Использование игр с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью

- 17:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале автор делится опытом использования на коррекционных занятиях игр с песком.

 

Екатерина КОЗЕЛ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 28 г. Гродно»

 

 

Дети с интеллектуальной недостаточностью являются особой категорией; в работе с ними очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Игровая деятельность имеет огромное значение для развития такого ребенка. Она представляет собой естественную и доступную форму занятия, так как является ведущим видом деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью часто не может выразить свои переживания, страхи словами, и тут мы активно можем использовать различные игры, в том числе игры с песком.

За время работы в учреждении дошкольного образования я убедилась, что песок представляет собой ценный инструмент для коррекционно-развивающей работы. Такие особенности детей, как, например, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость и неустойчивость внимания, вызывают трудности в восприятии и усвоении программного материала. Перенос традиционных развивающих заданий в детскую песочницу помогает повысить мотивацию ребёнка к обучению и способствует более эффективному развитию познавательных процессов. 

Взаимодействие с песком, на мой взгляд, обладает целым рядом положительных моментов:

– на одной и той же поверхности можно создавать рисунки многократно;
– помогает избавиться от негативных эмоций;
– способствует развитию зрительно-моторной координации;
– развивает тактильное восприятие;
– способствует развитию мыслительных процессов.

Поэтому в своей педагогической деятельности я широко использую игры с песком на таких занятиях, как: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте», «Социально-эмоциональное развитие», «Пространственно-временные представления», «Развитие познавательной деятельности».

Для организации игровой деятельности использую имеющиеся в кабинете деревянные и пластиковые песочные столы, кинетический и кварцевый песок, а также набор маленьких разноцветных и ярких предметов и игрушек: «киндер-сюрпризы», детали конструкторов, фигурки людей и животных, камешки, бусинки, шарики, кубики, маленькие формочки, наборы геометрических фигур и т.д.

В коррекционно-развивающей работе изначально предлагаю простые игры, направленные на развитие тактильного восприятия и мелкой моторики рук, например:

– насыпание: песок зажимается в кулак и пропускается через пальцы;
– щепоть: ребёнок соединяет большой, средний и указательный пальцы, берет немного песка и рассыпает его;
– ладошка: ребенок делает отпечатки ладошек на ровной поверхности песка;
– кулачок: ребёнок сжимает ладошку и тыльной стороной образует пятно на песке;
рисование пальцами: ребёнок создаёт линии разной толщины, выполняя движения по песку отдельно каждым пальцем;
рисование с помощью инструментов: рисунки и линии создаются с помощью деревянных и пластмассовых палочек.

В дальнейшем при организации специальной коррекционно-педагогической деятельности перехожу от простых игр к постепенному их усложнению. Примеры игр с песком

«Лучики для солнышка», «Иголочки для ёжика»

Цель: формирование умения проводить прямые линии на песке.

Активно в коррекционно-развивающей работе применяю игры с использованием сюжета, например:

«Помоги зайчику добраться домой»

Цель: формирование умения проводить прямые, горизонтальные линии на песке в заданном направлении.

«Домик для мышки»

Цель: формирование умения делать небольшие постройки из песка.

А особенно детям с интеллектуальной недостаточностью нравятся игры-забавы, такие как:

«Прятки»

Цель: развитие умения действовать двумя кистями рук одновременно в процессе засыпания предметов песком.

«Дождь»

Цель: формирование умения набирать песок в кулак и сыпать его струйкой.

«Откопай сюрприз»

Цель: формирование умения использовать орудия для поиска предметов в песке.

Опыт работы показал, что:

– песок позволяет ребенку дольше сохранять работоспособность, сосредоточенность на выполнении заданий;
– игры с песком в подгруппе сверстников развивают коммуникативные навыки;
– игры с песком успешно сочетаются с другими видами коррекционной деятельности;
– песок стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, помогает быть сосредоточенным и спокойным.

Таким образом, данный вид деятельности считаю очень эффективным, современным и актуальным решением в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий