Изучив приемы проблемного обучения, автор выбрала для себя наиболее практически осуществимые на уроках химии: проблемное изложение материала и проблемная ситуация. Своими примерами она делится с коллегами.
Екатерина РОДЬКИНА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 1 г. Климовичи»,
Могилевская область
В своей педагогической деятельности для стимулирования учащихся на мыслительную и познавательную активность, я использую метод проблемного обучения.
Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Сформировать проблему – значит поставить такой вопрос и определить, что дано и что требует решения. Проблему чаще ставит учитель.
Например, при изучении темы «Валентность» записываю на доске формулы химических веществ HCl, H2O, NH3, CH4 и задаю вопрос: «Почему в этих формулах разное количество атомов водорода?» Этот вопрос выводит учащихся за пределы их знаний и стимулирует к размышлениям и поиску ответов на него.
Изучив приемы проблемного обучения выбрала наиболее практически осуществимые на уроках химии: проблемное изложение материала и проблемная ситуация.
Проблемное изложение материала возможно на небольшом количестве тем. Например, проблемное изложение материала уместно при изучении строения бензола. Хорошо зарекомендовали себя темы по изучению закона сохранения массы вещества и признание периодического закона Д.И.Менделеева.
Семиклассники с интересом следят за этапами становления закона сохранения массы вещества, за ошибками, которые допускал химик Р.Бойль и об открытии его русским ученым Ломоносовым. В дальнейшем он был доказан с помощью экспериментальных опытов французом Лавуазье. Восьмиклассников поражает история признания периодического закона, то, что академики и профессоры России вначале подняли на смех заключения Менделеева и только после открытия третьего элемента, предсказанного Менделеевым, закон был принят в кругу ученых. Кроме образовательной цели, этот материал несет и огромный воспитательный потенциал, он учит уметь не сдаваться и быть верным своим идеям.
Проблемная ситуация – это психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить факт или решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид заданного проблемного вопроса, демонстрации опыта, материала из прессы, художественной литературы или личных наблюдений учащихся.
Примеры проблемных ситуаций
– Ситуация неожиданности
Перед учащимися ставится вопрос: «Почему атомы взаимодействуют между собой с образованием химических соединений?»
– Ситуация доказательства той или иной постановки вопроса
Например, все кислоты изменяют цвет индикатора метилоранжа в красный. Почему?
– Ситуация выбора, когда учащимся предлагается выбрать лучший вариант, решая задачу
Например, какое удобрение лучше использовать огороднику для подкормки лука – мочевину или аммиачную селитру?
– Ситуация конфликта (столкновение взглядов)
Эту ситуацию я разыгрываю с помощью приема «верю – не верю», когда учащимся в начале урока по новой теме нужно определить, какое из суждений верно.
– Ситуация несоответствия
Например, задается вопрос: «Какая из формул составлена неверно: Na3, OH2, Fe2O?» Также для создания данной ситуации использую приёмы «Найди ошибку» и «Верные – неверные утверждения»
– Ситуация предположения, допущения
Что будет, если воздушный шар наполнить водородом?
– Ситуация выработки решения
Например, как решать задачу, если дана смесь веществ? Или, как сместить химическое равновесие в сторону образования аммиака из азота и водорода?
В своей педагогической деятельности я создаю проблемные ситуации, которые помогают учащемуся приобретать новые знания в процессе познавательного поиска. Проблемный вопрос должен предшествовать объяснению учебного материала, однако он удачно реализуется и на этапе усвоения и закрепления знаний.
Проблемную ситуацию на уроке можно ставить и разрешать с помощью словесных (дискуссия), наглядных (демонстрация опыта) и практических методов (лабораторная и практическая работы).
При постановке проблемы о распознавании растворов веществ уместно использовать демонстрационный опыт. Например, я использую его в 9-м классе, при изучении качественных реакций на хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы. Ученики распознают выданные им растворы веществ после изучения раздела «Неметаллы». В ходе практической работы в 10-м классе «Химические свойства уксусной кислоты» учащиеся решают проблемную ситуацию: схожи ли химические свойства минеральных и органических кислот.
Проблемные ситуации на организационно-мотивационном этапе урока
7-й класс. Тема «Химические свойства воды».
Вы знаете, что вода используется для тушения пожаров. Можно ли воспользоваться водой для тушения пожара на складе, где хранится металл натрий?
8-й класс. Тема «Массовая доля вещества в растворе».
У нас есть два раствора. В одном 250 г воды и 50 г сахара, а во втором 60 г воды и 10 г сахара. Как, не пробуя растворы на вкус, определить какой из них слаще?
9-й класс. Тема «Минеральные удобрения».
Поздней осенью фермер решил, что называется, убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку суперфосфатом. Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему?
10-й класс. Тема «Спирты».
Почему первые представители углеводородов являются газами, а первые представители спиртов – жидкостями?
11-й класс. Тема «Алюминий и его соединения».
Вопрос перед демонстрационным опытом: «Влияет ли последовательность смешивания веществ на продукт реакции?»
Проблемные ситуации на контрольно-операционном этапе урока
7-й класс. Тема «Водород».
Использую историю, которая произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатром де Розье (1756–1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», – так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни. Спрашиваю у учащихся: «Почему же произошёл взрыв?»
8-й класс. Тема «Ковалентная связь».
Изучив алгоритм составления электронной схемы образования ковалентной связи, спрашиваю: «В какой из молекул Cl2, O2 или N2 связь более прочная? Дайте объяснение».
9-й класс. Тема «Оксиды углерода».
Использую исторический факт. В восточной части крупного вулканического района, расположенного западнее от Неаполя, находится небольшая пещера. В XVIII–XIX веках она превратилась в популярный аттракцион, который устраивали местные гиды для богатых туристов. Для этого они брали с собой собаку, которая теряла сознание после нескольких минут нахождения в пещере. С людьми при этом ничего не происходило. Почему?
10-й класс. Тема «Химические свойства глюкозы».
Как распознать растворы глицерина и глюкозы?
11-й класс. Тема «Химическое равновесие».
Как сместить равновесие в сторону образования аммиака из смеси водорода и азота?
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические методы и приёмы, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Познавательные способности формируются и развиваются в процессе учебной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.