Занятие направлено на закрепление представлений о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в быту при пожаре.
Светлана СИНКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– закреплять представления о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в быту при пожаре;
– способствовать формированию умения пользоваться телефонной связью и номерами служб спасения в критических ситуациях, умения называть домашний адрес, свои имя и фамилию;
– закреплять умение использовать способы конструирования по условиям из бумаги на основе цилиндра;
– развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать осознанное отношение к сохранению жизни и здоровья, чувство сопереживания, сотрудничество в процессе коллективной работы.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением лесных зверят, Бабы-Яги, медведя, избушки на курьих ножках, языков пламени и дыма; два мольберта, набор магнитов, картинки к дидактической игре «Добрый и злой огонь», домашний телефон, плакаты «Правила пожарной безопасности» и «Номера экстренных служб», ватман, готовая бумажная заготовка крыши и окна, медали по количеству воспитанников, аудиозапись песенки «Бабка Ёжка» (автор Татьяна Морозова).
Для конструирования на каждого ребенка: лист обойной бумаги с рисунком под дерево формата А5, клеенка, кисточка, клей, тряпочка.
Предварительная работа: беседы «Опасные и безопасные предметы дома», «Мой домашний адрес», решение проблемной ситуации «Как действовать, если случился пожар?», чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом», разучивание танца-зарядки под песенку «Бабка Ёжка».
Ход занятия
Воспитатель дошкольного образования.
Мы построим ровный круг, справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнемся и гостям, а гости улыбнутся нам.
Воспитатель. Настроение у вас какое?
Дети. Хорошее.
Воспитатель. Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом и нашими гостями (дети дуют на ладошку).
Посмотрите вы на нас! Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые, а еще – умелые!
В группе весело живем и ничуть не устаем!
Воспитатель. Ребята, я хочу у вас спросить, а любите ли вы сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. А как вы думаете, кто эти сказки сочиняет?
Дети. Люди, писатели, сказочники.
Воспитатель. Любят взрослые и дети сказки обо всём на свете. Сказку о том, что все знать должны, с вами сочиним и мы. Сказочку не страшную, пожаробезопасную.
Присаживайтесь на стульчики, начнем сочинять сказку. Ребята, какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…
Воспитатель. Жили-были в сосновом лесу зверята. Кто мог жить в лесу?
Дети. Белки, зайцы, волки, лисы, ежи, олени. (Воспитатель ставит на стол картинку с изображением лесных животных)
Воспитатель. А самым главным в лесу был… Как вы думаете, кто?
Дети. Медведь. (Воспитатель ставит на стол картинку с изображением медведя)
Воспитатель. Давайте придумаем ему имя.
Дети. Михайло Потапыч.
Воспитатель. Строгий был медведь. Особенно строго Михайло Потапыч следил за пожарной безопасностью. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что мог сгореть весь лес от огня.
Воспитатель. Правильно, ведь если бы хоть один зверь нарушил противопожарные правила, сгорел бы весь лес! Где тогда стали бы жить зверята? Поэтому медведь всё время проверял, все ли знают правила обращения с огнём. И постоянно задавал зверятам разные вопросы по пожарной безопасности. Интересно, а сможете ли вы ответить на те вопросы, что задавал Михайло Потапыч лесным жителям? Попробуем?
А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Вы быстрее все вставайте, думайте и отвечайте.
На вопросы давайте ответ и скажите мне да или нет.
Если так можно поступать, то отвечаете «Да» и хлопаете в ладоши. А если так делать нельзя, то вы говорите «Нет» и топаете ногами.
Игра «Да – нет»
Воспитатель. Всем ребятам нужно знать, что с огнем нельзя играть. Это все ребята знают?
Дети. Да.
Воспитатель. А с огнем они играют?
Дети. Нет.
Воспитатель. На плите кипит варенье. Можно ли без разрешенья детям к плите подбегать, чтоб варенье помешать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Палит листья мальчик Тихон, у костра он скачет лихо.
Дети, дайте мне ответ, хорошо ли это?
Дети. Нет.
Воспитатель. Под столом играет Света. Зажигает она свечи.
Дети, дайте мне ответ, хорошо ли это?
Дети. Нет.
Воспитатель. Вова спичками играет. Мама это запрещает.
Дети, дайте мне ответ, прав наш Вова или нет?
Дети. Нет.
Воспитатель. Вот свеча, горит огонь, ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ, будет больно или нет?
Дети. Да.
Дети. Нет.
Воспитатель. Детям свечи зажигать?
Дети. Нет.
Воспитатель. А петарды поджигать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Траву сухую выжигать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Газ без взрослых разжигать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Молодцы! Правила пожарной безопасности надо всем знать и всегда соблюдать.
Знают все: без огня
Не прожить нам ни дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом!
Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Польза и вред огня». Посмотрите. Здесь на мольберте картинки с изображением доброго и злого огня. А на столе лежат карточки с изображением разных ситуаций. Вам необходимо определить, когда огонь приносит пользу (он наш друг), а когда он становится нашим врагом и приносит несчастье.
Дидактическая игра «Польза и вред огня»
Дети по очереди выбирают карточки с изображением разных ситуаций (горит дом, горит лес, горит свеча, на мангале жарится шашлык, топится камин и т.д.) и прикрепляют их на мольберт рядом с изображением доброго или злого огня, объясняя при этом свой выбор. Воспитатель подводит итог игры.
Воспитатель. Тот огонь, что с нами дружен, очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит сам собою на свободе!
Нам пора вернутся к нашей сказке. Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках (воспитатель ставит на стол картинку с изображением избушки на курьих ножках)… Кто?
Дети. Баба-Яга.
Воспитатель ставит на стол картинку с изображением Бабы-Яги.
Воспитатель. Как вы думаете, какая она была?
Дети. Злая, вредная, хитрая.
Воспитатель. Но мы ведь добрую сказку сочиняем, пусть и Баба-Яга будет доброй и безобидной, немного забывчивой, будет дружить со всеми, и не будет вредничать. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда давайте потанцуем вместе с ней.
Физминутка «Бабка Ёжка, выгляни в окошко»
Дети выполняют танцевальные движения под песню «Бабка Ёжка»
Воспитатель. Хорошо потанцевали. Но давайте продолжим сказку. Забывчивая была баба Яга. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к Лешему в своей ступе полетит. А печь-то без присмотра остаётся. Уж сколько раз Михайло Потапыч предупреждал Бабу-Ягу, что добром это не кончится, но вредная старуха его не слушала. Огнетушитель себе не купила, АПИ не подключила. Вот и дождалась беды. Летит она как-то в ступе домой и видит, что дым не только из трубы, а из окон, из дверей валит. (Воспитатель прикрепляет на изображение избушки языки пламени и дым) Пожар?! Как вы думаете, что могло случиться?
Дети. Она оставила печь без присмотра, мог выпасть уголёк из печки, а дом у Бабы-Яги деревянный, вот и загорелся.
Воспитатель. А в какой ещё сказке точно так же от уголька сгорел красивый новый дом?
Дети. В сказке «Кошкин дом».
Воспитатель. Подлетела Баба-Яга к своему дому, хочет в дом войти, а ей в лицо – дым и жар! Хотела она сама пожар потушить, но у неё не было огнетушителя. Речка далеко – вёдрами воды не натаскаешь. Стала Баба-Яга вокруг дома бегать, кричать: «Помогите! Спасите! Пожар!» Но она в самой чаще леса жила, поэтому никто её не услышал. А огонь-то всё сильнее разгорается! Что же делать Бабе-Яге? Вспомнила, наконец, она про телефон. Но кому звонить – не знает, номера телефона не помнит. Тут Баба-Яга очень пожалела, что не слушала советы Михайло Потапыча. Короче говоря, избушка у старухи сгорела. Вот такая грустная история. А вы, ребята, знаете, куда звонить при пожаре?
Дети. В пожарную часть.
Воспитатель. Может, и номер телефона подскажете?
Дети. 101.
Воспитатель. Чтобы каждый из вас не оказался в таком положении, как Баба-Яга, мы сейчас поучимся правильно сообщать пожарным по номеру телефона 101 о возникновении пожара. Задание: набрать по телефону номер 101, сообщить адрес места происшествия, что у вас случилось и свои имя и фамилию.
Воспитатель. Кто хочет попробовать позвонить в пожарную службу?
Ребенку предлагается телефонный аппарат, он должен правильно набрать номер, сообщить о пожаре, назвать свой домашний адрес, своё имя, фамилию.
Воспитатель. Но ведь мы все прекрасно знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И что бы ни произошло, мы можем всегда сообщить о случившемся в специальные службы, которые занимаются спасением людей. Ведь кроме пожарной, у нас есть еще и скорая помощь, и милиция, и газовая служба. И сейчас мы обыграем ситуацию «Если случилась внезапно беда». Я озвучиваю ситуацию, а вы подсказываете нужный номер телефона.
Воспитатель вывешивает на мольберт плакат «Номера экстренных служб» с изображением пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи, машины аварийной газовой службы. После ответа детей, прикрепляет рядом с каждой машиной соответствующий номер телефона.
Загадки «Если случилась внезапно беда»
Воспитатель. Если дома появился сильный дым, набери по телефону …
Дети. 101.
Воспитатель.
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова.
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей…
Дети.102.
Воспитатель. Если что внутри болит, набери скорей…
Дети. 103.
Воспитатель. А унюхав газ в квартире, позвони по …
Дети. 104.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Только помните всегда, что с этими службами шутить нельзя.
Воспитатель. Мы сказку сочинили?
Дети. Да.
Воспитатель. Только она у нас получилась грустной. Избушка-то у Бабы-Яги сгорела, и жить ей теперь негде. А давайте мы еще чуть-чуть продлим нашу сказку, чтобы закончилась она хорошо. Как вы думаете, куда или к кому могла пойти Баба-Яга после того как у нее сгорела избушка??
Дети. К зверятам и медведю.
Воспитатель. И что она им могла сказать?
Дети. Попросить прощения и пообещать, что больше не будет так делать.
Воспитатель. Попросила она прощения и пообещала, что выучит все правила пожарной безопасности и будет их всегда выполнять. И решили зверята помочь Бабе-Яге., построить для нее новый дом. Работы очень много. Боюсь, что без нашей помощи им не справиться. Поможем?
Дети. Да!
Воспитатель. Вам надо скатать бревнышки для избушки Бабы-Яги. А потом мы построим из них новый дом. Все необходимые материалы лежат у вас на столах. Как скатать бревнышко-цилиндр вы знаете. Мы так делали ножку для мухомора и дудочки. Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Свеча»
На столе свеча большая (Прижимают одну ладонь к другой.)
Стоит стройная, прямая.
Загорелся огонек, (Наклоняют ладони вправо-влево.)
Заметался как зверек. (Основания ладоней соединены, разводят пальцы.)
Огонек нас освещает, (Постукивают кончиками пальцев один о другой.)
А свеча все тает, тает. (Локти разводят в стороны, медленно опускают руки.)
Догорела, замигала. (Сжимают и разжимают кулаки.)
Огонь потух. (Пальцы в замок)
Свечи не стало. (Показывают пустые ладони)
Воспитатель. Тихонько, аккуратно ставим стульчики к столам, садимся на свои места.
Воспитатель. Ноги?
Дети. На месте!
Воспитатель. Руки?
Дети. На месте!
Воспитатель. Локти?
Дети. У края!
Воспитатель. А спинка?
Дети. Прямая!
Воспитатель. Вот теперь можно приступить к работе.
Дети скручивают из бумаги трубочки («бревнышки»), а затем приклеивают их на лист ватмана («строят» дом). Крышу и окошко приклеиваем готовые.
Воспитатель. Мне кажется, что мы построили замечательный дом для Бабы-Яги. А Михайло Потапыч подарил ей на новоселье плакат по правилам пожарной безопасности, чтобы она повесила этот плакат на самом видном месте в своем новом доме и всегда помнила и соблюдала эти правила. Давайте и мы рассмотрим этот плакат и повторим весь порядок действий при пожаре.
1 Нужно позвонить в пожарную охрану по телефону 101 или 112, чётко и спокойно сообщить свой точный адрес и что горит.
2 Никогда нельзя прятаться в шкафу или под кроватью. В квартире дым, нужно лечь на пол (там меньше дыма), и постараться добраться до выхода из горящего помещения ползком или на корточках.
3 Рот и нос надо закрывать влажной тряпкой или любой тряпичной вещью (полотенце, шарф, подойдёт даже футболка или кофта).
4 Нельзя открывать окно (это усилит горение).
5 Если горит одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.
Воспитатель.
Правил пожарных не сложен урок.
Знай, выполняй их и помни, дружок:
Чтоб пожаров и бед избежать,
С огнём не стоит играть!
Воспитатель. Мне кажется, что мы сочинили хорошую, поучительную сказку. И я хочу вручить вам медали как знатокам правил пожарной безопасности. (Вручение медалей).