Нетрадиционный урок химии в 7-м классе – сказочная лаборатория исполнения желаний (урок проводится накануне новогодних праздников). Дети читают письма, которые им пришли, и выполняют пожелания в виде заданий. Каждое письмо определяет конкретный этап урока: 1-е письмо – проверка домашнего задания, 2-е – изучение нового материала, а 3-е – закрепление. Все остальные этапы урока также соблюдены.
Елена ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 1 г. Климовичи»,
Могилевская область
Цели. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут
– знать роль растений в природе и определение термина «жизненная форма»;
– уметь распознавать на рисунках разные жизненные формы растений, приводить примеры известных видов растений;
– смогут использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Задачи:
– создать условия для формирования у учащихся представлений о многообразии растений;
– создать условия для развития наблюдательности, умения отбирать главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
– способствовать воспитанию интереса к познанию живой природы, воспитанию бережного отношения к растениям.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: нетрадиционный, урок – сказочная лаборатория исполнения желаний.
Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, картинки растений, конверты с письмами.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание психологической готовности к уроку, условий для активного взаимодействия.
– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
– Наступила зима, за окном декабрь, и, наверное, каждый из вас ожидает зимой чего-то особенного, сказочного, волшебного. Скоро Новый год, каникулы.
– Скажите, а вы верите в чудеса? В Деда Мороза?
– Пишите ли вы письма кому-нибудь со своими желаниями?
– А вы знали, что в Беларуси есть Резиденция Деда Мороза и многие дети пишут ему письма со своими желаниями и просьбами, многие из которых исполняются.
– Я предлагаю вам сегодня провести не совсем обычный урок, а превратиться в сказочную лабораторию исполнения желаний. Дело в том, что на адрес нашей школы пришло три письма, и все они адресованы именно вашему классу. Хотите узнать, что в них?
– Давайте узнаем, только договоримся, что мы постараемся ответить на все письма.
II Проверка домашнего задания (1-е письмо)
Всем привет из далекой Эритреи!
Зовут меня Рашад, и у меня есть мечта – увидеть белорусскую зиму. Но чтобы родители исполнили мою мечту, мне необходимо окончить четверть на отлично. Мне осталось лишь сдать контрольную работу по биологии. И я думаю, кто как не вы можете мне помочь…
Подскажите, есть ли ошибки в моей работе и какие. Надеюсь на скорую встречу.
– Ребята, поможем?
– На экране задание. Исправьте ошибки в тексте.
Растительные ткани
1. Ткань растений состоит только из клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
2. У растений выделяют четыре вида тканей: покровные, проводниковые, мышечные, основные и образовательные.
3. Покровные ткани защищают растения от потери влаги, перепадов температуры, механических повреждений, проникновения микроорганизмов.
4. В эпидермисе есть устьица и чечевички.
5. Проводящие ткани представлены лубом и древесиной.
6. По лубу передвигаются вода и минеральные вещества.
7. По древесине передвигаются органические вещества.
8. Основная ткань бывает фотосинтезирующей и запасающей.
9. Функция фотосинтезирующей паренхимы – фотосинтез.
10. Запасающая паренхима находится в листьях и молодых стеблях.
11. Образовательные ткани состоят из крупных, толстостенных клеток, с мелким ядром.
12. Благодаря деятельности этой ткани растения растут в длину и толщину.
13. Механическая ткань придает прочность растениям.
14. Различают два типа этой ткани: волокна и трахеиды.
15. Появление тканей связано с выходом растений на сушу.
Обсуждение текста и исправление ошибок. Самопроверка.
III Изучение новой темы (2-е письмо)
– Продолжим!
Добрый день, уважаемые семиклассники!
Пишет вам владелец ботанического сада «Зеленый рай». Недавно у нас случилась несчастье – налетел ураган и разрушил одну из секций нашего сада. Многие растения были спасены, отправляем вам их фото (картинки растений, которые упоминаются в параграфе: липа, клен, ясень, осина, сирень, чубушник, орешник, лещина, черника, брусника, голубика, борщевик Сосновского, подсолнечник, крапива, сурепка, морковь, капуста, свекла, цикорий, одуванчик, подорожник).
Я знаю, что вы изучаете ботанику и наверняка сможете мне помочь.
Помогите нам распределить растения утраченной секции, план которой сохранился, по блокам и дайте ей название. Буду признателен за помощь.
– Давайте посмотрим на фото и постараемся понять, что за растения здесь изображены… (картинки на доске).
– Что мы знаем о них?
– Что это за растения? Как можно назвать секцию ботанического сада с этими растениями?
– Они все разные, значит, назовем «Многообразие растений».
Запись темы урока в тетрадь.
– Почему они все такие разные?
– Верно, своеобразный внешний вид растения, отражающий его приспособленность к определенным условиям окружающей среды, называется его жизненной формой. (Запись в тетради).
– Какие же бывают жизненные формы? Найдите ответ на странице 82.
– А почему трава тоже делится на группы? Найдите ответ на странице 84.
– Подходит ли жизненная форма как признак для распределения растений в нашей схеме? Заполните схему.
– Можем ли мы распределить эти растения по группам? (Нет.)
– Что мы должны сделать, чтобы распределить растения в этой секции? (Задачи урока)
– изучить многообразие растений;
– выявить отличительные признаки этих растений;
– научиться по внешнему виду растений определять их жизненную форму.
– Чтобы научиться по внешнему виду растений определять их жизненную форму, ознакомимся с их отличительными признаками.
Работа с учебником (с. 82–83)
– Проверяем. По описанию определите жизненную форму:
1) Это обычно крупные растения с многолетним деревянистым стволом. Живут от нескольких десятков до нескольких сотен (иногда тысяч) лет.
2) У них не один ствол, а несколько стволиков?
3) А как отличить кустарничек от кустарника?
4) Какие бывают травы? Чем они отличаются?
Работа в группах (парах)
– А теперь распределим растения по жизненным формам. Каждая группа определяет растения, относящиеся к их жизненной форме. Дополнить схему растениями.
Совместная проверка.
Физкультминутка «Жизненные формы растений»
– Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем. Я буду называть разные растения, а ваша задача – определить их жизненную форму. Свои ответы вы будете давать, выполняя определенные движения: если это травы – вы приседаете, если кустарники – встаете, если деревья – потягиваетесь, поднимая руки вверх.
Растения: ель, подорожник, подсолнух, осина, орешник, рябина, одуванчик, липа, подосиновик (проверка на внимательность).
Проблемный вопрос
– Какая жизненная форма у банана? (Сообщение)
– Какая жизненная форма у бамбука? (Сообщение)
IV Обобщение и закрепление изученного материала (3-е письмо)
Добрый день, уважаемые школьники!
Обращается к вам дачник-любитель. Очень надеюсь, что вы мне поможете решить проблему, с которой я столкнулся. Этим летом я решил развести на своем огороде ценные сорта некоторых культур. Я посадил помидоры, огурцы, морковь, капусту, свеклу и фасоль. Но почему-то после сбора урожая я так и не смог обнаружить у некоторых растений семян. В чем дело?
V Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок
– Что нового вы сегодня узнали на нашем необычном уроке?
– Пригодятся ли эти знания в вашей жизни?
– Вы сегодня на уроке работали очень хорошо, молодцы.
Учитель выставляет и комментирует отметки.
VI Домашнее задание
1. §16, вопросы после параграфа.
2. Написать сообщение о растениях-рекордсменах и удивительных представителях растительного мира.
VII Рефлексия
Прием «Выбор»
Учащимся предлагается поставить значок «+» на линии в том месте, которое отражает их отношение к уроку и степень участия в работе:
1. Я считаю, что урок был
интересным____ _____скучным.
2. Я научился
многому_____ ______малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно_____ _______невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_____ _____редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен_____ ______не доволен.
– Урок окончен. Спасибо всем за работу.