Построение связного высказывания с опорой на мнемотаблицу на материале лексической темы «Наше тело»

- 11:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР. Занятие предназначено для детей специальной группы с ТНР 4–5 лет, длительность занятия 25–30 мин. Занятие направлено на развитие связной речи дошкольников с опорой на мнемотаблицу.

 

Виктория СТАСЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 88 г. Гродно»

 

Тема: «Построение связного высказывания с опорой на мнемотаблицу на материале лексической темы «Наше тело».

Цель: формирование навыков построения связного высказывания на материале лексической темы «Наше тело».

Коррекционно-образовательные задачи:

– формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
– расширять представления о многозначности слов;
– упражнять в умении составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Коррекционно-развивающие:

– корригировать и развивать зрительное восприятие и сенсорно-моторные функции;
– корригировать и развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;
– корригировать и развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать умение выслушивать ответы товарищей;
– воспитывать отзывчивое отношение к окружающим

Оборудование: мнемотаблица, разноцветные дорожки и домики, ростовая кукла Белая Медведица, мультимедийное техническое средство, д/и «Дружные прищепки», д/и «Летне-зимняя одежда», индивидуальные зеркала.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1RbmCvKi1KpCdHXiq67d_kfGobRSB5ac5/view?

 

Методики и технологии, применяемые при проведении занятий:

– социоигровые технологии, которые развивают навыки полноценного межличностного общения в процессе деятельности; коммуникативные навыки у детей, способствующие активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышению познавательного интереса, формированию детских компетентностей;

– интерактивная технология в ГУО, технология ИКТ, которая является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создания благоприятного эмоционального фона; обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим;

– здоровьесберегающие технологии – элементы здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного (режим смены динамических поз, разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию; упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

Предшествующая работа: просмотр мультфильма «Умка».

 

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент
(Дети стоят полукругом)

Приветствие: (все дети)
                 Посмотрите вы на нас!
                 Мы – ребята, суперкласс!
                 Дружные и смелые,
                 А ещё – умелые!
                 Можем многое мы делать,
                 Клеить, резать, шить, плести,
                 Хорошо себя вести!
                 Посмотрите вы на нас!
                 Мы – ребята, суперкласс!
Я говорю
                 – А теперь, ребята-суперкласс,
                 все расселись по местам,
                 никому не тесно, 
                 По секрету скажу вам:
                  «Будет интересно!”
(Дети садятся полукругом напротив экрана).

Эмоциональный настрой детей

Руки в центр круга
Руки к себе, большой̆ палец – вверх
Обнялись, руки на плечи соседа
Шагаем на месте
Движения по тексту Обняли себя за плечи Руки в центр круга
Руки к себе, большой̆ палец – вверх

Введение в игровую ситуацию (мотивация детей к предстоящей деятельности)

– Ребята, нам пришло видеописьмо от медведицы из мультфильма «Умка», давайте посмотрим и узнаем, что там…
(просмотр отрывка).
– Ребята, Медведица, оказывается, не знает, как выглядит друг Умки, и просит нас описать его. Мы с вами знаем, как он выглядит, потому что смотрели мультфильм про Умку и его друга. (Показ на экране изображение Тайкэ).

– Ребята, кто это? (Это Тайкэ)
– Верно, это тот самый Тайкэ, которого медведица никогда не видела.
– А вы знаете, рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но еще и словами.
Так вот мы сегодня с вами как раз попробуем «нарисовать», описать Тайкэ словами.
– А помогут нам описать картинки-домики.

см. презентацию

Основной этап

– Чтобы открыть первый домик, давайте проследим глазами за дорожкой зеленого цвета, при этом старайтесь не вертеть головой и туловищем.
– К какому домику привела зеленая дорожка?
(«Зеленая дорожка привела к домику красного цвета»).
(Я разворачиваю домик, на обороте нарисованы М/Д).
– Эта картинка говорит нам о том, что мы должны назвать пол нашего Тайкэ.

–Тайкэ – это мальчик.
– Умка дружит с Тайкэ. Умка – это медвежонок, а Тайкэ – это мальчик.
– А в нашей группе: Имя ребенка дружит с Имя ребенка.
Имя ребенка – это мальчик, а Имя ребенка – девочка. (Ответы детей с построением сложносочиненного предложения с союзом «а»).
– Какое предложение получится на 1-й картинке. (Тайкэ – это мальчик).
– Теперь мы отправимся в путь по красной дорожке. По красной дорожке мы снова будем идти глазками, но уже можем двигать головой и туловищем.
– К какому домику привела нас красная дорожка? (Красная дорожка привела к домику зеленого цвета).
– Посмотрим, какая картинка спрятана в домике зеленого цвета (внешность).
– По этой картинке нам нужно описать цвет и длину волос, цвет глаз и форму носа у Тайкэ.
– Какого цвета у Тайкэ волосы? (Волосы у Тайкэ темные, черного цвета).

– По длине волосы у Тайкэ какие? (Волосы у Тайкэ длинные)
Имя ребенка, опиши полностью волосы Тайке (У Тайке длинные, черного цвета волосы).
Для чего человеку нужны волосы?
– Вы сказали, что у Тайкэ длинные черные волосы, а у Умки …(короткая белая шерсть).
– Какие волосы у Имя ребенка, а какие у Имя ребенка ….

– Теперь опишем глаза Тайкэ. Какого цвета глаза у Тайкэ? (У Тайкэ карие глаза).
– Дети, Тайкэ в мультфильме часто улыбался, веселился, был жизнерадостным мальчиком, глаза его светились от счастья. Какими еще можно словами нарисовать глаза Тайкэ? ( Глаза у Тайкэ улыбчивые, добрые, открытые).

Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного

 

– Ребята, глаза бывают не только у человека, животных, насекомых…давайте посмотрим, где еще бывают глазки.
– Для чего человеку нужны глаза?
– Иванна, опиши глаза Тайкэ (У Тайкэ карие добрые глаза).
– Теперь опишем нос Тайкэ (У Тайкэ небольшой, прямой нос).
Имя ребенка, какие еще бывают носы у людей? (Большие, маленькие, похожие на картошку).
– Для чего человеку нужен нос?
– Нос есть не только у человека, но и у самолета, нос у корабля.
Имя ребенка, опиши полностью волосы, глаза, нос Тайкэ ( У Тайкэ длинные черные волосы, карие глаза и небольшой прямой нос).

см. презентацию

 

– Ребята, мы сегодня с вами много рисуем словами, помогают нам рисовать и губки, и щечки, язычок. Давайте выполним гимнастику для них гимнастику:
– «Злой волк»
– «Расческа-Утюг»
– «Часики-Качели»
– «Месим тесто-блинчик»

Нейро-артикуляционная гимнастика

 

– А мы снова отправляемся в путешествие, только по синей дорожке. А добраться до нужного домика поможет нам указательный палец правой руки. К домику какого цвета вы пришли? (Пришел к домику желтого цвета).
– Эта картинка говорит нам о том, что мы должны будем сказать, где живет Тайкэ?
– Где живет Тайкэ? (Тайкэ живет на Севере)
– Ребята, у Умки еще есть друзья, которые живут не только на Севере, но и в Жарких странах.
Давайте определим, какой друг Умки живет на Севере, а какой – в Жарких странах?
Д/И «Дружные прищепки»
Вам нужно прищепку с изображением друга Умки прищепить на картинку-символ места, где он живет, и сравнить, кто где живет.

 

 

– Ребята, несмотря на то, что на Северном полюсе очень холодно – жители там очень редко болеют, потому что они всегда делают зарядку. Поэтому я вам тоже предлагаю сделать зарядку, чтобы не болеть.
Музыкальная зарядка

Динамическая пауза (физминутка) позволяет взбодрить ребенка, помогает развивать координацию движений и способствует восстановлению внимательности (см. презентацию)

 

– А сейчас присаживаемся и продолжим рисовать словами Тайкэ. Теперь нам понадобится указательный палец левой руки. Ведем пальчиком по голубой дорожке. К домику какого цвета привела нас голубая дорожка? (Голубая дорожка привела к домику синего цвета).
– Эта картинка говорит нам о том, что мы должны будем описать, во что одет Тайкэ.
Имя ребенка, опиши, во что одет Тайкэ? (Тайкэ одет в очень теплую и длинную шубку коричневого цвета).
– Почему он одет в такую шубку? (Потому что на Севере очень холодно. Чтобы не замерзнуть, нужно надевать очень теплую одежду).
– Как защищает Тайкэ голову от холода? (Тайкэ надевает теплую меховую шапку-ушанку).
– Как защищает руки от холода? (Тайкэ надевает варежки).
– Как защищает ноги от холода ? (Тайкэ обувает теплые валенки).

– Ребята, у нас тоже зимой бывает холодно, зато летом – жарко. Давайте сравним, что мы надеваем зимой, а что – летом?
Д/и «Летне-зимняя одежда»
Имя ребенка, опиши еще раз, во что одет Тайкэ. (Тайкэ одет в зимнюю длинную шубку коричневого цвета. На голове – меховая шапка – ушанка, на руках – теплые перчатки, на ногах у него – валенки).

 

 

– Продолжаем путешествие по цветным дорожкам, проведите глазками по желтой дорожке.. К домику какого цвета привела желтая дорожка? (Желтая дорожка привела к домику голубого цвета).
– Посмотрим, что за картинка прячется под голубым домиком? (Развлечения) Нам нужно описать, чем любит заниматься Тайкэ?
Имя ребенка, как ты думаешь, чем любит заниматься Тайкэ? (Тайкэ любит ловить рыбу).
– Ребята, а у меня тоже есть любимое занятие. Похвастаюсь им. (Например, Тайкэ любит ловить рыбу, а я люблю читать книги.)
– Похвастайтесь и вы теперь друг перед другом… Имя ребенка, повтори, чем любит заниматься Тайкэ? (Тайкэ любит ловить рыбу).
– Ребята, домики с картинками закончились. Давайте еще раз посмотрим, какие картинки помогут нам описать Тайкэ?

1-я – пол Тайкэ
2-я – Где живет
3-я – внешность Тайкэ
4-я – Во что одет
5-я – Чем любит заниматься
У нас еще есть одна пустая картинка. Ребята, я поставлю еще одну картинку «?» которая означает, что нужно придумать продолжение… (Я хотел(а) бы дружить с Тайкэ)
– Ребята, медведица не удержалась и пришла к нам узнать, как выглядит друг ее Умки?

– Давайте опишем Тайкэ Медведице по цепочке (я указкой показываю на картинку, а вы при помощи слов рисуете Тайкэ. Начинает Имя ребенка ….. )
– Вот так, Медведица, выглядит друг твоего Умки, и ребята тоже бы хотели дружить с Тайкэ.
– Ребята, Умка обещал маме вернуться домой, поэтому ей пора возвращаться встречать Умку.
– Давайте попрощаемся, скажем ей: «До свидания!»
































Сюрпризный момент
(появление ростовой куклы Белая Медведица)



см. презентацию

Заключительный этап

– Ребята, какое сегодня доброе дело мы с вами сделали? (Мы сегодня помогли медведице узнать, как выглядит друг ее Умки).
– Как мы помогли ей узнать, как выглядит Тайкэ? (Мы смотрели на таблицу и рисовали словами  Тайкэ).
– Мне очень понравилось, как вы при помощи слов нарисовали Тайкэ.
(Звук письма (фрагмент): «Умка вернулся домой»)
– Умка вернулся домой и нам пора возвращаться в группу.

Рефлексия
см. презентацию

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий