Птица. Урок изобразительного искусства в 3-м классе

- 9:23I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Цель: формировать представления о фантазийном образе в искусстве, расширять представления о фантазийном образе птицы в скульптуре, учить создавать фантазийный образ в рельефе.

Лариса ТОЛКАЧЁВА,
учитель изобразительного искусства
ГУО «Средняя школа № 3 г. Орши имени В.С.Короткевича»,
Витебская область

 

Цель урока: формировать представления о фантазийном образе в искусстве, расширять представления о фантазийном образе птицы в скульптуре, учить создавать фантазийный образ в рельефе.

Задачи:

– обсуждение фантазийных образов птиц в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

– восприятие скульптурных образов птиц.

– выполнение упражнений по сравнению фантазийных и реалистичных птиц.

– создание фантазийного образа «Волшебная птица» в рельефе.

Презентация к уроку

 

Ход урока

1 Организационный момент

2 Актуализация знаний. Введение в новую тему

«Здравствуйте, ребята! Услышали мы, что вы птиц умеете лепить, вот и принесли вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: слепить птиц красивых и необычных. Скоро в нашем лесу пройдет Праздник птиц, вот и хотим выставку работ во время праздника сделать. Но с фантазией у нас не очень, поэтому решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста! Ваши птицы» (Слайд1).

– Ну что, ребята, поможем птицам?

– Но сначала давайте вспомним, каких птиц мы знаем.

Прыгает и скачет,
Зернышки клюет,
Серенький взъерошенный,
Песенки поет.
Не заметит Васька кот,
Кто водичку в луже пьет,
Ты зерна не пожалей,
Это птица – … (воробей).

С красной грудкой тот герой,
Прилетает к нам зимой,
Всю рябину усыпают,
Зиму с нами все встречают. (Снегирь)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Клювом он стучит о ствол,
Потому что час пришёл:
Домик он себе наладил
И дупло построил… (дятел).

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (Ворона)

Весной прилетает птица. 
Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)

Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её… (кукушка).

– Мы с вами не только отгадки знаем, но и рисовать, и лепить этих птиц умеем. А как называется жанр в искусстве, где художник изображает зверей и птиц? (Анималистика. Слайд 2.)

Анималистика (animal – с лат. «животное») – жанр, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы.  

– Почему люди так часто изображали птиц? (Ответы детей)

– Прилет птиц весной всегда радует человека. Птицы – вестники весны, они предвещают начало сельскохозяйственных работ, наступление тепла. Образ птицы пришел к нам из далекого прошлого. В искусстве его можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи (Слайды 3–9).

– А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы-свистульки филимоновской игрушки (Слайд 10).

– Обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Изображение птицы встречается повсюду: на посуде, рушнике, кокошнике, на наличниках, в ювелирных украшениях (Слайды 11–17). Это не просто украшения – это оберег, который отгоняет злых духов, защищает человека и его дом.

– Какая птица является символом Беларуси? (Аист.)

– А как еще часто называют Беларусь? (Земля под белыми крыльями.)

– Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы. («Финист  ясный сокол», «Сказка о Золотом Петушке» А.С.Пушкина и Царевна Лебедь в его «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П.Ершова «Конек-Горбунок», сирены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и все-все-все» А.Милна и др.)

– Кто придумал сказочных птиц? (Народ, сказочник, художник, писатель.)

– А теперь посмотрим, как разные художники изображают птиц. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи. У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических. В старину люди изображали райских птиц. Это Сирин, Алконост, Гамаюн (Слайд 18–21).

– В творчестве русского художника Михаила Александровича Врубеля большое место занимала сказка, фантазия и народное творчество. Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое. Вот, например, его картина «Царевна-Лебедь» (Слайд 22).

– А вот так представляют птиц художник Иван Яковлевич Билибин и художник-иллюстратор Николай Михайлович Кочергин (Слайды 24–25).

– Просмотрев множество необычных, волшебных птиц, скажите, в чем отличие сказочной птицы от обычной? (Украшение, цвет, форма птицы, размер.)

– А какие сходства вы увидели? (Крылья, клюв, хвост, лапки, туловище.)

– А чем, ребята, они отличаются от настоящих птиц? (Сказочные птицы могут разговаривать, говорить человеческим голосом, в темноте их глаза горят, как огонь.) 

 

3 Изучение нового материала

– Мы с вами поговорили о сказочных птицах и посмотрели, как их изображали художники. И сегодня создадим свой волшебный образ.

Я блистаю словно солнце,
Нет прекраснее меня,
Если выгляну в оконце
Озарится вся земля. (Жар-птица. Слайд 26)

– Знаете ли вы, что наши предки верили в магическую силу этой необычной птицы? Считалось, что перо Жар-птицы исполняет самые заветные желания, а сама Жар-птица приносит удачу, счастье, везение.

– Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. С давних времен люди верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Поэтому её ещё называли птицей Счастья. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит. И всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее должен исходить яркий и теплый свет, который может согреть всех людей своим теплом.

– Жар-птица – сказочная птица, персонаж русских сказок. Это огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья, как языки пламени, а глаза светятся, как кристалл. Живёт она в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

– Ребята, в каких сказках можно встретить образ жар-птицы? («Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк», Жар-птица и Василиса-царевна»).

– Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в былинах и сказках, а художники писали на своих полотнах. Я приглашаю вас в художественную галерею, где главная героиня – жар-птица.

– По-разному, и в то же время одинаково изображают её в художники. Можно даже определить характер птицы. Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, которая умеет петь и говорить.

– Жар-птица – это сказочная птица. На рисунках она изображается с размашистыми крыльями и с огненным хвостом. Жар-птица «обитает» только в сказках и на картинках (Слайд 27).

 

Физкультминутка

Чудо-птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели, посмотрели (опустить руки, повернули голову вправо, влево).
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

– Правильно, создавать рельеф жар-птицы.

– Давайте вспомним, что называется скульптурой. (Слово «скульптура» пришло из латинского слова «высекать». Наши предки называли это искусство ваянием.)

– Какие виды скульптуры вы знаете? (Круглая и рельеф.) (Слайд 28)

– Какие выразительные средства скульптуры вам известны? (Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала  мрамора, гранита, дерева и при этом удаляет все лишнее.)

– Давайте вспомним, что называется рельефом. (Рельеф – это вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.)

– А сейчас вспомним правила работы с пластилином.

1. Работу выполнять за столом.
2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
3. Планировать свою работу.
4. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
5. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками.
6. При работе с пластилином необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
7. Нельзя: брать пластилин в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать пластилин по классу.
8. Готовые изделия класть на доску.
9. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
10. Тщательно вымыть руки с мылом.

 

4 Этап применения новых знаний и умений

Поэтапное выполнение рельефа «Жар-птица»

Подготовительный этап

Подготовить основу для лепки рельефа.

1-й этап

Пластилин нужно растирать подушечкой пальцев, а не ногтем, и пальчик нельзя выгибать назад. Класть пластилин на основу тонким слоем!

2-й этап

Приступить к изображению туловища жар-птицы. Скачать два шарика оранжевого цвета: один поменьше для головы, второй побольше для туловища. Слегка расплющить их и сформировать на основе туловище.

3-й этап

Затем приступить к изображению крыльев. Скатать из пластилина жгутики и сформировать верхние перья крыльев. Затем скатать два маленьких шарика, слегка расплющить их, придать им форму капли. Из них сформировать центральные «перья-капельки» раскрывшихся крыльев. После этого скатать жгутики и разместить их вокруг «пера-капли». Продолжить формировать крылья.

4-й этап

Затем слепить клювик, хохолок, грудку, глаз и щёку. После этого приступить к изображению хвоста сказочной птицы. Начать с центрального «пера-капельки»: скатать шарик, расплющить его, придать форму вытянутой капли. Таким образом делать для хвоста большие и маленькие «перья-капельки». Затем декорировать хвост «перьями-кружочками».

5-й этап

Чтобы более явно отобразить в рельефе сказочную атмосферу обитания жар-птицы, показать золотистые отблески чудесного сверкающего оперения, сделать шарики и прикрепить к основе рельефа с помощью стеки или зубочистки.

 

5 Контрольно-оценочная деятельность

Критерии оценки работы:

– пропорции
– цвет
– аккуратность.

(Слайд 29)

 

6 Самооценка. Выставка работ. Подведение итогов. Рефлексия

Вот спасибо удружили,
Каких птиц вы нам слепили!
Будут жить они не в клетке,
А в лесу сидеть на ветке.
Будут песни распевать,
Лес волшебный украшать.

– Почему люди так часто изображали птиц?

– Каких сказочных птиц вы увидели впервые?

– Какая птица вам запомнилась?

– Кто придумал сказочных птиц?

Слайд 30, воспроизведение.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий