Многообразие растений. Урок биологии в 7-м классе

- 14:41II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии

Нетрадиционный урок химии в 7-м классе – сказочная лаборатория исполнения желаний (урок проводится накануне новогодних праздников). Дети читают письма, которые им пришли, и выполняют пожелания в виде заданий. Каждое письмо определяет конкретный этап урока: 1-е письмо – проверка домашнего задания, 2-е – изучение нового материала, а 3-е – закрепление. Все остальные этапы урока также соблюдены.

Елена ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа
1 г. Климовичи»,
Могилевская область

                                                              

Цели. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут

– знать роль растений в природе и определение термина «жизненная форма»;
– уметь распознавать на рисунках разные жизненные формы растений, приводить примеры известных видов растений;
– смогут использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Задачи:

– создать условия для формирования у учащихся представлений о многообразии растений;

– создать условия для развития наблюдательности, умения отбирать главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

– способствовать воспитанию интереса к познанию живой природы, воспитанию бережного отношения к растениям.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нетрадиционный, урок – сказочная лаборатория исполнения желаний.

Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, картинки растений, конверты с письмами.

 

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание психологической готовности к уроку, условий для активного взаимодействия.

– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

– Наступила зима, за окном декабрь, и, наверное, каждый из вас ожидает зимой чего-то особенного, сказочного, волшебного. Скоро Новый год, каникулы.

– Скажите, а вы верите в чудеса? В Деда Мороза?

– Пишите ли вы письма кому-нибудь со своими желаниями?

– А вы знали, что в Беларуси есть Резиденция Деда Мороза и многие дети пишут ему письма со своими желаниями и просьбами, многие из которых исполняются.

– Я предлагаю вам сегодня провести не совсем обычный урок, а превратиться в сказочную лабораторию исполнения желаний. Дело в том, что на адрес нашей школы пришло три письма, и все они адресованы именно вашему классу. Хотите узнать, что в них?

– Давайте узнаем, только договоримся, что мы постараемся ответить на все письма.

 

II Проверка домашнего задания (1-е письмо)

Всем привет из далекой Эритреи!

Зовут меня Рашад, и у меня есть мечта – увидеть белорусскую зиму. Но чтобы родители исполнили мою мечту, мне необходимо окончить четверть на отлично. Мне осталось лишь сдать контрольную работу по биологии. И я думаю, кто как не вы можете мне помочь…

Подскажите, есть ли ошибки в моей работе и какие. Надеюсь на скорую встречу.

– Ребята, поможем?

– На экране задание. Исправьте ошибки в тексте.

Растительные ткани

1. Ткань растений состоит только из клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

2. У растений выделяют четыре вида тканей: покровные, проводниковые, мышечные, основные и образовательные.

3. Покровные ткани защищают растения от потери влаги, перепадов температуры, механических повреждений, проникновения микроорганизмов.

4. В эпидермисе есть устьица и чечевички.

5. Проводящие ткани представлены лубом и древесиной.

6. По лубу передвигаются вода и минеральные вещества.

7. По древесине передвигаются органические вещества.

8. Основная ткань бывает фотосинтезирующей и запасающей.

9. Функция фотосинтезирующей паренхимы – фотосинтез.

10. Запасающая паренхима находится в листьях и молодых стеблях.

11. Образовательные ткани состоят из крупных, толстостенных клеток, с мелким ядром.

12. Благодаря деятельности этой ткани растения растут в длину и толщину.

13. Механическая ткань придает прочность растениям.

14. Различают два типа этой ткани: волокна и трахеиды.

15. Появление тканей связано с выходом растений на сушу.

Обсуждение текста и исправление ошибок.  Самопроверка.

 

III Изучение новой темы (2-е письмо)

– Продолжим!

Добрый день, уважаемые семиклассники!

Пишет вам владелец ботанического сада «Зеленый рай». Недавно у нас случилась несчастье – налетел ураган и разрушил одну из секций нашего сада. Многие растения были спасены, отправляем вам их фото (картинки растений, которые упоминаются в параграфе: липа, клен, ясень, осина, сирень, чубушник, орешник, лещина, черника, брусника, голубика, борщевик Сосновского, подсолнечник, крапива, сурепка, морковь, капуста, свекла, цикорий, одуванчик, подорожник).

