Материал разработан для проведения в группе продленного дня 1-го класса.
Любовь ШУПЛЯКОВА,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева»
shypliakova23@mail.ru
Цель: формирование у учащихся гражданского и патриотического самосознания.
Задачи:
– создавать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину;
– способствовать расширению представлений учащихся о своей стране;
– развивать связную речь, логическое мышление, умение работать в парах, группах;
Оборудование: карта Беларуси, предметные картинки по теме, заготовки для раскрашивания, картинка «Белорусочки», картинка «Белорус», мультимедийная установка.
Ход занятия
Звучит песня «Беларусь – это мы», Виктория Алешко https://www.youtube.com/watch?v=dGP3OsuzsfM
1 Подготовительная часть
Упражнение «Здравствуй, дружок!»
Здравствуй, дружок! Становись со мною в кружок.
(Учащиеся выходят и становятся в круг вместе с воспитателем)
Давайте улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет! Друзьям всем привет!
(Учащиеся поворачиваются влево, вправо, улыбаются и здороваются)
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и назвать? (Да!)
Ну а главное – готовы вы сегодня рассуждать? (Да!)
Сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине.
Узнаем и запомним, что такое Родина. Поговорим на родном языке. Вспомним, чем богата наша страна. И вы пофантазируете, какой нашу Родину вы видите в будущем.
2 Основная часть
Как называется наша страна? (Беларусь)
Посмотрите внимательно на карту и найдите на ней нашу страну, покажите её границы.
На что похожа Беларусь на карте? (На кленовый листок)
Как иначе можно назвать нашу страну? (Родина, Отечество, Отчизна)
Что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем.)
Ученица.
Что мы родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
(В.Степанов)
Игра-соревнование «Собери карту Беларуси»
Сейчас вы поработаете в парах. Каждая пара получит пазл-карту Беларуси. Её нужно собрать как можно быстрее и назвать областные центры.
Сколько областей в Беларуси? (Шесть). Назовите их. (Минская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Брестская, Могилевская.)
В каком областном центре мы с вами живем? (Город Могилев)
Можем ли мы с вами назвать Могилев малой родиной? (Да) Почему? (Ответы учащихся).
А сейчас посмотрите еще раз на карту и назовите, с какими странами граничит Беларусь?
Ученица.
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына,
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла – Беларусь.
(Ю.Свірка)
Как называют людей, живущих в Беларуси?
Как называют девочку? (Ответы учащихся)
Ученица.
Я – дзяўчынка-беларуска
З васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма.
А как называют мальчиков? (Белорусы)
Ученик.
Я – беларус маленькі,
З блакітнымі вачыма.
Хачу я, каб лепей
Жыла мая Радзіма.
Викторина «Моя Родина – Беларусь»
Как называется наша страна? (Республика Беларусь)
Столица Республики Беларусь? (Минск)
Как зовут нашего президента? (Александр Григорьевич Лукашенко)
Какие главные символы страны вы знаете? (Гимн, флаг, герб)
Какая река протекает в нашем городе? (Днепр)
Какая птица является символом Беларуси? (Аист)
Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами. Я вижу, что вы много знаете.
Сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть.
К нам в гости пришел Аистенок, он проведет с вами физкультминутку.
Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Топай правою ногою, топай левою ногою,
Снова – правою ногою, снова – левою ногою.
После – правою ногою, после левою ногою.
И тогда придешь домой.
Скажите, какие языки считаются государственными в Беларуси? (Русский и белорусский).
Вы уже изучаете белорусский язык и запомнили некоторые слова. А какие-то уже знали. Я предлагаю вам поиграть в игру «Переводчик».
Игра «Переводчики»
Вы сейчас поработаете в группах. У каждой группы на партах лежат слова. Эти слова написаны на русском языке и на белорусском языке.
Вам нужно найти пары слов:
пуговица – гузік
лук – цыбуля
сирень – бэз
сахар – цукар
аист – бусел
роза – ружа
карандаш – аловак
учебник – падручнік
Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Теперь давайте вспомним главные символы нашей страны.
Гимн Республики Беларусь
Ребята, что мы называем гимном? Когда он звучит? Кто может назвать автора музыки и текста? (Словы М.Клімковіча, У.Карызны, музыка Н.Сакалоўскага)
Прослушивание гимна Республики Беларусь, повторение правил поведения во время исполнения гимна.
https://www.youtube.com/watch?v=5UIJ44t25bc
Какие ещё государственные символы страны вы знаете? (Герб и флаг)
Игра «Найди герб и флаг Беларуси»
У вас на партах лежат флаги и гербы разных стран. Среди этих изображений вы должны найти герб и флаг Республики Беларусь.
Молодцы! Герб и флаг Беларуси вы тоже знаете.
Игра «Собери пословицу»
У вас на партах лежат пословицы о Родине. Но они перепутались. Вам нужно их собрать, прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этих пословиц.
Одна у человека мать, |
одна у него Родина. |
Человек без Родины, |
что соловей без песни. |
Кто за Родину горой, |
тот истинный герой. |
Нет в мире краше |
Родины нашей. |
Без корня трава не растет, |
без Родины человек не живет. |
Родной край – |
сердцу рай. |
Береги землю родимую |
как мать любимую. |
Родину любить – |
Родине служить. |
Ребята, кто из вас знает, какой цветок считается символом Беларуси?
Правильно, это василек. Это будет цветок 2025 года.
Предлагаю поиграть.
Игра «Художники»
Я подготовила для вас контурную картинку василька. Сейчас вы раскрасите этот цветок. (Творческая работа учащихся).
Посмотрите, какие красивые васильки у вас получились. Давайте соберём их в красивый букет. (На доске оформляется выставка детских работ).
Физкультминутка «Родина»
Родина – мама и я, (ходьба на месте)
Папа, сестричка моя, (прыжки на двух ногах)
Дедушка с бабушкой, брат, (повороты вправо, влево)
Солнца восход и закат (руки вверх, потянуться, стать на носки)
Родина – край наш родной, (руки в стороны)
Неба простор голубой, (руки вверх)
Реки, леса и поля… (руки в стороны)
Родина – гордость моя (хлопки в ладоши).
Игра «Продолжи фразу»
Давайте вместе подумаем и скажем, какая наша Родина Беларусь?
Независимая
Родная
Синеокая
Красивая
Мирная
Молодая
Любимая
Составление кластера «Чем славится Моя Родина – Беларусь»
Коллаж «Беларусь будущего глазами детей»
Сейчас предлагаю вам немножко пофантазировать и создать совместный коллаж. (Коллективная работа. На парте лежат картинки с изображениями зданий, транспорта, природы, животных и птиц. Ребята на листе бумаги А2 создают коллаж-аппликацию.)
Итог работы: коллективное обсуждение коллажа.
3 Подведение итогов
Вот и подошло к концу наше занятие. Ответьте на мои вопросы, чтобы мы могли проверить, как хорошо вы запомнили всё, о чём мы говорили на сегодняшнем занятии.
Что мы называем Родиной? Зачем человеку Родина?
Ученик.
Я нарадзіўся беларусам,
Беларусам буду жыць!
Мову родную вучуся
Шанаваць, цаніць, любіць.
Сваю родную старонку
Я люблю, як бацькоў.
Рефлексия.
Продолжи предложение
Я горжусь своей страной, потому что…
Я – белорус, и я буду беречь…
Я люблю свою страну за то, что…
Звучит песня «Дом родной», Руслан Алехно https://www.youtube.com/watch?v=YfS4UZ1CK8c