Играя вместе с детьми, мы обогащаем их социальный опыт, формируем у них умение налаживать отношения, конструктивно решать конфликтные ситуации, включаться в активизирующее общение друг с другом.
Ольга ДВАРАНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности детей дошкольного возраста. В эти годы ребята приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у них начинает формироваться определенное отношение к людям, к их труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Все личностные качества наших воспитанников формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. И такой деятельностью является игра.
Именно сюжетно-ролевая игра расширяет практический мир девчонок и мальчишек и обеспечивает им внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в уме). В процессе игры наши воспитанники познают не только окружающий мир, но и самих себя в нём.
Играя вместе с ребятами, мы обогатим их социальный опыт, сформируем у них умение налаживать отношения, конструктивно решать конфликтные ситуации, включаться в активизирующее общение друг с другом, а также создадим условия для подлинно самостоятельной, свободной, творческой деятельности.
1 Сюжетно-ролевая игра «Гипермаркет»
Задачи: развивать способность создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители; умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре); воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: столы-стеллажи для товара трёх отделов, предметы-заместители, игрушки, муляжи продуктов, кассовый аппарат, весы, деньги, карточки, чеки, телефон, специальная одежда, бейджики, кошельки, корзинки, сумки, тележки.
Игровые роли: директор магазина; продавец отдела игрушек, продавец овощного отдела, продавец продуктового отдела, кассир, покупатели, шофёр.
Ход игры:
1) Прием создания интереса к игре. Объявляю, что в нашем городе открылся новый магазин. Это не просто магазин, а гипермаркет. (Уточняю у детей, почему он так называется.) Объясняю, что магазин пока закрыт, потому что там нет продавцов, кассира, директора. (Вместе с детьми называем профессии тех, кто работает в магазине.)
2) Сговор на игру. Роль директора беру на себя. Распределяю роли среди детей, т.е. нанимаю на работу.
3) Приемы обучения игровым действиям. Взяв на себя роль директора гипермаркета, объясняю продавцам и кассиру их функциональные обязанности. Вспоминаем о правилах поведения в общественных местах. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В гипермаркет приходят покупатели.
4) Приемы поддержания и развития игры.
Дети приобретают товары в разных отделах магазина.
Расплачиваются за товар не только деньгами, но и карточками.
Могут посетить магазин несколько раз.
Если создаётся очередь возле кассы, директор предлагает свою помощь и открывает ещё одну кассу.
Увидев, что пустеют прилавки магазина, директор делает заказ нового товара по телефону.
Шофёр завозит новый товар.
На время приёма товара магазин закрывается.
5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. На протяжении всей игры напоминаю, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными друг к другу. Помогаю детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов, поощряю инициативу, творческий подход к игре.
Окончание игры.
Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры рассказывают, как они играли, какие товары они приобрели и что ещё хотели бы купить в следующий раз.
2 Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Задачи: формировать способность отражать в игре содержание трудовых процессов взрослых; умение создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители; развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками; умение изменять ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнёров; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: карточки, специальная одежда для врача и медсестёр, рабочий инструмент, карандаш, бумага, руль.
Игровые роли: врач, медсестра, медсестра регистратуры, медсестра процедурного кабинета, шофёр, заведующий поликлиникой.
Ход игры:
1) Прием создания интереса к игре. Получаем письмо от детского врача – педиатра. В нём написано, что в поликлинике сегодня день здорового ребёнка и всем детям предлагается прийти для профилактического осмотра и сделать прививки против гриппа. Вспоминаем, куда надо обратиться, придя в поликлинику (в регистратуру, взять карточку), кто помогает врачу-педиатру, кто делает прививки и как называется кабинет, в котором их делают (процедурный).
2) Сговор на игру. Вместе с детьми распределяем роли. Воспитатель берёт на себя роль заведующего поликлиникой и сам по считалке подбирает медперсонал.
3) Приемы обучения игровым действиям. Вспоминаем, какими инструментами пользуется врач, что делает медсестра, какие обязанности у медсестры регистратуры и процедурного кабинета. Напоминаю, что пациенты должны назвать своё имя и фамилию, а также домашний адрес, чтобы получить свою карточку. Вспоминаем правила поведения в общественных местах. Затем дети занимают свои места, согласно выбранным ролям.
4) Приемы поддержания и развития игры.
Добираются до поликлиники автобусом.
Записываются на приём по телефону.
В регистратуре получают карточку.
Ждут очереди у кабинета врача.
Врач слушает пациентов, измеряет температуру, давление, смотрит горло.
Медсестра измеряет вес и рост, выписывает направление на прививку в процедурный кабинет.
В процедурном кабинете медсестра делает прививки.
Заведующий поликлиникой следит за порядком и работой сотрудников.
Заведующий вызывает по телефону ещё одного врача и медсестру, сам помогает вести осмотр пациентов.
Поликлиника закрывается.
5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. На протяжении всей игры напоминаю, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, договариваться друг с другом, учитывать мнение партнёра. Помогаю детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов, поощряю инициативу, творческий подход к игре.
Окончание игры. Медперсонал заканчивает работу, приводит рабочие места в порядок.
3 Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Задачи: развивать умение выполнять действия в соответствии с логикой разыгрываемой роли; подчиняться внутренним правилам; действовать в соответствии с общим игровым замыслом, согласовывать свои действия с действиями партнеров; совершенствовать культуру речевого общения в игре, построение простых ролевых диалогов; воспитывать положительное взаимоотношение: дружелюбие, взаимопомощь.
Оборудование: плакат с надписью «Салон красоты», халаты, пеньюары, касса, «деньги», «карточка», набор расчесок, фен, бигуди, плойка, зеркало, пульверизатор с водой, разные флакончики, ватные диски, предметы-заместители, набор «хозяюшка», условные знаки о закрытии салона, бейджики.
Игровые роли: парикмахер, администратор, уборщик, кассир.
Ход игры
1) Прием создания интереса к игре. Вношу рекламную картинку «Салон красоты». Рассматриваем плакат и беседуем о том, что нарисовано, как назовём наш салон, зачем мы его посещаем.
2) Сговор на игру. Роль администратора беру на себя. Распределяю роли среди детей, т.е. нанимаю на работу.
3) Приемы обучения игровым действиям. Вспоминаем, какими инструментами пользуются парикмахер, уборщик? Как называют тех людей, которые приходят в салон красоты. Как обращаются работники салона красоты между собой и с клиентами? Что говорит клиент, когда заходит в салон красоты, как благодарит клиент за прическу? Что спрашивает парикмахер у клиента. Затем дети занимают свои места, согласно выбранным ролям.
4) Приемы поддержания и развития игры.
Открывается мужской зал.
Расплачиваются за услугу не только деньгами, но и карточками.
Могут записаться на причёску по телефону у администратора.
Администратор обходит зал, наблюдая за работой мастеров, подсказывает, задаёт вопросы клиентам.
Администратор замечает, что в зале много детей, открывает зал для детей (игрушек).
Администратор приглашает на работу по телефону уборщика, т.к. много клиентов и парикмахеры не успевают за ними убирать.
Администратор объявляет, что салон закрывается на обеденный перерыв (выставляется табличка).
5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. На протяжении всей игры напоминаю, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными друг к другу. Помогаю детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов, поощряю инициативу, творческий подход к игре.
Окончание игры. Парикмахеры заканчивают работу, приводят рабочие места в порядок, помогают уборщику.
Дети делятся своими впечатлениями: кто из мастеров сделал самую красивую причёску, самый аккуратный маникюр, кто из клиентов был самым вежливым воспитанным, какую услугу можно предложить в следующий раз.
4 Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Задачи: формировать представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, действовать в воображаемых ситуациях, используя различные предметы-заместители; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Оборудование: модули «кухня»; «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», руль, телефон, пластилин, карандаши, бумага.
Игровые роли: мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, продавец, водитель, врач, парикмахер, воспитатель, дети – друзья, гости.
Ход игры:
1)Прием создания интереса к игре. Слушаем новогоднюю песню. Уточняю у детей, о чём эта песня, где и с кем ребята будут встречать праздник. (В семье) Какой работой в предпраздничные дни заняты все взрослые члены семьи. (Убираются, стряпают, покупают подарки, продукты, идут в парикмахерскую, уезжают в гости или, наоборот, к ним приезжают гости.) Предлагаю поиграть в семью.
2) Сговор на игру. Определяем, где будет жить семья: папа, мама, сын и дочь, где будет проживать бабушка и дедушка. Мама и папа приглашают по телефону на праздник дедушку и бабушку, готовят праздничный ужин, идут в магазин, убираются в квартире. Дедушка и бабушка покупают детям подарки, едут в гости на автобусе. Идёт распределение ролей с помощью взрослого по считалке. Взрослый берёт дополнительную роль – воспитателя и гостя.
3) Приемы обучения игровым действиям. Определяем, чем могут заниматься дети: идут или едут в детский сад, играют, помогают взрослым по дому, готовят подарки: рисуют, лепят. Также можно отправиться со взрослыми в магазин, позвонить друзьям, бабушке, дедушке. Вспоминаем, какие слова мы говорим, когда общаемся друг с другом в семье, магазине, когда встречаем гостей? («Будьте добры», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.)
4) Приемы поддержания и развития игры.
Папа отвозит одного из детей в детский сад;
Бабушка и дедушка покупают подарки для внуков;
Один из детей остаётся дома, не идёт в детский сад;
Вводится роль врача, т.к. один из детей заболел;
Мама решает съездить в парикмахерскую;
Бабушка остаётся с больным ребёнком;
Дедушка забирает ребёнка из детского сада;
Папа заезжает в магазин, на заправку, в парикмахерскую;
Дети помогают бабушке и маме накрывать на стол;
Дети приглашают друзей в гости;
Взрослые и дети водят хороводы, поют песни;
Детям пора спать;
Гости отправляются по домам.
5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Поощрять вежливое и внимательное отношение друг к другу.
Окончание игры. Вместе с детьми определяем, в какой семье мы сегодня гостили: большой, дружной, гостеприимной. Кто в семье был самым заботливым, трудолюбивым, у кого из членов семьи больше всего дел по дому, захотят ли дети снова пойти к ним в гости.
5 Сюжетно-ролевая игра «Гипермаркет «Лесная сказка»
Задачи: развивать умение действовать согласно принятой на себя роли; выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры; развивать умение условного проигрывания сюжета – «как будто»; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать воображение, фантазию; воспитывать культуру взаимоотношений в игре.
Оборудование: маски – шапочки разных зверей, птиц; модуль «Магазин»; модуль «Кухня»; столы, стулья, телефон; муляжи овощей, фруктов; снежинки-деньги, снежинки-чеки; предметы-заместители: трубочки, катушки, баночки; природный материал: шишки, каштаны, жёлуди, ягоды рябины; семена деревьев;
Игровые роли: директор магазина; продавцы, кассир; повар, официант; шофёр; директор овощехранилища.
Ход игры:
1) Прием создания интереса к игре. Прилетает Сорока (воспитатель). Сообщает, что у них в лесу с приходом зимы лесным жителям нечего есть. Говорит о том, что в городе она видела очень большие дома, где продаётся очень много вкусных продуктов. Уточняет у ребят, как называются эти дома? (Супермаркеты, гипермаркеты, магазины). Сорока решает открыть свой лесной гипермаркет, значит она кто? (Директор). Просит детей помочь ей назвать свой магазин и поработать в нём, но для этого им надо превратиться в животных. Ребятам предлагается выбрать шапочки диких животных, птиц.
2) Сговор на игру. Сорока предлагает детям в гипермаркете открыть кафе, где можно будет совершенно бесплатно (акция) покормить наших лесных друзей. Определяем, какие товары нам нужно завести в магазин, где взять те, которых не хватает (на базе), чем будут кормить посетителей в кафе, определяем место для базы (овощехранилище) и кафе, готовим атрибуты, спецодежду. Распределяем роли по усмотрению детей, с просьбой о назначении директором базы белочку (малоактивного ребёнка).
3) Приемы обучения игровым действиям. Вспоминаем правила поведения в общественных местах, ролевой диалог между покупателями и продавцами, покупателями и покупателями. Дети занимают свои места согласно взятым на себя ролям.
4) Приемы поддержания и развития игры.
Директор делает рекламу своего магазина.
Покупатели добираются на автобусе к гипермаркету,
Директор делает по телефону заявку на товар.
Продавцы раскладывают привезённый товар.
Повар и официант готовят кафе к открытию.
Шофёр едет на базу, привозит новый товар: орехи, грибы, жёлуди, каштаны, овощи.
Директор базы, шофёр заходят в кафе перекусить.
Директор супермаркета просит водителя завести продукты в кафе.
Покупатели посещают не только магазин, но и кафе.
Директор интересуется у покупателей, понравился ли им магазин, и какие товары ещё хотели бы они видеть на прилавках.
Предложить продавцам отдохнуть и пообедать в кафе, предложить поработать другим.
Водитель посещает кафе.
Водитель грузового автомобиля едет на заправку, чинит автомобиль.
5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Поощрять применение предметов-заместителей, сменять игровые роли, включать новые, следить за культурой поведения и общения детей.
Окончание игры. Сорока просит собраться всех в фойе магазина, объявляет, что магазин закрывается. Благодарит всех за проявленную чуткость и доброту к друзьям нашим меньшим: птицам и зверям.