Обобщающий материал для повторения раздела «Воздушная оболочка Земли» включает как задания на знание теории, так и практические задания разного уровня сложности, от упражнений на знание терминов до заданий на умение сопоставлять события и ориентироваться по иллюстрациям, а также вопросы, требующие размышления и дополнительных знаний по теме.
Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Вариант 1
1-й уровень, задание 1
Дайте определение представленным терминам.
Воздух – (смесь газов, из которых состоит воздушная оболочка Земли.)
Нисходящее движение воздуха – (Движение воздуха, при котором он постепенно охлаждается и опускается вниз.)
2-й уровень, задание 2
Дополните текст недостающими словами:
Направление ветра определяют по стороне горизонта, откуда он дует. Южный ветер дует с (1), восточный – с (2). Для изображения направления ветра на карте используют (3). Важной характеристикой является сила ветра. Ее оценивают по (4) шкале. Ветер бывает (5), сильным или ураганным. Он может дуть порывами – сильнее или слабее.
слабым |
12-балльной |
стрелки |
востока |
10-балльной |
ленивым |
юга |
волнистые линии |
Ответ: 1 – юга, 2– востока, 3 – стрелки, 4 – 12-балльной, 5 – слабым.
3-й уровень, задание 3
Определите, является ли утверждение верным.
1. Чем ближе к экватору, тем температура воздуха ниже, а чем ближе к полюсам, тем выше. (Нет)
2. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. (Да)
3. Без еды человек может прожить около 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – 5 мин. (Да)
4. Нагревание земной поверхности солнечными лучами зависит от характера земной поверхности. (Да)
5. Основными характеристиками ветра являются направление, сила и скорость. (Да)
4-й уровень, задание 4
Сопоставьте генераторы энергии, их названия и их “топливо”. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).
![]() |
![]() |
![]() |
А) | Б) | В) |
а) Солнечные батареи
б) Гидроэлектростанция
в) Ветрогенераторы
1) Энергия воды
2) Энергия ветра
3) Энергия солнца
Ответ: (Ав2Ба3Вб1).
5-й уровень, задание 5
Дайте ответ на вопрос.
Как люди раньше определяли силу ветра? (До появления приборов для измерения силы ветра ее определяли по местным признакам: у моря – по высоте волн, на суше – по качающимся деревьям, по дыму из труб).
Вариант 2
1-й уровень, задание 1
Дайте определение представленным терминам.
Ветер – (Горизонтальное перемещение воздуха вдоль поверхности Земли.)
Восходящее движение воздуха – (Движение воздуха, при котором он постепенно нагревается и поднимается вверх.)
2-й уровень, задание 2
Дополните текст недостающими словами:
В районе (1) солнечные лучи падают на земную поверхность под прямым углом, а у (2) они словно скользят по поверхности Земли. Именно поэтому наибольшее количество света и тепла в течение года земная поверхность получает в районе (1), а наименьшее – у (2). В Северном полушарии Солнце в полдень занимает (3) положение над горизонтом в июне. Самое (4) положение Солнца на небосклоне Северного полушария в декабре.
экватора |
тропиков |
высокое |
наивысшее |
Антарктиды |
полюсов |
низкое |
наинизшее |
Ответ: 1 – экватора, 2– полюсов, 3 – наивысшее, 4 – низкое.
3-й уровень, задание 3
Определите, является ли утверждение верным.
1. Воздух целиком не заполняет всю предоставленную ему емкость и не принимает форму этой емкости. (Нет)
2. Кислород необходим живым организмам для дыхания. (Да)
3. Чтобы сохранить чистоту воздуха, транспорт постепенно заменяется на экологически чистый. (Да)
4. Воздух находится в постоянном движении. (Да)
5. Изменение температуры воздуха в течение суток зависит от продолжительности светового дня. (Да)
4-й уровень, задание 4
Сопоставьте фото, источники загрязнения и его влияние на окружающую среду. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).
![]() |
![]() |
![]() |
А) | Б) | В) |
а) Промышленные предприятия
б) Бытовые отходы
в) Транспорт
1) Влияет на образование кислотных дождей
2) Выбросы фреона разрушают озоновый слой
3) Влияет на образование смога
Ответ: (Ав3Ба1Вб2).
5-й уровень, задание 5
Дайте ответ на вопрос.
Как человек использует силу ветра? (Человек издавна использовал силу ветра: строил ветряные мельницы и парусные лодки. Кроме того, в местах, где в течение года часто дует ветер, устанавливают ветрогенераторы для получения электроэнергии).