Я знаю, что вы изучаете ботанику и наверняка сможете мне помочь.

Помогите нам распределить растения утраченной секции, план которой сохранился, по блокам и дайте ей название. Буду признателен за помощь.

– Давайте посмотрим на фото и постараемся понять, что за растения здесь изображены… (картинки на доске).

– Что мы знаем о них?

– Что это за растения? Как можно назвать секцию ботанического сада с этими растениями?

– Они все разные, значит, назовем «Многообразие растений».

Запись темы урока в тетрадь.

– Почему они все такие разные?

– Верно, своеобразный внешний вид растения, отражающий его приспособленность к определенным условиям окружающей среды, называется его жизненной формой. (Запись в тетради).

– Какие же бывают жизненные формы? Найдите ответ на странице 82.

– А почему трава тоже делится на группы? Найдите ответ на странице 84.

– Подходит ли жизненная форма как признак для распределения растений в нашей схеме? Заполните схему.

– Можем ли мы распределить эти растения по группам? (Нет.)

– Что мы должны сделать, чтобы распределить растения в этой секции? (Задачи урока)

изучить многообразие растений;

выявить отличительные признаки этих растений;

научиться по внешнему виду растений определять их жизненную форму.

– Чтобы научиться по внешнему виду растений определять их жизненную форму, ознакомимся с их отличительными признаками.

Работа с учебником (с. 82–83)

– Проверяем. По описанию определите жизненную форму:

1) Это обычно крупные растения с многолетним деревянистым стволом. Живут от нескольких десятков до нескольких сотен (иногда тысяч) лет.

2) У них не один ствол, а несколько стволиков?

3) А как отличить кустарничек от кустарника?

4) Какие бывают травы? Чем они отличаются?

Работа в группах (парах)

– А теперь распределим растения по жизненным формам. Каждая группа определяет растения, относящиеся к их жизненной форме. Дополнить схему растениями.

Совместная проверка.

 

Физкультминутка «Жизненные формы растений»

– Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем. Я буду называть разные растения, а ваша задача – определить их жизненную форму. Свои ответы вы будете давать, выполняя определенные движения: если это травы – вы приседаете, если кустарники – встаете, если деревья – потягиваетесь, поднимая руки вверх.

Растения: ель, подорожник, подсолнух, осина, орешник, рябина, одуванчик, липа, подосиновик (проверка на внимательность).

Проблемный вопрос

– Какая жизненная форма у банана? (Сообщение)

– Какая жизненная форма у бамбука? (Сообщение)

 

IV Обобщение и закрепление изученного материала (3-е письмо)

Добрый день, уважаемые школьники!

Обращается к вам дачник-любитель. Очень надеюсь, что вы мне поможете решить проблему, с которой я столкнулся. Этим летом я решил развести на своем огороде ценные сорта некоторых культур. Я посадил помидоры, огурцы, морковь, капусту, свеклу и фасоль. Но почему-то после сбора урожая я так и не смог обнаружить у некоторых растений семян. В чем дело?

 

V Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок

– Что нового вы сегодня узнали на нашем необычном уроке?

– Пригодятся ли эти знания в вашей жизни?

– Вы сегодня на уроке работали очень хорошо, молодцы.

Учитель выставляет и комментирует отметки.

 

VI Домашнее задание

1. §16, вопросы после параграфа.

2. Написать сообщение о растениях-рекордсменах и удивительных представителях растительного мира.

 

VII Рефлексия

Прием «Выбор»

Учащимся предлагается поставить значок «+» на линии в том месте, которое отражает их отношение к уроку и степень участия в работе:

1. Я считаю, что урок был

интересным____                _____скучным.

2. Я научился

многому_____                     ______малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно_____           _______невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_____                       _____редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен_____                   ______не доволен.

– Урок окончен. Спасибо всем за работу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий