Час досуга «Сервировка стола к чаю» способствует формированию представлений учащихся о правилах сервировки стола к чаю, развитию эстетического вкуса, воспитанию культуры поведения за столом, в гостях.
Валентина ЧУНКЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Форма проведения: час досуга.
Цель: формирование умения сервировать стол к чаю.
Задачи: способствовать формированию представлений учащихся о правилах сервировки стола к чаю, развитию эстетического вкуса, воспитанию культуры поведения за столом, в гостях.
Оборудование: демонстрационный набор для сервировки стола, для каждой группы дидактическая модель «Сервировка стола к чаю», салфетки (полотняные, бумажные), карточки «Загадки о столовых приборах».
Ход мероприятия
1 Вступительная беседа
– Ребята, сегодня мы с вами узнаем много интересного о том, чем едят, как правильно обращаться со столовыми приборами, поучимся сервировать стол к чаю.
На столе у каждой группы есть карточка с загадкой. Эту загадку вы предложите ребятам из других групп. Если они не догадаются, то вы можете описать этот предмет другими словами, не называя его.
На какие группы можно разделить эти предметы? (Столовые приборы, посуда.) Именно эти предметы необходимы для сервировки стола к чаю.
У каждого народа свои традиции в проведении праздничного чаепития. Белорусы, например, надевают нарядную одежду, готовят праздничный стол, украшают дом.
2 Работа с учащимися по уточнению правил столового этикета. Демонстрация правильной сервировки стола
– Ребята, а зачем на праздничный стол кладут полотняные и бумажные салфетки? (Полотняные салфетки кладут на колени, а бумажными вытирают руки и губы.)
– Если за столом просят передать пирожные, то как вы это сделаете? (Нельзя брать руками, нужно подать всю тарелку с пирожными.)
– Кому первому предлагают угощение мальчикам или девочкам? (Сначала предлагают девочкам, а потом мальчикам.)
– А сейчас мы поучимся сервировать стол для чаепития и правильно пользоваться столовыми приборами.
Учитель демонстрирует приём сервировки стола, сопровождая свои действия комментариями.
– Стол нужно покрыть скатертью. Для завтрака, обеда и ужина используют белую скатерть, а для чаепития – цветную или вышитую. Затем надо расставить чашки с блюдцами. Ложку кладут на блюдце за чашкой. Обратите внимание, что ручки у чашки и у ложки поворачивают в правую сторону. Десертную тарелку располагают слева от чашки. За тарелкой можно поставить розетку для варенья. Посередине стола расставляют тарелки с пирожными, тортами, разрезанными на кусочки, низкие вазы с конфетами, печеньем, маленькие тарелочки с тонко нарезанным лимоном, а в высоких вазах ставят фрукты. Приборы расставляют на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга и на 3–5 сантиметров от края. Как вы думаете почему?
– Давайте посмотрим видеоролик о сервировке стола к чаю и отметим ещё несколько важных моментов чаепития.
– Где должны располагаться сахарница, графинчик с молоком или сливками, чайники? (Всё расставляют в центре стола, чайники ставят на отдельный столик, либо на этот же стол слева от хозяйки.)
3 Практическая работа
1) Учащиеся делятся на группы и составляют модель сервировки стола к чаю, складывают салфетки. (При необходимости обращаются к карточкам-опорам № 3–7.)
2) Анализ выполненных работ учащимися и педагогом. Определение победителя путём голосования.
3) Повторение правил поведения за столом.
– Чтобы чаепитие было приятным, следует соблюдать правила поведения за столом.
Учащиеся называют известные им правила, просматривают видеоролик и дополняют свой рассказ другими правилами.
4 Подведение итогов занятия
Игра «Верно – неверно»
– Для сервировки стола к чаю нужна только белая скатерть. (–)
– Ложку кладут на блюдце за чашкой. (+)
– Ручки у чашки и у ложки поворачивают в левую сторону. (–)
– Печенье и конфеты кладут в низкие вазы. (+)
– Заварочный чайник ставят на середину стола. (–)
– Если вам нужно что-нибудь взять с блюда или из вазы, не тянитесь через весь стол, а тихонько попросите соседа передать. (+)
5 Рефлексия
Приём «Продолжи фразу»
– Мне было интересно…
– Я научился…
– Я могу научить…