Обобщение по теме “Воздушная оболочка земли”. Человек и мир, 5-й класс

- 9:21II И III СТУПЕНИ, Методичка, Человек и мир

Обобщающий материал для повторения раздела «Воздушная оболочка Земли» включает как задания на знание теории, так и практические задания разного уровня сложности, от упражнений на знание терминов до заданий на умение сопоставлять события и ориентироваться по иллюстрациям, а также вопросы, требующие размышления и дополнительных знаний по теме.

Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Вариант 1

1-й уровень, задание 1

Дайте определение представленным терминам.

Воздух – (смесь газов, из которых состоит воздушная оболочка Земли.)

Нисходящее движение воздуха – (Движение воздуха, при котором он постепенно охлаждается и опускается вниз.)

 

2-й уровень, задание 2

Дополните текст недостающими словами:

Направление ветра определяют по стороне горизонта, откуда он дует. Южный ветер дует с (1), восточный – с (2). Для изображения направления ветра на карте используют (3). Важной характеристикой является сила ветра. Ее оценивают по (4) шкале. Ветер бывает (5), сильным или ураганным. Он может дуть порывами – сильнее или слабее.

слабым

12-балльной

стрелки

востока

10-балльной

ленивым

юга

волнистые линии

Ответ: 1 – юга, 2– востока, 3 – стрелки, 4 – 12-балльной, 5 – слабым.

 

3-й уровень, задание 3

Определите, является ли утверждение верным.

1. Чем ближе к экватору, тем температура воздуха ниже, а чем ближе к полюсам, тем выше. (Нет)
2. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. (Да)
3. Без еды человек может прожить около 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – 5 мин. (Да)
4. Нагревание земной поверхности солнечными лучами зависит от характера земной поверхности. (Да)
5. Основными характеристиками ветра являются направление, сила и скорость. (Да)

 

4-й уровень, задание 4

Сопоставьте генераторы энергии, их названия и их “топливо”. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).

А) Б) В)

а) Солнечные батареи
б) Гидроэлектростанция
в) Ветрогенераторы

1) Энергия воды
2) Энергия ветра
3) Энергия солнца

Ответ: (Ав2Ба3Вб1).

 

5-й уровень, задание 5

Дайте ответ на вопрос.

Как люди раньше определяли силу ветра? (До появления приборов для измерения силы ветра ее определяли по местным признакам: у моря – по высоте волн, на суше – по качающимся деревьям, по дыму из труб).

 

 

Вариант 2

1-й уровень, задание 1

Дайте определение представленным терминам.

Ветер – (Горизонтальное перемещение воздуха вдоль поверхности Земли.)

Восходящее движение воздуха – (Движение воздуха, при котором он постепенно нагревается и поднимается вверх.)

 

2-й уровень, задание 2

Дополните текст недостающими словами:

В районе (1) солнечные лучи падают на земную поверхность под прямым углом, а у (2) они словно скользят по поверхности Земли. Именно поэтому наибольшее количество света и тепла в течение года земная поверхность получает в районе (1), а наименьшее – у (2). В Северном полушарии Солнце в полдень занимает (3) положение над горизонтом в июне. Самое (4) положение Солнца на небосклоне Северного полушария в декабре.

экватора

тропиков

высокое

наивысшее

Антарктиды

полюсов

низкое

наинизшее

Ответ: 1 – экватора, 2– полюсов, 3 – наивысшее, 4 – низкое.

 

3-й уровень, задание 3

Определите, является ли утверждение верным.

1. Воздух целиком не заполняет всю предоставленную ему емкость и не принимает форму этой емкости. (Нет)
2. Кислород необходим живым организмам для дыхания. (Да)
3. Чтобы сохранить чистоту воздуха, транспорт постепенно заменяется на экологически чистый. (Да)
4. Воздух находится в постоянном движении. (Да)
5. Изменение температуры воздуха в течение суток зависит от продолжительности светового дня. (Да)

 

4-й уровень, задание 4

Сопоставьте фото, источники загрязнения и его влияние на окружающую среду. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).

А) Б) В)

а) Промышленные предприятия
б) Бытовые отходы
в) Транспорт

1) Влияет на образование кислотных дождей
2) Выбросы фреона разрушают озоновый слой
3) Влияет на образование смога

Ответ: (Ав3Ба1Вб2).

 

5-й уровень, задание 5

Дайте ответ на вопрос.

Как человек использует силу ветра? (Человек издавна использовал силу ветра: строил ветряные мельницы и парусные лодки. Кроме того, в местах, где в течение года часто дует ветер, устанавливают ветрогенераторы для получения электроэнергии).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий