Конспект открытого подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР. Занятие предназначено для детей специальной группы с ТНР 4–5 лет, длительность занятия 25–30 мин. Занятие направлено на развитие связной речи дошкольников с опорой на мнемотаблицу.
Виктория СТАСЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 88 г. Гродно»
Тема: «Построение связного высказывания с опорой на мнемотаблицу на материале лексической темы «Наше тело».
Цель: формирование навыков построения связного высказывания на материале лексической темы «Наше тело».
Коррекционно-образовательные задачи:
– формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
– расширять представления о многозначности слов;
– упражнять в умении составлять сложносочиненные предложения с союзом а.
Коррекционно-развивающие:
– корригировать и развивать зрительное восприятие и сенсорно-моторные функции;
– корригировать и развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;
– корригировать и развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать умение выслушивать ответы товарищей;
– воспитывать отзывчивое отношение к окружающим
Оборудование: мнемотаблица, разноцветные дорожки и домики, ростовая кукла Белая Медведица, мультимедийное техническое средство, д/и «Дружные прищепки», д/и «Летне-зимняя одежда», индивидуальные зеркала.
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1RbmCvKi1KpCdHXiq67d_kfGobRSB5ac5/view?
Методики и технологии, применяемые при проведении занятий:
– социоигровые технологии, которые развивают навыки полноценного межличностного общения в процессе деятельности; коммуникативные навыки у детей, способствующие активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышению познавательного интереса, формированию детских компетентностей;
– интерактивная технология в ГУО, технология ИКТ, которая является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создания благоприятного эмоционального фона; обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим;
– здоровьесберегающие технологии – элементы здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного (режим смены динамических поз, разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию; упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
Предшествующая работа: просмотр мультфильма «Умка».
Этапы
|
Содержание
|
Примечание
|
Организационный момент (Дети стоят полукругом)
|
Приветствие: (все дети) Посмотрите вы на нас! Мы – ребята, суперкласс! Дружные и смелые, А ещё – умелые! Можем многое мы делать, Клеить, резать, шить, плести, Хорошо себя вести! Посмотрите вы на нас! Мы – ребята, суперкласс! Я говорю – А теперь, ребята-суперкласс, все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!” (Дети садятся полукругом напротив экрана).
|
Эмоциональный настрой детей
Руки в центр круга Руки к себе, большой̆ палец – вверх Обнялись, руки на плечи соседа Шагаем на месте Движения по тексту Обняли себя за плечи Руки в центр круга Руки к себе, большой̆ палец – вверх
|
Введение в игровую ситуацию (мотивация детей к предстоящей деятельности)
|
– Ребята, нам пришло видеописьмо от медведицы из мультфильма «Умка», давайте посмотрим и узнаем, что там… (просмотр отрывка). – Ребята, Медведица, оказывается, не знает, как выглядит друг Умки, и просит нас описать его. Мы с вами знаем, как он выглядит, потому что смотрели мультфильм про Умку и его друга. (Показ на экране изображение Тайкэ). – Ребята, кто это? (Это Тайкэ) – Верно, это тот самый Тайкэ, которого медведица никогда не видела. – А вы знаете, рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но еще и словами. Так вот мы сегодня с вами как раз попробуем «нарисовать», описать Тайкэ словами. – А помогут нам описать картинки-домики.
|
см. презентацию
|
Основной этап
|
– Чтобы открыть первый домик, давайте проследим глазами за дорожкой зеленого цвета, при этом старайтесь не вертеть головой и туловищем. – К какому домику привела зеленая дорожка? («Зеленая дорожка привела к домику красного цвета»). (Я разворачиваю домик, на обороте нарисованы М/Д). – Эта картинка говорит нам о том, что мы должны назвать пол нашего Тайкэ. –Тайкэ – это мальчик. – Умка дружит с Тайкэ. Умка – это медвежонок, а Тайкэ – это мальчик. – А в нашей группе: Имя ребенка дружит с Имя ребенка. Имя ребенка – это мальчик, а Имя ребенка – девочка. (Ответы детей с построением сложносочиненного предложения с союзом «а»). – Какое предложение получится на 1-й картинке. (Тайкэ – это мальчик). – Теперь мы отправимся в путь по красной дорожке. По красной дорожке мы снова будем идти глазками, но уже можем двигать головой и туловищем. – К какому домику привела нас красная дорожка? (Красная дорожка привела к домику зеленого цвета). – Посмотрим, какая картинка спрятана в домике зеленого цвета (внешность). – По этой картинке нам нужно описать цвет и длину волос, цвет глаз и форму носа у Тайкэ. – Какого цвета у Тайкэ волосы? (Волосы у Тайкэ темные, черного цвета). – По длине волосы у Тайкэ какие? (Волосы у Тайкэ длинные) – Имя ребенка, опиши полностью волосы Тайке (У Тайке длинные, черного цвета волосы). Для чего человеку нужны волосы? – Вы сказали, что у Тайкэ длинные черные волосы, а у Умки …(короткая белая шерсть). – Какие волосы у Имя ребенка, а какие у Имя ребенка …. – Теперь опишем глаза Тайкэ. Какого цвета глаза у Тайкэ? (У Тайкэ карие глаза). – Дети, Тайкэ в мультфильме часто улыбался, веселился, был жизнерадостным мальчиком, глаза его светились от счастья. Какими еще можно словами нарисовать глаза Тайкэ? ( Глаза у Тайкэ улыбчивые, добрые, открытые).
|
Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного
|
|
– Ребята, глаза бывают не только у человека, животных, насекомых…давайте посмотрим, где еще бывают глазки. – Для чего человеку нужны глаза? – Иванна, опиши глаза Тайкэ (У Тайкэ карие добрые глаза). – Теперь опишем нос Тайкэ (У Тайкэ небольшой, прямой нос). – Имя ребенка, какие еще бывают носы у людей? (Большие, маленькие, похожие на картошку). – Для чего человеку нужен нос? – Нос есть не только у человека, но и у самолета, нос у корабля. – Имя ребенка, опиши полностью волосы, глаза, нос Тайкэ ( У Тайкэ длинные черные волосы, карие глаза и небольшой прямой нос).
|
см. презентацию
|
|
– Ребята, мы сегодня с вами много рисуем словами, помогают нам рисовать и губки, и щечки, язычок. Давайте выполним гимнастику для них гимнастику: – «Злой волк» – «Расческа-Утюг» – «Часики-Качели» – «Месим тесто-блинчик»
|
Нейро-артикуляционная гимнастика
|
|
– А мы снова отправляемся в путешествие, только по синей дорожке. А добраться до нужного домика поможет нам указательный палец правой руки. К домику какого цвета вы пришли? (Пришел к домику желтого цвета). – Эта картинка говорит нам о том, что мы должны будем сказать, где живет Тайкэ? – Где живет Тайкэ? (Тайкэ живет на Севере) – Ребята, у Умки еще есть друзья, которые живут не только на Севере, но и в Жарких странах. Давайте определим, какой друг Умки живет на Севере, а какой – в Жарких странах? Д/И «Дружные прищепки» Вам нужно прищепку с изображением друга Умки прищепить на картинку-символ места, где он живет, и сравнить, кто где живет.
|
|
|
– Ребята, несмотря на то, что на Северном полюсе очень холодно – жители там очень редко болеют, потому что они всегда делают зарядку. Поэтому я вам тоже предлагаю сделать зарядку, чтобы не болеть. Музыкальная зарядка
|
Динамическая пауза (физминутка) позволяет взбодрить ребенка, помогает развивать координацию движений и способствует восстановлению внимательности (см. презентацию)
|
|
– А сейчас присаживаемся и продолжим рисовать словами Тайкэ. Теперь нам понадобится указательный палец левой руки. Ведем пальчиком по голубой дорожке. К домику какого цвета привела нас голубая дорожка? (Голубая дорожка привела к домику синего цвета). – Эта картинка говорит нам о том, что мы должны будем описать, во что одет Тайкэ. – Имя ребенка, опиши, во что одет Тайкэ? (Тайкэ одет в очень теплую и длинную шубку коричневого цвета). – Почему он одет в такую шубку? (Потому что на Севере очень холодно. Чтобы не замерзнуть, нужно надевать очень теплую одежду). – Как защищает Тайкэ голову от холода? (Тайкэ надевает теплую меховую шапку-ушанку). – Как защищает руки от холода? (Тайкэ надевает варежки). – Как защищает ноги от холода ? (Тайкэ обувает теплые валенки). – Ребята, у нас тоже зимой бывает холодно, зато летом – жарко. Давайте сравним, что мы надеваем зимой, а что – летом? Д/и «Летне-зимняя одежда» – Имя ребенка, опиши еще раз, во что одет Тайкэ. (Тайкэ одет в зимнюю длинную шубку коричневого цвета. На голове – меховая шапка – ушанка, на руках – теплые перчатки, на ногах у него – валенки).
|
|
|
– Продолжаем путешествие по цветным дорожкам, проведите глазками по желтой дорожке.. К домику какого цвета привела желтая дорожка? (Желтая дорожка привела к домику голубого цвета). – Посмотрим, что за картинка прячется под голубым домиком? (Развлечения) Нам нужно описать, чем любит заниматься Тайкэ? – Имя ребенка, как ты думаешь, чем любит заниматься Тайкэ? (Тайкэ любит ловить рыбу). – Ребята, а у меня тоже есть любимое занятие. Похвастаюсь им. (Например, Тайкэ любит ловить рыбу, а я люблю читать книги.) – Похвастайтесь и вы теперь друг перед другом… Имя ребенка, повтори, чем любит заниматься Тайкэ? (Тайкэ любит ловить рыбу). – Ребята, домики с картинками закончились. Давайте еще раз посмотрим, какие картинки помогут нам описать Тайкэ? 1-я – пол Тайкэ 2-я – Где живет 3-я – внешность Тайкэ 4-я – Во что одет 5-я – Чем любит заниматься У нас еще есть одна пустая картинка. Ребята, я поставлю еще одну картинку «?» которая означает, что нужно придумать продолжение… (Я хотел(а) бы дружить с Тайкэ) – Ребята, медведица не удержалась и пришла к нам узнать, как выглядит друг ее Умки? – Давайте опишем Тайкэ Медведице по цепочке (я указкой показываю на картинку, а вы при помощи слов рисуете Тайкэ. Начинает Имя ребенка ….. ) – Вот так, Медведица, выглядит друг твоего Умки, и ребята тоже бы хотели дружить с Тайкэ. – Ребята, Умка обещал маме вернуться домой, поэтому ей пора возвращаться встречать Умку. – Давайте попрощаемся, скажем ей: «До свидания!»
|
Сюрпризный момент (появление ростовой куклы Белая Медведица)
см. презентацию
|
Заключительный этап
|
– Ребята, какое сегодня доброе дело мы с вами сделали? (Мы сегодня помогли медведице узнать, как выглядит друг ее Умки). – Как мы помогли ей узнать, как выглядит Тайкэ? (Мы смотрели на таблицу и рисовали словами Тайкэ). – Мне очень понравилось, как вы при помощи слов нарисовали Тайкэ. (Звук письма (фрагмент): «Умка вернулся домой») – Умка вернулся домой и нам пора возвращаться в группу.
|
Рефлексия см. презентацию
|
Поделиться ссылкой: