В материале описаны возможности использования метода куклотерапии в работе с детьми с особенностями психофизического развития для формирования и развития коммуникативных навыков, самосознания, адаптации в социуме, возможности ребёнку выразить свои чувства и эмоции, приобретения уверенности в собственных силах.
Ольга ИВАШЕВИЧ,
воспитатель
УО «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности обучающегося, опыт которого непрерывно обогащается. Её развитию способствует все, что окружает и постоянно воздействует на ребёнка:
– частая смена настроения;
– повышенная тревожность, склонность к страхам;
– нестабильность эмоциональных контактов;
– чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности, агрессии – это отличительные черты эмоционально-волевой сферы детей с ОПФР.
Специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОПФР во многом будет зависеть от социальной ситуации. И становление эмоциональной сферы у таких детей идёт значительно медленнее, чем у нормотипичных детей.
Роль эмоций и воли в формировании личности очень велика, поскольку они оказывают огромное влияние на большинство познавательных процессов. Кроме того, они влияют на то, каким ребёнок увидит окружающий мир и как он будет воспринимать его в будущем.
Эмоционально развитый ребёнок способен воспринимать, распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять своими эмоциями, ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников и взрослых при выборе способов взаимодействия. Он проявляет способность к эмоциональному предвосхищению. Эмоции (радость, удивление и др.) стимулируют появление разнообразных мотивов для деятельности, а также развитие способности регулировать и оценивать своё поведение и поведение других людей. Процессу становления и росту эмоциональной сферы также способствует семья и взаимоотношения в ней, учреждения образования, сверстники и другие люди, т.е. вся социальная жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребёнка.
Хочется отметить наиболее важный метод развития и коррекции эмоционально-волевой сферы – куклотерапия.
Куклотерапия – проективная методика из арт-терапии, которая используется для диагностики и коррекции состояния обучающегося, где в качестве воздействия используется кукла, как связующая нить между ребёнком и взрослым. Это рождает у ребенка чувство безопасности, возможность выразить свои эмоции.
Этот метод был выбран для того, чтобы:
– через взаимодействие с куклой дети могли проявлять те эмоции и чувства, которые они по каким-либо причинам не проявляют в повседневной жизни;
– помочь обучающимся с ОПФР представить радость, грусть, гнев и научить их управлять данными состояниями;
– помочь в устранении болезненных переживаний у детей;
– укреплять их психическое здоровье, улучшать адаптацию в социум, развивать самосознание, помочь разрешать конфликтные ситуации в классе.
Поэтому коррекционно-развивающее воздействие куклотерапии на учащихся с ОПФР очень позитивно сказывается на формировании и развитии у них коммуникативных навыков, самосознания, адаптации в социуме. Нетрадиционные приёмы куклотерапии дают возможность ребёнку выразить свои чувства и эмоции, дают уверенность в собственных силах.
Куклотерапия не требует точного знания букв, цифр, уверенного пользования красками, ножницами, вызывает интерес у детей не столько к самому процессу, сколько к его результату.
Рассматривая функции куклотерапии, можно выделить следующие:
– коммуникативная (установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив);
– релаксационная (снятие эмоционального напряжения);
– развивающая (развитие памяти, внимания, восприятия и т. д.);
– обучающая (обогащение информацией об окружающем мире).
Используя метод куклотерапии на своих занятиях, решаю сразу несколько задач:
– развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка;
– формирование навыков взаимодействия;
– обогащение представлений об окружающем мире;
– развитие общей и мелкой моторики.
Для детей с ОПФР лучше использовать такие виды кукол, как ростовая кукла, пальчиковые и перчаточные, а также театр на ложках.
Ростовая кукла (ростом в самого ребёнка) используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребёнок не хочет играть с детьми, или рассказывать о своих переживаниях, страхах. Эта кукла пользуется большим спросом у детей, которые имеют особенности развития и которым очень тяжело взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, которых они не знают.
Пальчиковые куклы. Самый простой вариант – шарики от пинг-понга с нарисованными выражениями лиц. Такие куклы можно еще изготовить из бумажных цилиндров (по размеру пальца), что занимает всего несколько минут. Процесс изготовления куклы развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и мышления, а также часто используется с целью оперативной диагностики эмоционального состояния и настроения.
Перчаточные куклы. Делаются из твердой головы (одевается на указательный палец) и приклеенного к ней костюма (большой и средний пальцы управляют руками). Перчаточные куклы могут хихикать, кричать, плакать, обижаться, принимать различные позы, удивляться. Игра с ними способствует формированию у детей с ОПФР положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображения сказок.
Театр на ложках. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приёмы кукловождения, приём захвата и удержания предметов, развивает координацию движений.
Таким образом, суть метода куклотерапии заключается в терапевтическом воздействии на обучающихся. Он направлен на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком или ребенком и его сверстником, снимает тревогу, позволяет передавать те эмоции и чувства, которые дети по разным причинам не передают в повседневной жизни, способствует формированию умения контролировать свои действия, эмоции и слова, развивает умение реагировать на просьбы и указания людей, окружающих ребёнка, формирует умение спокойно реагировать на свои ошибки.