Ведущая идея педагогического опыта – показать, что при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями можно развивать индивидуальные физические качества учащихся.
Павел СЕМЕНОВСКИЙ,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.
Авиценна,
средневековый персидский учёный, философ и врач
1 Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Тема моего педагогического опыта – «Развитие физических качеств учащихся на II и III ступенях общего среднего образования посредством организации самостоятельных занятий физическими упражнениями».
1.2 Актуальность опыта
В национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь определено, что «стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения». В современном обществе актуальными остаются умения и навыки ведения здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Развитые двигательные, скоростно-силовые и другие физические качества личности положительно влияют на ее умственное и физическое развитие, способствуют поддержанию крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять трудовую и интеллектуальную деятельность.
Программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» наряду с общепринятыми задачами физического развития учащихся содержит компонент по формированию навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Оздоровительный эффект самостоятельных занятий определяется в результате практического применения упражнений умеренной интенсивности.
В современном мире учащиеся ведут малоподвижный образ жизни. Длительное пребывание в школе, приготовление уроков дома, просмотр телевизора, компьютерные игры – все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка. Как следствие – возникает дефицит мышечной деятельности. Недостаточная двигательная активность учащихся в повседневной жизни неблагоприятно сказывается на состоянии их здоровья. Поэтому необходимо приучать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При преподавании учебного предмета «Физическая культура и здоровье» можно выявить проблемы, которые имели важное значение для формирования опыта:
– проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся;
– низкая мотивация многих школьников для занятий физической культурой;
– недостаточное развитие двигательных, скоростно-силовых физических качеств учащихся.
Данный опыт может быть актуален для других педагогов так как в его рамках успешно разрешаются противоречия между:
– низкой мотивацией учащихся к занятиям физической культурой и востребованностью здоровых, физически подготовленных молодых людей для выполнения гражданских обязанностей и службе в армии;
– большое количество предлагаемых спортивных мероприятий и недостаточное развитие двигательных, скоростно-силовых физических качеств учащихся, их выносливости, гибкости, ловкости.
1.3 Цель опыта
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями для развития физических качеств учащихся на II и III ступенях общего среднего образования.
1.4 Задачи опыта
Для достижения цели мною были определены следующие задачи:
– осуществить поиск эффективных технологий организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и создать комплекс упражнений;
– выделить показатели, на основе которых будет проходить оценка уровня физической подготовленности учащихся;
– выделить основные физические качества учащихся, которые можно развивать посредством организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
– разработать планы учебных занятий и фрагментов уроков с использованием заданий для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
– определить условия и алгоритм проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями на II и III ступенях общего среднего образования.
1.5 Длительность работы над опытом
Обобщение опыта проводилось в четыре этапа в период с 2018 по 2022г.
1 Подготовительный этап (сентябрь — октябрь 2018)
2 Диагностический этап (ноябрь — декабрь 2018)
3 Этап практической реализации (январь 2018 — сентябрь 2021)
4 Коррекционно-аналитический этап (октябрь 2021 — май 2022)
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Осознание данных противоречий позволило сформулировать ведущую идею моего педагогического опыта – показать, что при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями можно развивать индивидуальные физические качества учащихся.
2.2 Описание сути опыта
В каждом возрастном периоде для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение развитие определенных физических качеств. Из практики физического воспитания известно, что в детском возрасте легче поддаются развитию быстрота, ловкость и гибкость [2]. Такие авторы, как Е.Захаров, А.Карасёв, А.Сафронов рассматривают физические качества как врождённые качества, которые развиваются в процессе физического воспитания посредством физических упражнений [3]. Благодаря развитым физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Замечены особенности становления физических качеств в зависимости от пола [4].
Изучением проблемы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также разработкой основных правил и принципов самостоятельных занятий занимались И.В.Григоревич, Б.Н.Калюнов, Н.Н.Саликова, А.А.Вашкевич [4].
В своем опыте я опирался на работы Е.Н.Алексеевой, где представлены наиболее доступные методы, тесты, способы, с помощью которых можно определить и дать оценку развитию физических качеств как в учебной, так и в самостоятельной деятельности учащихся [6].
Для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в своей педагогической деятельности применял технологию физического воспитания, здоровьесберегающие, игровые технологии, элементы технологии личностно-ориентированного обучения.
1 Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа я изучил методы оценки физического развития учащихся, факторы, влияющие на их физическое развитие. Осуществил поиск эффективных технологий организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
2 Диагностический этап
На этапе диагностики проведено тестирование по определению уровня физической подготовленности учащихся. На основе методики Е.Н.Алексеевой были сформулированы вопросы для проведения анкетирования учащихся и родителей (Приложение 3), а также вопросы для выявления мотивов, необходимых для самостоятельного занятия физическими упражнениями (Приложение 4).
Результаты проведения анкетирования родителей показали, что 96 % родителей тревожит уровень физического развития своего ребенка. А 93 % родителей заинтересованы в том, чтобы учащиеся обучались самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Результаты самодиагностики показали, что учащиеся гимназии (86 % от опрошенных) осознают, что занятия физической культурой необходимы для полноценного развития личности. Однако, только в 14% случаях учащиеся получают удовольствие от занятий спортом. Самостоятельно занимаются физическими упражнениями лишь 16% опрошенных.
Уровни физической подготовленности учащихся я оценивал на уроках согласно показателям развитости физических качеств: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
На основании результатов опроса и стартовой диагностики были выделены следующие двигательные физические качества, на развитие которых и был направлен мой опыт педагогической деятельности: скоростно-силовые; выносливость; ловкость; гибкость.
3 Этап практической реализации
Одной из основных задач урока является обучение учащихся умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями. В процессе урока формируются необходимые знания, умения и навыки согласно требованиям учебной программы: страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля, регистрации своих достижений; организации и проведения подвижных и спортивных игр; использования наглядных материалов, измерительных приборов; ухода за спортивным инвентарём; выполнения двигательных действий [3, с. 48].
Первым шагом к самостоятельным занятиям физическими упражнениями школьников, практическим приучением к ним являются домашние задания. Посредством домашних заданий постепенно формируется привычка к систематическим занятиям, выполнение которых становится потребностью физического совершенствования. Они введены в школьную программу для учащихся всех классов и должны быть не эпизодическим направлением работы учителя физической культуры и здоровья, а составлять определенную стройную систему его деятельности и работы учеников в течение учебного года и каникул.
Эти задания разрабатываю, учитывая возраст учащихся, задачи и цели последующих занятий (Приложение 5). Упражнения должны вызывать интерес и положительные эмоции у ребят. Давая задания, указываю сроки их проверки. А сроки выполнения и, следовательно, проверки разных заданий будут различными: от задания на следующий урок (например, совершенствовать повороты на месте) до заданий на четверть (развить силу, гибкость плеча). Это зависит от временных различий изменения уровней развития качеств.
Вся работа по введению домашних заданий не возможна без контроля со стороны родителей. Поэтому, задавая домашние задания учащимся, прошу их сообщать об этом родителям для контроля с их стороны.
Для осуществления самоконтроля при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями предложил вести «дневники достижений», в которых учащиеся фиксировали виды и количество выполненных самостоятельных упражнений, количество подходов, ставили отметку о самочувствии и проведенной пульсометрии, совместно с педагогом формулировали цель самостоятельных занятий и физические качества, на развитие которых направлен данный комплекс самостоятельных упражнений (Приложение 1).
На уроках физической культуры в 9-м классе для изучения темы «Совершенствование техники игры волейбол» необходимы развитые скоростно-силовые физические качества: общая сила (способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий), «взрывная» сила (способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокий скоростью мышечного сокращения), общая быстрота (способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени), прыгучесть, ловкость, гибкость. Поэтому перед изучением данной темы стараюсь подвести учащихся к выполнению самостоятельных упражнений, учитывая развитие необходимых физических качеств: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (м.), в упоре лежа на коленях (д.) или поднимание туловища из положения лежа руки за головой и др.
На уроках легкой атлетики в 10-м классе при совершенствовании техники основных элементов легкой атлетики развиваются координация, гибкость, скоростно-силовые качества, ловкость, выносливость. В данном случае предлагаю самостоятельно проводить комплекс утренней гигиенической гимнастики, состоящий из 10-12 упражнений, или выполнять прыжки из глубокого приседа.
Особенность обучения на уроках самостоятельным занятиям физическими упражнениями заключается в том, что для этого не выделяется специальное время, обучение осуществляется в процессе выполнения запланированных на данный урок упражнений.
Для этого в ходе уроков нахожу возможность для акцентирования внимания учащихся на особенностях самостоятельного выполнения физических упражнений и их влиянии на различные системы организма. Рассказываю, насколько эффективно те или иные упражнения содействуют повышению физической подготовленности, какие качества они развивают, какую дозировку можно допускать при их выполнении. В самостоятельные занятия рекомендую включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения; бег, прыжки, метание, толкание, различные подвижные и спортивные игры; упражнения на тренажерах для развития мышечной силы, выносливости, прыгучести, гибкости и т.п.; катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде. Также рассказываю о правильном выборе инвентаря, о подготовке места занятий, о самоконтроле, страховке и самостраховке. Для проверки знаний, умений и навыков по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, провожу уроки физической культуры, на которых учащиеся могут полностью себя проявить в этом виде деятельности (Приложение 6).
Начиная обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся, мотивирую, провожу разъяснительную работу, о том, что самостоятельные занятия физическими упражнениями:
– укрепят здоровье, подкорректируют недостатки телосложения, повысят функциональные возможности организма;
– улучшат двигательные, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость, ловкость;
– воспитают инициативность, самостоятельность, сформируют адекватную оценку собственных физических возможностей;
– воспитают привычку здорового образа жизни, привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранным видам спорта в свободное время, организацию активного отдыха и досуга;
– воспитают психические морально-волевые качества и свойства личности, самосовершенствование и саморегуляцию физических и психических состояний.
Также уделяю внимание обучению ребят планированию физической нагрузки и самоконтролю, построению отдельного занятия. В начале каждого занятия необходимо выполнять разминку, для того чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Начинать следует с упражнений, требующих точности движений, внимания, повышенной скорости, ловкости. Упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Затем нужно приступать к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. Увеличивать нагрузку следует постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления. Для правильного дозирования физической нагрузки каждому необходимо определить максимальный результат. Для этого в начале занятий нужно выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью. Затем, исходя из максимального теста, определить тренировочную нагрузку. Выделяют четыре типа нагрузок: умеренный – 30 %; средний – 50 %; большой – 70 %; высокий – 90 %.
Для развития силовой выносливости применяются такие упражнения, как отжимания, приседания, подтягивания, т.е. отягощенные массой собственного тела; а также упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т.п. После нескольких недель занятий снова проводится максимальный тест, и, если он даст результат выше прежнего, значит, ваша физическая выносливость увеличилась. В этом случае расчет нагрузки делается повторно. Первые 2-3 месяца работа осуществляется с отягощением 30-40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем, в последующие 2-3 месяца, можно перейти к работе с отягощением в 50-60 % от максимального, и только после этого, через 5-6 месяцев занятий, переходят к работе с отягощением в 75-80 % от максимального.
Занимаясь самостоятельно физическими упражнениями, рекомендую учащимся, что занятия должны носить оздоровительную и развивающую направленность; в процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физическими упражнениями (Приложение 2).
2.3 Результативность и эффективность опыта
Определены условия и алгоритм проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями на II и III ступенях общего среднего образования:
1) начиная самостоятельные занятия физическими упражнениями, выяснить состояние своего здоровья, физического развития и определить уровень физической подготовленности;
2) занятие обязательно начинать с разминки, а по завершении – использовать восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна);
3) стараться соблюдать физиологические принципы занятия: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом личной подготовленности и переносимости нагрузки;
4) не стремиться к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки, спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению;
5) физические нагрузки должны соответствовать возможностям, поэтому их сложность повышать постепенно, контролируя реакцию организма на них;
6) составляя план занятия, включать упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств);
7) если почувствовали усталость, то на следующих занятиях нагрузку надо снизить;
8) если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратить занятие и посоветоваться с учителем физической культуры или врачом;
9) стараться проводить занятия на свежем воздухе, привлекать к занятиям своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер;
10) результаты занятий зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий, поэтому необходимо вести «дневники достижений»;
11) помнить, что эффективность занятия будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим питания.
4 Коррекционно-аналитический этап
Результаты пропаганды среди учащихся самостоятельных занятий физическими упражнениями наблюдаются ежегодно в разных классах. Так, например, дети, самостоятельно занимающиеся на тренажерах, заметно улучшили свои физические качества – силу, скорость, гибкость. У них стал выделяться рельеф мышц. 80 % учащихся старших классов имеют высокие показатели в подтягивании, прыжках в длину с места. Девочки, особенно те, кто с трудом выполнял тесты силовой подготовки, теперь с легкостью выполняют задания, нисколько не стесняясь за свой результат. На протяжении всех лет работы в школе в начале и конце учебного года идет сравнение результатов уровня физической подготовленности. У учащихся, которые самостоятельно занимаются физическими упражнениями, повысились показатели уровня развития физических качеств (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты диагностики уровня развития физических качеств учащихся
Физические качества учащихся |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
|||
|
2018/ 2019 |
2021/ 2022 |
2018/ 2019 |
2021/ 2022 |
2018/ 2019 |
2021/ 2022 |
Скорость |
12% |
7,4% |
80,6% |
77,8% |
7,4% |
14,8% |
Сила |
16,2% |
9,6% |
78,7% |
78,1% |
5,1% |
12,3% |
Выносливость |
18% |
12% |
76,9% |
75,7% |
5,1% |
12,3% |
Ловкость |
9,6% |
6,2% |
78,1% |
77,3% |
12,3% |
16,5% |
Гибкость |
14% |
9,6% |
78,6% |
75,6% |
7,4% |
14,8% |
Ежегодно, проводя анкетирование детей с целью анализа результатов работы, я обратил внимание на увеличение процента учащихся, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями (приложение 4) Так, в 2018 году на вопрос «Занимаетесь ли вы самостоятельно физическими упражнениями?» – утвердительно ответили всего 21% обучающихся, а в 2022 году – 80 %.
На протяжении четырех лет работы с учащимися ежегодно проводилось тестирование по определению уровня физической подготовленности. Для выявления процентного количества учащихся, которые самостоятельно занимались физическими упражнениями и определения качества выполнения домашних заданий, каждый ученик вел «дневник достижений», куда он вносил не только виды и количество самостоятельно выполняемых упражнений, а также отмечал пульсометрию, собственное самочувствие, формулировал личную цель занятий. Учитель имел возможность не только оценить уровень самостоятельной работы, но и скорректировать дальнейшие занятия.
Из приведенных данных (таблица 2) можно сделать вывод, что увеличение количества учащихся, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями, повысило уровень их физической подготовленности.
Таблица 2 – Результаты анкетирования учащихся и родителей, средний балл по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
Учебный год |
Класс |
Уровень развития физических качеств (балл) |
Занимающиеся самостоятельно физическими упражнениями (%) |
Качество выполнения домашних заданий (ср. балл) |
Количество учащихся, которые вели «дневники достижений» |
2018/2019 |
8 класс |
7,1 |
21% |
7,7 |
56% |
2019/2020 |
9 класс |
7,2 |
30% |
7,8 |
62% |
2020/2021 |
10 класс |
7,4 |
60% |
8,2 |
86% |
2021/2022 |
11 класс |
7,8 |
80% |
8,5 |
91% |
Также были выявлены барьеры, которые возникли при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: незаинтересованность, немотивированность, нехватка времени, отсутствие взаимопонимания со стороны родителей.
3 Заключение
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями привела к тому, что повысился уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой, повысился уровень сдачи контрольных нормативов, 86 % учащихся могут самостоятельно провести разминку на уроке, 91 % учащихся лучше стали регулировать нагрузку исходя из своего физического состояния, 78 % учащихся могут подобрать подвижную игру с изучаемыми элементами в соответствии с задачами урока. Занимаясь самостоятельно, учащиеся научились составлять индивидуальную программу занятий и корректировать их содержание с учетом собственных данных самоконтроля.
Для более эффективного обучения учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, предлагаю включать их в активную деятельность по физическому воспитанию в качестве руководителей проведения спортивных и подвижных игр со своими ровесниками во внеучебное время. Учащихся старшего школьного возраста привлекаю к организации, проведению соревнований и судейству для учащихся младшего школьного возраста.
Для того чтобы учащиеся самостоятельно занимались физическими упражнениями нужно добиваться согласованности в действиях и работе учителей физической культуры, классных руководителей и родителей. Привлекать их к организации и проведению спортивных мероприятий и развлечений для учащихся.
Принятие учащегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его ответственности за результаты обучения, создают необходимую среду, которая позволяет эффективно использовать самостоятельные занятия физическими упражнениями для развития физических качеств школьника, улучшения его физического здоровья, повышения самооценки, реализации себя в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1 Машарская, Н.М. Обучение учащихся самостоятельным занятиям физическими упражнениями / Н.М.Машарская. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 31 с.
2 Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения особого типа «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» [Электронный ресурс] / Физические качества человека. – Режим доступа : http://surl.li/dxeti. – Дата доступа : 01.12.2022.
3 Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс] / Особенности развития физических качеств у старших дошкольников на занятиях степ-аэробикой. – Режим доступа : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5534. – Дата доступа : 01.12.2022.
4 Самостоятельные занятия физическими упражнениями студентов вузов [Электронный ресурс] : пособие / И.В.Григоревич и [др.]. – Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». – Режим доступа : http://surl.li/dwtbk. – Дата доступа : 01.12.2022.
5 Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития физической подготовленности: учеб. пособие 3-е изд. испр. и доп. / Б.Х.Ланда. – М. : Советский спорт, 2006. – 208 с.
6 Алексеева, Е.Н. Методы исследования физического развития и физической подготовленности студентов. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров / Е.Н.Алексеева. – Пятигорск : СКФУ, 2016. – 42 с.
7 Электронный журнал Экстернат.РФ [Электронный ресурс] / Домашние задания по физической культуре. – Режим доступа : http://ext.spb.ru/index.php/. – Дата доступа : 10.09.2022
Приложение 1
«Дневник достижений» учащихся для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
Цель выполнения самостоятельных упражнений ___________________________________________________________________ |
||||
Какие физические качества я хочу развивать: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
|
||||
Какие самостоятельные упражнения выполнил |
Количество упражнений |
Количество подходов |
Пульсометрия |
Отметка о самочувствии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись родителей ___________________ |
||||
Рекомендации учителя физической культуры ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Приложение 2
Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
Самоконтроль необходим при самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с отягощением, атлетической гимнастикой. Самоконтроль – представляет собой систематические наблюдения человеком за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности при занятиях спортом. Самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит, частота сердечных сокращений, масса тела, функция кишечно-желудочного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких, сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные результаты – все это показатели самоконтроля.
Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам:
– Обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появление отдышки, нарушение координации движений — это внешние признаки. При их появлении необходимо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть.
– Появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание и даже головокружений – внутренние признаки. В таких случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить тренировку.
В процессе самостоятельных занятий физической культурой необходимо особо обращать внимание на появление во время тренировок болей в мышцах, в правом и левом подреберье, в области сердца, головных болей, головокружения.
Если после занятий физическими упражнениями, самочувствие, настроение, аппетит, сон – хорошие, и есть желание заниматься дальше, то это показывает, что ваш организм справляется с нагрузками.
Приложение 3
Анкета для родителей
Цель: улучшение здоровья и физического развития ребёнка
Уважаемые родители!
Отметьте наличие умений и навыков вашего ребёнка.
1 Прыжки через короткую скакалку_____________________________
2 Катание на коньках _________________________________________
3 Катание на лыжах___________________________________________
4 Катание на двухколёсном велосипеде__________________________
5 Умение самостоятельно играть в подвижные игры________________
6 Умение пробегать кроссовую дистанцию (от 300м)_______________
7 Занятие спортом (каким?) ____________________________________
8 Не тревожит ли вас уровень физического развития вашего ребёнка?
_________________________________________________________
9 Есть ли у вашего ребёнка спортивный инвентарь________________
10 Считаете ли вы полезным для себя участвовать вместе с детьми в семейных праздниках-соревнованиях?__________________________
11 В какой форме вы бы хотели сотрудничать с учителем физической культуры___________________________________________________
12 Заинтересованы ли вы, чтобы ваш ребенок обучался самостоятельным занятиям физическими упражнениями? (да, нет, не совсем) (нужное подчеркнуть)
13 Какую помощь можете оказать для развития физической культуры в школе? (нужное подчеркнуть)
ремонт спортинвентаря
организация спортивных праздников
материальная помощь
Фамилия__________________________________
Имя______________________________________
Отчество _________________________________
Класс, в котором учится ребёнок________
Приложение 4
Анкета для учащихся
1 Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
2 В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
3 Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
4 Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
5 Участвуя в физкультурно–спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
6 Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
7 Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
8 Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
9 Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
10 Занятия физическими упражнениями мне полезны, улучшают мое настроение и самочувствие (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
11 На занятиях физическим упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
12 Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
13 Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто–то контролировать (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
14 Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
15 Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
16 Я всегда интересуюсь физкультурно–спортивной работой и принимаю в ней участие (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
17 Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы (обязательно)
– Да – Нет – Затрудняюсь ответить
18 Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
19 Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка (обязательно)
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
20 Вы ответственно выполняете домашнее задание по физической культуре?
– Да – Нет – Не всегда – Затрудняюсь ответить
Приложение 5
Примерные карточки заданий для самостоятельных упражнений физическими упражнениями
Темы: «Легкая атлетика», «Спортивные игры».
Практика
1 Упражнение для развития силы ног.
Приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик») на левой и правой ногах.
2 Упражнение для развития мышц спины:
Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки — на поясе, ноги фиксированы.
3 Упражнение для развития гибкости:
Наклоны вперёд: ноги на ширине плеч, руки внизу.
4 Упражнение для развития силы рук:
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (на опоре 30-40 см.).
5 Упражнение для развития прыгучести:
Прыжки в длину с места (на максимальный результат): 5-7 раз.
6 Упражнение для развития выносливости.
Теория
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой и в спортивном зале.
Правила игры: «Десять передач»
Сообщение о видах лёгкой атлетики.
Темы: «Гимнастика», «Общефизическая подготовка», «Лыжная подготовка»
Практика
1 Упражнение для развития скоростно-силовых качеств:
Выпрыгивание из приседа.
2 Упражнение на гибкость:
Из исходного положения «лёжа лицом вниз», прогнуться назад до касания ногами головы (рыбка).
3 Упражнение на гибкость:
Наклоны вперёд до касания ладонями пола.
4 Упражнение на силу мышц спины:
Из исходного положения «лёжа на спине» принять положение группировки, вернуться в исходное положение.
5 Упражнение на силу мышц рук:
мальчики: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», ноги на повышенной опоре.
девочки: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», руки на повышенной опоре.
6 Упражнение для развития выносливости:
бег в среднем темпе по 10 минут 2 раза в неделю.
(можно заменить бегом на лыжах).
Теория
Правила поведения на занятиях гимнастикой и лыжной подготовкой.
Составить комплекс утренней гимнастики.
Сообщение о зимних видах спорта.
Темы: «Спортивные игры», «Легкая атлетика».
Практика
1 Упражнение для развития силы рук:
мальчики – подтягивание в висе:
девочки – в висе лёжа.
2 Упражнение для развития брюшного пресса: из положения «лёжа» выполнить «велосипед».
3 Упражнение для развития прыгучести: прыжки на скакалке.
4 Упражнение для развития гибкости: наклоны вперёд, ноги вместе.
5 Упражнение для развития быстроты: бег на месте.
6 Упражнение для развития выносливости: кроссовый бег.
Теория
Правила поведения на занятиях спортивными играми и лёгкой атлетикой.
Правила игры: «Перестрелка»
Сообщение о спортивных играх.
Приложение 6
Легкая атлетика. Совершенствование метания малого мяча на дальность с места и разбега. Совершенствование бега на короткие и средние дистанции. План-конспект урока в 9-м классе
Место проведения: стадион.
Инвентарь: малые мячи для метания.
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут эффективно и правильно выполнять технические элементы метания мяча с места и с разбега, овладеют техникой бега на короткие и длинные дистанции, улучшат свои показатели результативности через совершенствование комплекса общеразвивающих, специальных беговых легкоатлетических упражнений.
Задачи личностного развития:
– способствовать развитию скоростно-силовых качеств и ловкости применительно к технике метания мяча, бега на короткие и средние дистанции, развитию выносливости и координационных способностей через выполнение различных подводящих упражнений и заданий с малым мячом для метания, кроссовой подготовки;
– воспитывать сознательное отношение к занятиям, дисциплину, самостоятельность, чувство коллективизма, доброжелательность, трудолюбие и ответственность друг за друга, интерес к занятиям физической культурой, воспитание дружбы и взаимопомощи через беседы в процессе урока и во время контроля учителя за выполнением упражнений;
– создать условия для соблюдения правил безопасного поведения во время урока.
– содействовать формированию навыков здорового образа жизни, гармоничному развитию мышечных групп и формирование правильного телосложения; повышение функциональных возможностей организма (преимущественно аэробных), укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы через двигательную активность, эффективное распределение физической нагрузки, контроля хронометража и пульсометрии.
Ход урока
Части урока и их продолжи- тельность |
Содержание учебного материала |
Дози-ровка |
Организационно-методические указания |
1 Вводно- подгото-витель-ная часть 10-12 мин. |
1 Построение, строевые команды, сдача раппорта, приветствие. 2 Формулировка учащимися задач урока. 3 Строевые упражнения на месте (направо, налево, кругом).
4 Равномерный бег по кругу (2 круга по 200 м.)
5 Ходьба по кругу (восстановление дыхания)
6 ОРУ в парах: 1 И.П. – ноги вместе, лицом друг другу, руки внизу сцеплены. 1-2 – руки вверх, 3-4 и.п.
2 И.П. – стойка ноги врозь или основная стойка, лицом друг к другу на расстоянии большого шага. Руки на плечах партнера, наклон вперед. 1-3 пружинящие наклоны вперед, нажимая на плечи партнера. 4 И.П.
3 И.П. – стойка ноги врозь, правая впереди, лицом к партнеру, на расстоянии одного шага руки вперед, пальцы сцеплены. Поочередное сгибание и разгибание рук с сопротивление
4 И.П. – стойка ноги врозь, стоя спиной друг к другу, руки сцеплены внизу, лопатки прижаты. 1– Оба партнера выполняют шаг правой вперед, руки в стороны. 2 – И.П. 3 – шаг левой вперед, 4 – И.П.
5 И.П. – стойка ноги врозь, стоя спиной друг к другу, руки сцеплены внизу, лопатки прижаты. 1– оба партнера выполняют шаг вперед правой, руки через стороны вверх, лопатки не отрывают. 2 – И.П., 3 – шаг левой вперед, 4 – И.П.
6 И.П. – стойка ноги врозь, стоя спиной друг к другу, руки в «замок». Оба партнера выполняют выпад правой вперед – в сторону, руки не расцепляя. То же, но левой ногой.
7 И.П. – стоя боком друг к другу – наружные руки сцеплены над головой, внутренние внизу. Партнеры делают выпады в разные стороны.
8 И.П. – стоя друг другу спиной руки в «замок». 1 – первая шеренга выполняет наклон вперед, 2 – И.П. 3 – вторая шеренга выполняет наклон вперед, 4 – И.П.
9 Прыжки на месте. |
1 мин.
30 сек.
30 сек.
3 мин.
5-6 раз
8-10 раз
10-12 раз
7-8 раз
5-6 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
20 сек. |
Напоминание учащимся о причинах травматизма (на уроках легкой атлетики).
Требовать от учащихся согласованности действий, четкого выполнения строевых упражнений Обратить внимание на дыхание при беге и восстановление при ходьбе. При ходьбе обратить внимание на осанку, спина прямая, плечи отведены назад, голова приподнята.
Разминку на месте проводит Имя учащегося Ноги не сгибать, спина прямая
Руки не отцеплять, лопатки прижаты.
Шире шаг, руки вверх.
Выпад выполнять левой ногой.
|
Основная часть 25-30 мин
|
1 Метание мяча на дальность с места и с разбегу С места Этот способ метания характерен таким перемещением руки со спортивным предметом, которое осуществляется поверх плеча из-за головы с вовлечением в процесс (последовательно) мускулатуры ног, а также бросающей спортивный предмет руки и остальных частей туловища. Чтобы правильно выполнить это скоростно-силовое упражнение, необходимо: 1 Расположиться на исходной позиции, направив взгляд в сторону полёта снаряда 2 Вынести вперёд левую ногу, полностью уперев стопу в землю. 3 Оставить правую позади, упираясь её передней частью. 4 Переместить основной вес тела на левую ногу. 5 Руку со спортивным предметом согнуть в локтевом суставе и расположить её при направленном вниз локте вровень с головой. 6 Левую руку расположить вдоль туловища. 7 Передислоцировать массу тела с левой нижней конечности на согнутую правую. 8 Развернуть тело направо и расположить кисть со спортивным предметом сзади. 9 Тело, повёрнутое теперь левой своей частью в направление метания, немного отклонить вправо. 10 Руку со снарядом расположить ладонью кверху. 11 Поднять левую руку на уровень плеча и направить её вперёд и чуть в сторону. 12 Взгляд устремить в направлении броска. 13 Резко разогнуть правую ногу и перебросить основной вес тела с неё на левую конечность. 14 Принять позу «натянутого лука» с помощью полностью выпрямленной левой ноги и правой, несколько согнутой в колене и упирающейся на носок. 15 Локоть руки со спортивным предметом расположить вровень с головой и устремить в направление броска. 16 Резким движением этой руки осуществить бросок вперёд по углом, максимально приближающемся к 45°. 17 Одновременно с вылетом спортивного снаряда из руки распрямить ноги. 18 Чтобы предотвратить заступ, расположенную впереди левую ногу согнуть в колене, туловище развернуть влево, а левую руку расположить сзади, перескочив с левой стопы на правую.
С разбега Чтобы суметь с разбега метнуть снаряд как можно дальше, необходимо: 1 Захватить мяч пальцами рук, держа его во время разбега перед грудью выше плеча или внизу (на выбор). 2 Начать движение с правой ноги. 3 Бег ведётся с ускорением, при котором ширина шага на 30 см короче, чем во время бега на спринтерские дистанции. 4 При выходе на финишный этап разбега развернуть плечи вправо. 5 В зависимости от первоначального расположения руки с мячом опустить её или поднять на уровень плеч и завести слегка назад. 5 Осуществить скрестный шаг, во время которого за счёт сохранения положения развёрнутого вправо тела туловище напрягается. 7 Затем упереться левой ногою по линии перемещения, разогнуть правую. 8 Расположить ось таза под прямым углом к вектору движения. 9 С помощью созданной таким образом позы, которая называется «натянутым луком», резким посылом руки отправить мяч вперёд, стараясь приблизиться при этом к траектории в 45°. 10 Перескакивая с левой нижней конечности на правую, погасить инерцию разбега.
2 Прыжки в длину с разбега Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. Перед выполнением учебных заданий перед учащимися ставятся цели: а) стандартно выполнять элементы разбега; б) ставить толчковую ногу на брусок загребающим движение с активными маховыми движениями ногой и руками; в) активно и полно разгибать толчковую ногу, стремясь к увеличению угла вылета. Серия учебных заданий: – прыжки с короткого разбега с акцентом на два последних шага ;
4 Встречная эстафета Играющие делятся на несколько команд. Каждая в свою очередь делится пополам. Команды выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде «Марш!» они начинают бег. Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив, и т. д. Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше. Итоги игры. |
10 мин.
10 мин.
10 мин.
4 раза.
3-4 раза
3-4 раза
2-3 раза
1 мин. |
Возможные ошибки, причины возникновения и пути устранения Метание с места Обратить внимание на согласованность движения ног, рук и туловища. Показывает Имя учащегося В И.П. стопы расположены на одной линии. Это не даёт устойчивого положения тела в финальной части броска. Причина – дети привыкли ставить ноги таким образом. Средства для устранения – начертить мелом линию на полу и поставить стопы учащегося так, чтобы большой палец левой стопы был на одной линии с пяткой правой стопы. Выполнить с учащимися метание мяча из различных И.П.: из основной стойки, из положения стоя на коленях, из положения лежа на животе, предоставить учащимся возможность выявить самый эффективный способ метания, устранить ошибку. 2 Рука с мячом опущена ниже линии плеч и согнута в локтевом суставе. Это ведёт к тому, что не будет далёкого броска и возможно получение травмы локтевого сустава. Причина – недостаточно укреплен плечевой пояс учащегося. Непривычное положение рук. Средства для устранения – использовать упражнения для укрепления плечевого пояса. Следить за положением руки в и. п. 3 Левая рука опущена вниз во время выполнения броска. Это ведёт к «раскручиванию» плеч и мяч будет улетать из сектора метания влево. Причина – рассеянное внимание учащихся, больше внимания обращают на руку с мячом. Средства для устранения – обращать внимание учащихся на положение левой руки словами: «Покажи левой рукой куда будешь метать». 4 Подбородок опущен и взгляд направлен вниз. Это не даёт возможность контролировать угол вылета снаряда. Причина – ученики смотрят под ноги, боясь потерять равновесие при выполнении броска. Средства для устранения – подбородок направить вверх, взгляд направить в точку метания. При таком положении подбородка мяч полетит по нужной траектории. 5 При отклонении туловища перед финальным усилием ломается линия: левая нога – туловище. Метание будет осуществляться только рукой, исключая нижние звенья туловища. Причина – движение сложное по координации выполнения. Средства для устранения – использовать больше имитаций упражнений на месте. Заострить внимание на правильном положении туловища при показе упражнения. 6 Не выполняется «захват» снаряда, следовательно, не будет выполнено положение «натянутого лука», не будет резкого броска. Причина – нет вращения на правой стопе коленом внутрь. Не разворачивают плечи вперёд, оставляя правую руку далеко сзади. Преждевременно переносят вес тела на левую ногу. Средства для устранения – использовать имитацию вращения на стопе коленом внутрь. Помочь ученику правильно выполнить это движение медленно, взяв его за правую кисть. А своей левой рукой помочь развернуть плечи, уперевшись ей под правую лопатку. 7 Выполняют бросок, не разворачивая плечи. Пропускают «захват» снаряда и не выполняют положение «натянутого лука». Как следствие – нет далёкого броска. Причина – не выполняют «захват» снаряда. Средства для устранения – учитель должен помочь почувствовать ученику правильное движение плеч и ног при выполнении «захвата» снаряда. 8 Рука медленно работает при выполнении самого броска. Нет хлёсткого движения рукой. Причина – учитель должен помочь почувствовать ученику правильное движение плеч и ног при выполнении «захвата» снаряда. Средства для устранения – Объяснить, что такое «хлёст», используя образные выражения и сравнения, понятные детям («кнут», верёвка, «хлестнуть»). Использовать больше подвижных игр с элементами броска. Использовать упражнения для развития «хлёста» (метание на дальность теннисного шарика, или спички). 9 При выполнении финального усилия сгибают левую ногу в коленном суставе. Бросок уходит вниз, нет хорошего положения «натянутого лука», выключаются нижние звенья туловища, дальность броска существенно снижается. Причина – торопятся выполнить бросок, не выдерживают нужную последовательность работы звеньев в метании. Недостаточно укреплены мышцы ног. Средства для устранения – медленно выполнять имитацию броска с места, обращая внимание на то, что левая нога должна быть выпрямлена в коленном суставе до конца броска и выполнять функцию жёсткой опоры. Использовать упражнения для укрепления мышц ног (много прыжковой работы). Выполняют самостоятельно
Типичные ошибки и их устранения 1 Нестабильность беговых шагов. 2 Прыгун слишком удлиняет последние 2-4 шага. 3 На последних шагах разбега излишний наклон вперед. Выполнять разбег с применением контрольных отметок. Пробегать последние шаги по отметкам на дорожке. Поднять голову вверх, смотреть вперед. Руки больше согнуть в локтях. 4 При отталкивании у прыгуна слишком отстает таз. Прыгун наклонен вперед Вывести таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага. Разница в длине предпоследнего и последнего шага – 20-30 см. 5 Стопорящее отталкивание В опорной фазе на последнем шаге быстрее продвигать таз вперед 6 После отталкивания возникает вращение туловища вперед. Отталкиваясь доставать рукой подвешенный предмет 7 Чрезмерное отклонение туловища назад. Прыжки с места и с 1-4 шагов разбега в вис на снарядах (канат, кольца). 8 При отталкивании прыгун делает мах прямой или слегка согнутой ногой. Имитировать мах с доставанием коленом маховой ноги подвешенного предмета. 9 Движение ног в полетной фазе по укороченной амплитуде. Выполнять «бег в полете» в каче на кольцах. Встречное движение ног производить за счет сведения и разведения бедер, но не голеней. 10 Во время приземления, прыгун недостаточно выбрасывает вперед ноги. Выполнять прыжки с 4-6 беговых шагов в длину с акцентом на выбросе прямых ног вперед и приземление на ягодицы.
Нужно точно передать эстафетную палочку в руки. Не выходить за линию старта. Встать в конец колонны не мешать следующим игрокам. |
Заключи-тельная часть 3-5 мин
|
1 Построение. 2 Корректировки выполнения упражнений на уроке. 3 Подведение итогов урока. 4 Домашнее задание 1) сгибание и разгибание рук в упоре. 2) приседание в стойке ноги врозь. |
1 мин. 1 мин
1 мин 1 мин
|
Построение в одну шеренгу. Корректировки учителем выполнения упражнений на уроке Выставление отметок Упражнения для ног – объяснение – показ правильного выполнения – выполнение учениками. |