.)

– Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с наукой «Математика», а именно, познакомимся с новым для нас типом задачи. Но перед этим нам нужно размяться.

Много планет вокруг Солнца летает?
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся в космос света быстрей.

– Ракеты готовы к полёту? Мы отравляемся из планеты Земля в космос. В путь!

Звучит музыка. Дети поднимают ракеты вверх, двигают их в разные стороны. На доске ракета с космонавтом перемещается к планете.

 

3 Актуализация знаний

– А вот и наша первая планета. Чтобы узнать, на какую планету мы попали, нужно выполнить задание.

Учащиеся получают карточки для актуализации знаний.

– Ваша задача решить все примеры и найти лишний пример в каждом столбике.

– Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задание. Назовите, какой пример лишний в каждом столбике. (15-3, 14-4,7-4)

Проверка выполняется совместно. Учащиеся называют ответы на примеры.

– Молодцы! Встаньте те, кто не сделал ошибок. Раскрасьте, пожалуйста, первое окно ракеты зелёным цветом.

– Встаньте те, кто сделал одну – три ошибки. Раскрасьте, пожалуйста, первое окно ракеты жёлтым цветом.

– Встаньте, те, кто сделал больше трёх ошибок. Раскрасьте, пожалуйста, первое окно ракеты красным цветом.

– А теперь посмотрим, куда же мы попали. Это планета Венера.

По своим размерам Венера похожа на Землю. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Густые облака скрывают эту планету, поэтому её даже в телескоп трудно рассмотреть. Эта планета получила своё название в честь римской богини красоты Венеры.

Обращается внимание детей на понятие «телескоп». На доске появляется изображение телескопа.

Телескоп – это прибор, который увеличивает изображение далеких планет, звезд, комет и т. д.

Звучит музыка. Дети поднимают ракеты вверх, двигают их в разные стороны. На доске ракета с космонавтом перемещается к планете.

 

4 Изучение новой темы

– Следующая планета тоже подготовила нам задание. Космонавты должны быть очень сильными. Для этого они каждый день тренируются. А что они могут использовать для тренировки, мы узнаем из задачи.

– Пожалуйста, откройте учебники на странице 50 и найдите задачу в синей рамке.

– Послушайте внимательно задачу и ответьте на вопрос, какой спортивный инвентарь могут использовать космонавты на тренировках:

Было 5 скакалок, а обручей – на 2 меньше. Сколько было обручей?

– Ребята, какой спортивный инвентарь используют космонавты на тренировках? (Скакалки и обручи.)

– Давайте для этой задачи мы сделаем схему с помощью геометрических фигур. Квадратами мы заменим скакалки, а кружками – обручи.

– Сколько было скакалок? (5)

– Положите перед собой 5 квадратов.

– Знаем ли мы сколько обручей? (Нет.)

– Возьмите столько же кружков, сколько и квадратов у вас на парте. Сколько Вы кругов взяли? (5)

– Положите их под квадратами. Кружков получилось столько же, сколько квадратов? (Да.)

– А что мы знаем об обручах? (Их на 2 меньше.)

– Что нужно сделать с кружками, чтобы их стало на 2 меньше? (Убрать 2 кружка.)

– Отлично! Уберите их. Сколько кружков у вас осталось? (3)

– Назовите ответ задачи. (3 обруча.)

– А если бы мы записали эту задачу в тетрадь, какое бы решение у нас получилось? (5 – 2 = 3)

– Давайте, ребята, сделаем вывод: каким знаком действия мы будем решать задачи такого типа? (Минус.)

– Умницы! Вот так мы с вами и познакомились с новым типом задач.

– А тема нашего урока: «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц».

Учитель вывешивает на доску тему урока.

– Раскрасьте, пожалуйста, борт ракеты зелёным цветом, если у вас получилось сделать схему задачи, жёлтым – если возникли трудности, красным – если не получилось.

– Вы успешно справились и с этим заданием. Планета, на которую мы попали – это Юпитер.

Юпитер – планета-гигант. Это самая большая планета Солнечной системы. Она – газовая, твердой поверхности у неё нет. Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Юпитера. Планета так велика, что внутри неё могли бы уместиться остальные восемь планет. Юпитер состоит почти из одних облаков.

Танцевальная физкультминутка «Я – ракета». На доске ракета с космонавтом перемещается к планете.

 

5 Работа в тетради

– Как вы думаете, а должны ли космонавты быть здоровыми? (Да.)

– Что помогает людям быть здоровыми, кроме занятия спортом? (Правильное питание.)

– Отлично, следующее задание как раз об этом. Открываем тетради на странице 26. Находим задание от «божьей коровки». Обведите по точкам слово «Задача» и найдите её в учебнике на странице 51.

Было 8 груш, а потом их стало на 2 меньше. Сколько груш стало?

– О чём говорится в задаче? (О грушах.)

– Сколько груш было? (8)

– Положите перед собой 8 треугольников.

– Что случилось потом? (Груш стало на 2 меньше.)

– Как нам это показать в схеме? (2 треугольника забрать.)

– Какое будет решение задачи? (8 – 2 = 6)

– 6 чего? (Груш.) В скобках пишем гр.

Появляется запись на доске.

– Давайте еще раз повторим, как решать задачи такого типа? (Через минус.)

– Раскрасьте, пожалуйста, второе окно ракеты зелёным, если всё получилось, жёлтым – если возникли трудности в решении задачи, красным – если задача непонятна. Не забудьте оценить себя и в тетради.

– А мы находимся на планете Марс.

На планете Марс находится самая высокая гора во всей Солнечной системе. Называется она – Олимп. Её высота – 25 км. Назвали эту планету в честь древнеримского бога войны Марса. Раньше эту планету называли красной из-за цвета поверхности.

Звучит музыка. Дети поднимают ракеты вверх, двигают её в разные стороны. На доске ракета с космонавтом перемещается к планете.

– Как вы думаете, время на Земле и в космосе идёт одинаково? Оказывается, не совсем. Следующая планета оставила нам задание как раз на эту тему. (№ 1 в тетради).

Далее используется наглядность в виде часов.

– Напомните, пожалуйста, на что указывает короткая стрелка циферблата? (На час.)

– А длинная? (На минуты.)

 – Посмотрите на вторые часы в тетради. Сколько времени они показывают? (3 часа.)

– Какое время они показывали 2 часа назад? (1 час.)

– Как вы это определили? (3 – 2 = 1)

– Нарисуйте ручкой на первых часах 1 час.

– Возвращаемся обратно ко вторым часам. Какое время они будут показывать через 2 часа? (5 часов.)

– Почему? (3 + 2 = 5)

– А еще через 2 часа? (7 часов.)

– Почему? (5 + 2 = 7)

– Дорисуйте стрелки на оставшихся циферблатах часов.

– Давайте еще раз повторим. Какое время показывают первые часы? (1 час.)

– Вторые? (3 часа.)

– Третьи? (5 часов.)

– Четвёртые? (7 часов.)

– Молодцы! Раскрасьте, пожалуйста, левый хвост крыла ракеты зелёным, если всё получилось, жёлтым – если были ошибки, красным – если не получилось. Не забудьте оценить себя и в тетради.

– Наша следующая планета – Меркурий.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета и самая маленькая в Солнечной системе. На Меркурии одновременно и жарко, и холодно. Из-за того что Меркурий находится рядом с Солнцем, там очень жарко. При этом в тени температура быстро падает. Сутки на Меркурии – полгода на Земле. Он назван в честь древнеримского бога торговли Меркурия. Меркурий считался быстрейшим из богов. Планета же Меркурий является самой быстрой в Солнечной системе.

Звучит музыка. Дети поднимают ракеты вверх, двигают их в разные стороны. На доске ракета с космонавтом перемещается к планете.

 

6 Закрепление

– На этой планете нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы. А вы на уроке математики должны учиться выполнять разные задания. Наше следующее задание № 2 в тетради.

– Рассмотрите первую строку таблицы. Что обозначает число 3? (Количество весёлых смайликов)
– Сколько смайликов нарисовано во втором столбике? (5) Почему? (Их количество увеличили на 2) Прочитайте пример. (3 + 2 = 5)

– Что показано в 3 столбике? (2 смайлика зачеркнули) Сколько смайликов получилось? (1) Почему 1? (Потому что на 2 смайлика стало меньше) Прочитайте пример. (3 – 2 = 1)

– Дальше задание попробуйте выполнить сами.

Совместная проверка.

– Молодцы! Раскрасьте правый хвост крыла ракеты зелёным, если выполнили задание без ошибок, жёлтым – если допустили одну-две ошибки, красным – если больше двух ошибок.

– Наша последняя планета на сегодня – Сатурн.

Сатурн – планета-гигант. Вторая по величине планета в Солнечной системе. Имя своё она получила в глубокой древности в честь могущественного бога Сатурна, отца Юпитера. На Сатурне холодно, температура опускается до минус 180 °С, ведь эта планета находится очень далеко от Солнца. Там постоянно сверкает множество молний, бушуют мощнейшие штормы. В телескоп можно рассмотреть три кольца Сатурна. Но на самом деле их больше тысячи.

– Наш полёт заканчивается, и ракета возвращается на Землю. Включить счётчик! Отсчитываем последние секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. С прибытием на Землю! Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно.

 

7 Рефлексия

– Поднимите вверх свои ракеты. Есть ли у кого-нибудь ракета зелёного цвета? А жёлто-зелёного? Есть ли красный цвет?

Разбор ошибок, если есть красный цвет.

 

8 Подведение итогов

– С чем мы познакомились сегодня на уроке математики? (С новой задачей.)

– Каким знаком действия будут решаться задачи такого типа? (Минус.)

– Скажите, пожалуйста, куда мы оправлялись в путешествие? (В космос.)

– Вы узнали что-то новое о космосе?

– Я вижу, сегодня на уроке вы работали с удовольствием! Может, у кого-то появилось желание по-настоящему полететь в космос, стать космонавтом? А для этого нужно учиться, быть любознательным, сильным и здоровым! Я думаю, у вас всё получится! Спасибо вам за урок, ребята!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий