Использование пособия «Семицветик» в работе по закреплению правильного произношения звуков [к], [г], [т], [д] у детей с нарушениями речи 5-6 лет

- 14:43КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Пособие «Семицветик» направлено на закрепление правильного произношения звуков [к], [г], [т], [д] у детей с нарушениями речи 5–6 лет.

 

Алла МАЛАШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»
Гродненская область

 

 

Пособие «Семицветик» направлено на закрепление правильного произношения звуков [к], [г], [т], [д] у детей с нарушениями речи 56 лет.

Представляет собой цветок со сменными разноцветными лепестками. Оно может использоваться для автоматизации звука, дифференциации звуков, развития речи.

Пользуясь пособием «Семицветик», учитель-дефектолог может построить целое занятие или провести какой-то отдельный его этап. Многие из игровых упражнений имеют два-три варианта выполнения, что позволяет включать их в несколько занятий в разной интерпретации. Каждое игровое упражнение также решает задачи развития речи воспитанников. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых и групповых занятиях. При большом разнообразии игрового материала пособия воспитанники не теряют интерес к занятиям.

В пособии «Семицветик» помимо игровых упражнений, направленных на автоматизацию звуков [к], [г], [т], [д], имеются упражнения, с помощью которых учитель-дефектолог может провести интересный организационный этап занятия, эффективную артикуляционную гимнастику, занимательные дыхательные упражнения. При выполнении упражнений ребёнку даётся возможность самому выбирать лепестки с заданиями и персонаж, с которым он будет играть.

С помощью пособия «Семицветик» эффективно происходит закрепление правильного произношения звуков [к], [г], [т], [д] в процессе коррекционных занятий. Яркие картинки, любимые детьми персонажи, приятные на ощупь материалы привлекают внимание воспитанников, надолго удерживают их интерес. Особенно нравится им то, что, практически в каждом упражнении, имеются сюрпризные лепестки (лепестки, на которых размещены небольшие подарки). Благодаря тому что в процессе использования пособия выполняются задания, направленные не только на автоматизацию звуков, но и на развитие речи, деятельность детей становится более разнообразной.

 

Примеры игровых упражнений, представленных в пособии «Семицветик»

Необычное приветствие

Задачи: учить приветствовать друг друга и создавать позитивную атмосферу на занятии.

Оборудование: картинка сказочного героя – гостя, лепестки со знаками приветствия.

Инструкция

Давай мы с тобой рассмотрим Семицветик. В серединке расположено изображение сказочного героя, который пришёл сегодня к нам в гости. Давай с тобой поздороваемся с ним. Но сделаем мы это не словами, как обычно, а жестами или действиями, которые расположены на лепестках.

Героя ребенок выбираем сам.

   

 

Весёлая разминка

Задачи: выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

Оборудование: картинки с артикуляционными укладами, картинка героя – Леди Баг, Маша, Симка, Карамелька; тактильные лепестки.

Инструкция

Героя этой игры ребёнок выбирает сам (Леди Баг, Маша, Симка, Карамелька).

Давай мы с тобой сегодня научим нашего гостя выполнять артикуляционные упражнения, которые находятся под лепестками. Снимай по одному лепестку и, ощупывая его руками, выполняй упражнение под счёт. Тем самым ты покажешь нашему герою, как это легко и интересно.

      

По дорожкам

Задачи: автоматизировать изолированный звук [к] ([г], [д], [т]); автоматизировать звук [к] ([г], [д], [т]) в слогах.

Оборудование: лепестки Семицветика с дорожками, пластилин, маркеры.

Инструкция

Лепестки с дорожками крепятся на липучках к основным лепесткам Семицветика.

Вариант 1. Поставь пальчик на край дорожки и проводи по ней линию, одновременно произнося звук [к], [г], [д], [т].

Вариант 2. Возьми маркер и, не отрывая его от дорожки, проведи линию и произноси звук [к], [г], [д], [т].

Вариант 3. Возьми кусочек пластилина и, надавливая на него указательным пальцем, прикрепляй его к дорожке, которая изображена на лепестке. При этом правильно произноси звуки [к] – [т] ([г] – [д]). Но есть одно важное условие! Когда ты будешь произносить звук [к] или [т], ты должен взять жёлтый пластилин, а когда звук [г] или [д] – зелёный.

Вариант 4: Найди два лепестка с одинаковыми дорожками. Затем двумя руками одновременно проведи по дорожкам линии, при этом чётко проговаривай слоги:

ка-ко-ку ак-ок-ук
та-то-ту ат-от-ут
га-го-гу аг-ог-уг
да-до-ду ад-од-уд и др.

Ветерок

Задачи: учить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Оборудование: картинки на липучках, вертушка со стрелкой, конвертики и коробочка с заданиями для дыхательных упражнений; трубочки.

Инструкция

Подуй или покрути вертушку со стрелкой, которая указывает на лепестки.

Стрелка остановилась, например, на петушке.

1-й лепесток: Разноцветный петушок

Вариант 1. Подуй на пёрышки петушка. При этом вдох сделай носом, а выдох – ртом.

Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе – не надувались щёки.

Вариант 2. Под пёрышками находятся маленькие картинки на липучках.

Подуй на пёрышки так, чтобы было видно кто или что спряталось под ними. Назови картинки, которые ты запомнил, чётко произнося звуки [к], [г], [д], [т].

2-й лепесток: Цветок и бабочка

Я положу бабочку на цветок, а ты сдуй её.

Напоминать ребёнку про правила дыхания.

3-й лепесток: Тучка и капельки

К тучке с помощью лески прикреплены капельки. На обратной стороне капелек есть картинки.

Подуй на капельки. Но будь внимательным! Тебе необходимо запомнить картинки, которые на них расположены, и назвать их, чётко произнося звуки [к], [г], [д], [т].

4-й лепесток: Горячий чай

К чашке приклеены полоски прозрачного шуршащего пакета – это «пар от горячего чая».

Подуй на «горячий чай» и остуди его.

5-й лепесток: Гусеница

Возьми трубочку, сделай один глубокий вдох и несколько коротких выдохов. Тем самым дуй на гусениц, чтобы они передвигались.

6-й лепесток: Осьминог

Посмотри, у осьминога вместо щупалец ленточки и шнурочки. Подуй на щупальца, сделав короткий вдох и длинный выдох.

7-й лепесток: Цветочная поляна

В коробочке находится стаканчик с перчаткой, на которую наклеены цветочки. В стаканчике сделано отверстие для трубочки.

Возьми трубочку, сделай глубокий вдох и долгий выдох. Дуй до тех пор, пока цветы на поляне не распустятся.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не вытягивал губы трубочкой и выдыхал полностью, пока не закончится воздух.

  

Дартс

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах;
– упражнять в выборе слов на заданный звук;
– развивать мелкую моторику кистей рук, улучшать координацию движений.

Оборудование: картинки на заданные звуки, мячик с липучкой, лепестки Семицветика с мишенью; герои – изображение Симки и Карамельки.

Инструкция

Сегодня к нам в гости пришли Карамелька и Симка. Они хотят с нами поиграть в «Дартс». Но он не простой… На лепестках Семицветика размещены картинки.

Вариант 1. Попади мячиком с липучкой в мишень на лепестке и произнеси, что изображено на картинке.

Вариант 2. Попади мячиком только в те мишени, рядом с которыми на лепестках находятся картинки с заданным звуком.

Например: из предложенных картинок бабочка, автобус, бант, гусь, цветы, тыква, кокос назови только те, в которых есть звук [т] и попади в мишень рядом с этой картинкой.

Речевой материал: гусь, бант, тыква, цветы, кокос, бабочка, автобус, дыня, домино, замок, совок, замок, батон, пингвины, гном, петух, дом.

Собираемся в путешествие

Задачи:

–  автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением предметов на звуки [к], [г], [д], [т] на прищепках; герой – Зайка, Микки Маус, Пингвин.

Инструкция

Героя ребёнок выберет сам.

Давай отправимся в путешествие с нашим гостем. Но с собой мы можем взять только те предметы, в названиях которых есть звуки [к], [г], [д], [т].

Выбери картинку и назови, что там изображено. Затем возьми прищепку с этой картинкой и прикрепи к центру нашего Семицветика.

Речевой материал: томат, зонт, ягоды, конь, сумка, духи, тыква, кубик, замок, бант, цветок, кокос, каша, кепка, дудка.

    

Весёлый счёт

Задачи:

– автоматизировать звук [г] в словах;
– развивать грамматический строй речи;
– закреплять умения согласовывать числительные 1, 2, 3, 4, 5 с существительными.

Оборудование: картинки на заданные звуки; цифры 1, 2, 3, 4, 5, изображение девочки с чемоданом; лепестки с кармашками; наклейка.

Инструкция

В серединку Семицветика на липучку прикрепляются цифры 1, 2, 3, 4, 5 и картинка девочки Тани с чемоданом.

Тане подарили чемодан с разными предметами. Давай рассмотрим, что ей подарили, и поможем ей посчитать, сколько теперь у неё предметов.

Рассмотри картинки, которые лежат перед тобой. Возьми одну, и помести её в любой из прозрачных кармашков, при этом проговаривая (например) один снеговик. Найди ещё такую же картинку, помести в тот же кармашек и посчитай, сколько их теперь (два снеговика).

Далее инструкция повторяется. Ребенок должен найти пять одинаковых предметов, посчитать их и поместить в нужный кармашек.  

Аналогично считаются и размещаются в прозрачные кармашки остальные картинки.

За то, что ты всё правильно посчитал, Таня хочет подарить тебе наклейку (Гном), которую спрятала в голубом кармашке.

Речевой материал: ягода, попугай, книга, шпага, снеговик, пуговица.

   

Окошки

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– закреплять умение составлять предложения.

Оборудование: карточки-схемы для определения места звука в слове; лепестки для Семицветика с «окошками»; деревянные фигурки, на которых изображены предметы на звуки [к], [г], [д], [т]; картинка на магните; герой – Енот (изображение).

Инструкция: Карточка-схема с указанием места звука в слове находится в серединке Семицветика.

Вариант 1.  

Сегодня к нам в гости пришёл вредный Енот. Он хочет отобрать у нас деревянные фигурки, в названиях которых звук [к] [г], [д], [т] спрятался в начале (в середине или в конце слова). Рассмотри деревянные фигурки с изображением предметов, которые расположены перед тобой. Возьми фигурку, проговори, что на ней изображено. Уточни, где в слове спрятался звук [к] [г], [д], [т]. Если местоположение звука соответствует заданной схеме, то спрячь фигурку в открытом окошке, если нет, то отложи её в сторонку.

Аналогично выполняется задание с другими карточками-схемами.

На одном лепестке «окошко» закрыто, оно на ощупь отличается от других, там находится сюрприз для тебя, который ты получишь, когда выполнишь задание и спрячешь фигурки от Енота.

Вариант 2.    

Открой «окошко» и назови предметную фигурку, которая там спряталась. Выдели заданный звук [к] [г], [д], [т] и определи, где он находится (звук может быть в начале, середине или конце слова). Если местоположение звука соответствует карточке-схеме, то предметную фигурку оставь в «окошке», если нет – составь предложение с этим словом.

Речевой материал: бант, винт, бабочка, дом, батон, дудка, автобус, букет, кубок, бабушка, банка, книга, хобот, будка, макака, батут, чемодан, бык, бумага, бамбук.

   

Гигант и Гномик

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [д] – [г];
– закреплять умения использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: герои – изображение Гиганта и Гномика; парные предметные картинки, на которых изображены предметы большого и маленького размера; сундучок.

Инструкция

Сегодня к нам в гости пришли Гигант и Гномик. Они принесли с собой сундучок с картинками разного размера, одни большие – Гиганта, а другие маленькие – Гномика. Только они все перепутались. Гости просят помочь каждому найти свои картинки.

Возьми одну картинку, назови, что там изображено, и скажи, кому она принадлежит – Гиганту или Гномику, а затем найди такую же, но другого размера.

Большую картинку прикрепи на край лепестка, а маленькую – ближе к серединке.

Например, петух. Он большой. Теперь необходимо найти маленького петушка.

При выполнении задания, следить за правильным произношением звуков [к], [г], [д], [т].

Речевой материал: конфета, веник, дудка, тыква, савок, дым, дом, петух, домовой, капуста, доска, снеговик, ягоды, попугай, щенок, пуговица, чайник, вагон, замок, мешок, гусь, дыня.

    

Половинки

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах и предложениях;
– упражнять в умении составлять предложения с заданными звуками по двум опорным картинкам.

Оборудование: герои – изображение кота Тома и Панды; картинки-половинки; кармашек; шнурки, колечки для крепления шнурков; наклейки.

Инструкция

Внимательно посмотри на картинки-половинки, которые находятся на лепестках Семицветика. Возьми любой шнурок, соедини 2 половинки, прикрепив шнурок к колечкам на лепестках и проговори, какое слово получилось. Составь с ним предложение, чётко произнося звуки [к], [г], [д], [т].

При составлении предложений полезно добиваться их вариативности.

Например:

Было полцветка, а стал целый цветок.
Было полцветка, а стал целый яркий цветок.
Было полдома, а стал целый дом.
Было полдома, а стал целый уютный дом.
Было полчемодана, а стал целый чемодан.
Было полчемодана, а стал целый тяжелый чемодан.

Половинки картинок – только на шести лепестках, а на седьмом – кармашек с сюрпризом (наклейки), который ты получаешь за правильно выполненное задание.

Речевой материал: петух, снеговик, цветок, автобус, бабочка, пингвин, замок, танк, бант, дом, чемодан, гусеница.

     

У Томы и Антона

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах и предложениях;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– упражнять в умении образовывать множественное число существительных в Р.п.;
– упражнять в умении составлять предложения.

Оборудование: герои – изображение девочки Томы и мальчика Антона; парные картинки на липучках с изображением предметов на звуки [к], [г], [д], [т] в единственном и множественном числе.

Инструкция

В серединке Семицветика находятся изображения мальчика Антона и девочки Томы.

Рассмотри картинки, которые расположены перед тобой.

Тома и Антон вырезали их из журнала. Но на них было изображено разное количество предметов. Давай ты выберешь одну картинку, назовёшь количество предметов, изображённых на ней, используя слова «один» или «много», а потом найдёшь ей пару. Например: один щенок – много щенков.

Картинку, на которой изображено много предметов, прикрепи на край лепестка, а на которой один предмет – ближе к серединке Семицветика. Составь с ними предложения.

Например:

У Томы одна конфета, а у Антона много конфет.
У Томы одна майка, а у Антона много маек.

Далее ребёнку предлагается распространять предложения прилагательными.

Например:

У Томы одна книга, а у Антона много интересных книг.
У Антона один щенок, а у Томы много смешных щенков.

Речевой материал: майка и майки, бабочка и бабочки, книга и книги, носок и носки, камень и камни, конфета и конфеты, каска и каски, кубик и кубики, комок и комки, щенок и щенки, томат и томаты.

Щенок

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах и предложениях;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– уточнять умения детей различать пространственные отношения, выраженные предлогами в, на, перед, около, за, между;
– развивать просодическую сторону речи;
– упражнять в умении составлять предложения.

Оборудование: герой – изображение Симки; картинки с изображением «будка» (6 шт.) и Щенка; картинка – действие; схемы предлогов; кармашек; наклейка; фликер.

Инструкция 

В серединке Семицветика находится изображение щенка и картинка – действие («сидит»). На шести лепестках находятся картинки с изображением будки. Перед ребёнком находятся схемы предлогов.

К нам в гости пришла Симка. Она очень любит играть в прятки со своим щенком. Но он так спрятался, что она не может его найти, поэтому просит нас о помощи.

Вариант 1. Прикрепи схему предлога на лепесток Семицветика и скажи, где спрятался щенок.

Например:

Щенок сидит за будкой.
Щенок сидит между будкой и кустом.

На седьмом лепестке находится кармашек с небольшим подарком (наклейка –щенок/фликер – «щенок»), который оставила Симка, в благодарность за то, что ты помог найти её друга.

Вариант 2. Условия остаются такими же, но задание усложняется тем, что ребёнок должен проговаривать предложения сначала медленно, а затем быстро.

     

Бабочка

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах и предложениях;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– уточнять умения детей различать пространственные отношения, выраженные предлогами к, на, от, с, в, из-за, под;
– упражнять в умении составлять предложения.

Оборудование: картинки с изображением Бабочки; картинки на липучках; картинка – действие; схемы предлогов.

Инструкция          

В серединке Семицветика находится изображение бабочки и картинка – действие («летит»). На лепестках находятся картинки.

Кот Том любит играть с бабочкой, а она его боится и всё время улетает. Давай подскажем Тому, где она.

Возьми картинку с изображением схемы предлога, прикрепи ее на лепесток Семицветика и скажи коту Тому, где бабочка.

Например:

Бабочка летит к водопаду.
Бабочка летит под цветком.
Бабочка вылетает из-за куста.

При выполнении задания, напоминать ребёнку о правильном произношении звуков [к], [г], [д], [т] и окончании слов.

Речевой материал: кузнечик, девочка, водопад, куст, дом, сундук, цветок.

    

Тоня ест…

Задачи:

– автоматизировать звуки [к], [г], [д], [т] в словах и предложениях;
– дифференцировать звуки [к] – [т], [г] – [д];
– упражнять в умении менять силу голоса, говорить то громко, то тихо;
– упражнять в умении составлять предложения.

Оборудование: фигурки из фоамирана в виде продуктов питания на звуки [к], [г], [д], [т]; картинка действие; картинка с изображением девочки Тони.

Инструкция

В серединке Семицветика находится изображение девочки Тони и картинка – действие («ест»). Также перед ребёнком расположены фигурки из фоамирана.

К нам в гости пришла девочка Тоня. Она маленькая и не знает, как называются продукты. Поможем ей, скажем, что она ест. 

Вариант 1.

Возьми одну фигурку и проговори, что это. Прикрепи её на лепесток Семицветика и скажи, что ест Тоня.

Например:

Тоня ест тыкву.
Тоня ест пончик.

Тоня принесла с собой угощение (фигурка из фоамирана «кекс» – магнит) для тебя, в благодарность за помощь и спрятала в кармашке на лепестке.

Вариант 2.

Условия остаются такими же, но ребёнок должен проговаривать предложения сначала громко, а затем тихо.

Речевой материал: конфета, авокадо, кекс, тыква, пончик, кабачок.

   

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий