Цель занятия – создание условий для ознакомления учащихся с предприятиями города Гродно и Гродненской области и выпускаемой ими продукцией, а также формирование у школьников личной ответственности за результаты своего труда и чувства принадлежности к будущему страны.
Анастасия РАГОЙЖА,
учитель белорусского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с предприятиями города Гродно и Гродненской области и выпускаемой ими продукцией, а также формирование у школьников личной ответственности за результаты своего труда и чувства принадлежности к будущему страны.
Задачи
Образовательная:
– способствовать повышению уровня осведомлённости учащихся о предприятиях города;
Развивающая:
– содействовать развитию навыков коммуникации в группе, умения обрабатывать и использовать ранее полученную информацию;
Воспитательная:
– создать условия для формирования чувства патриотизма, гордости за свой город.
Форма проведения: квест-экскурсия.
Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, презентация, карта Беларуси с архитектурными объектами, правила квеста, логотип ОАО «Гродно Азот», задания «Назови меня», «Алфавит продукции», «Отгадай-Ка», картинки для задания «Чёрный ящик», картинка для пазла.
Материалы (приложения) к мероприятию см. по QR-коду.
Ход мероприятия
Организационный момент. Приветствие
Ведущий.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Превратившись в путешественников известных,
Мы вместе сочиним урок…
Родина… Отечество…Отчизна…Отчий дом – для нас это наша родная Беларусь. Но у каждого есть маленький уголок, точечка на земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь. Сегодня вместе с вами отправимся в увлекательное путешествие. Ведь в нашей стране столько всего интересного! А какой именно город посетим, вы узнаете, выполнив это задание и отгадав кодовое слово.
Педагог выдаёт первое задание (Приложение 1).
Перед нами карта Беларуси, на которой размещены определённые исторические и культурные объекты. Каждая область выделена определённым цветом. Вам нужно вписать названия представленных архитектурных памятников в ячейки соответствующего цвета. Обратите внимание, что на каждой строке одна из букв выделена наиболее ярким цветом. Собрав все выделенные буквы, узнаете слово-подсказку.
При необходимости ведущий может задавать участникам наводящие вопросы.
Я предлагаю вам принять участие в квест-экскурсии «Город со знаком качества». Уникальность маршрута в том, что вы сможете познакомиться с некоторыми действующими предприятиями города. Сегодня мы будем проходить испытания, а в конце занятия сможем кое-что собрать… Интересно?
Основной этап
Тогда начинаем. Для игры нам необходимо создать команды. Посмотрите на спинки своих стульчиков и найдите свою команду.
На спинки стульчиков приклеены картинки с цифрами. Согласно цифре ребята образуют команды.
Ребята, придумайте название своей команде. Наш квест, как и любая другая игра, имеет ряд правил.
Учитель читает правила квеста, команды ставят свои подписи (Приложение 2).
Сейчас вы получите «Путеводный лист» с указанием станций, на которые поочередно должны прибыть. Их всех – шесть. На каждой станции команда узнает что-то новое о предприятии, а также сможет продемонстрировать свои знания, представления о продуктах, которые выпускает данное предприятие. После выполнения задания вы получаете пазл, который помещаете в конверт. По окончании работы на станциях прибываете в кабинет, где из полученных пазлов должны будете собрать одну общую картинку.
Я надеюсь, что препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут не слишком сложными. Удачи!
Станция 1
Координатор 1. Здравствуйте, ребята. Мы с вами живём в одном из старейших и красивейших городов Европы, который полон тайн и загадок. Ребята, а вы хорошо знаете промышленность Гродно и Гродненской области?
Сейчас мы это и проверим. А какое именно предприятие посетим, вы ответите, собрав пазл. Вы готовы?
Детям выдаётся рассыпанный пазл с логотипом ОАО «Гродно Азот» (Приложение 3).
Догадались, о каком предприятии речь?
Координатор рассказывает краткую историю предприятия, сопровождая презентацией (Приложение 4).
После прослушивания истории развития предприятия координатор предлагает просмотреть захватывающие кадры из мини-фильма.
https://www.youtube.com/watch?v=rMqyJtvpTMU&t=68s
А сейчас давайте узнаем, какую продукцию производят на данном заводе.
Учащимся предлагается расшифровать анаграммы. При необходимости можно в каждой анаграмме выделить жирным начертанием ту букву, с которой начинается слово.
Задание «Расшифровщик»
ТАОЗ |
|
ИММКАА |
|
ААРБИДМК |
|
РДОСЛОИК |
|
МЛОЕТАН |
|
СУФАТЬЛ |
|
Ответы: азот, аммиак, карбамид, кислород, метанол, сульфат.
Более подробную информацию о предприятии, о продукции вы можете узнать, посетив Музей Трудовой Славы ОАО «Гродно Азот».
Координатор проверяет выполнение задания.
Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече. Удачного путешествия.
Станция 2
Координатор 2. Здравствуйте, ребята. Вы сегодня путешествуете по самому прекрасному городу. Эта экскурсия, прекрасная и удивительная, поможет вам узнать много нового и интересного о промышленных объектах города Гродно и Гродненской области. Какое же предприятие посетим, вы узнаете, прослушав две мои подсказки.
На логотипе данного предприятия присутствует корона.
Привлекательный туристический объект Гродненщины – «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы» появился благодаря этому предприятию.
Координатор предлагает просмотреть видео про Гродненский мясокомбинат: https://www.youtube.com/watch?v=bdTfsLf23Tg
А сейчас проверим, знаете ли вы, какая продукция выпускается на нашем мясокомбинате.
Задание «Гродзенскія прысмакі».
Ребятам необходимо в филворде найти все «Гродзенскія прысмакі».
Координатор проверяет выполнение задания. Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече. Удачного путешествия.
Станция 3
Координатор 3. Здравствуйте, ребята. Гродно испокон веков славился не только королями и шляхтой. С нашим городом связано много легенд. Согласно легенде, этот кот Пушок, один из самых старых котов города Гродно, живущий в монастыре. Любимый кот игуменьи Гавриилы и прихожан. Кот живёт в Старом православном храме. А с каким же предприятием связан этот кот, вы узнаете, прослушав описание продукта, которое производят на этом заводе.
Это беловатый сок некоторых растений, а также беловатая жидкость, добываемая из некоторых плодов, семян.
Это беловатый раствор каких-либо веществ.
Это белая питательная жидкость, выделяемая грудными железами самок млекопитающих для выкармливания младенцев, детёныша.
Догадались, о каком предприятии идёт речь?
Итак, мы с вами попали на территорию ОАО «Молочный мир».
Координатор знакомит с краткой историей развития предприятия (Приложение 5).
А сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Вам необходимо разгадать ребусы.
Задание «Назови меня»
Учащиеся разгадывают ребусы и на листках вписывают продукцию, которая производится на предприятии (Приложение 6).
Координатор проверяет выполнение задания. Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече. Удачного путешествия.
Станция 4
Координатор 4. Здравствуйте, ребята. Все мы – частички большого и красивого города Гродно. Сегодня мы совершим виртуальную квест-экскурсию по предприятиям нашего города. А какое конкретно предприятие посетим, вы узнаете, прослушав подсказку.
Это предприятие является лидером в производстве белья, одежды, чулочно-носочных изделий не только в Беларуси, но и в Восточной Европе.
Компания СООО «Конте Спа» была основана в 1997 году в городе Гродно, когда рынок только начинал своё развитие, а, следовательно, нуждался в жизнеспособных идеях. 20 лет неустанного развития и эффективной работы вывели «Конте Спа» на позицию лидера в производстве одежды, белья, чулочно-носочных изделий в Восточной Европе.
Задание «Алфавит продукции»
Давайте проверим, как вы ориентируетесь в продукции данного предприятия. Вы видите перед собой «Алфавит продукции». Вам необходимо выбрать, что из предложенного не является продукцией «Конте Спа». Из букв, которые находятся под картинкой, составьте слово (Приложение 7).
Координатор проверяет выполнение задания. Спрашивает, почему именно это слово было зашифровано. Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече. Удачного путешествия.
СТАНЦИЯ 5
Координатор 5. Здравствуйте, ребята. Гродно – город церквей и костёлов, старых замков и дворцов королей. Гродно имеет уникальную многовековую историю. История этого предприятия Гродненской области тоже уходит корнями в далёкий 1883 год. Так какое же предприятие посетим на этой станции, вы узнаете, прослушав подсказку.
Традиции производства этого товара заложены ещё в 1883 году чешским Юлиусом Столле и Вильгельмом Краевским.
Это единственное предприятие в Республике Беларусь с вековыми традициями стекловарения.
Итак, мы с вами на территории стеклозавода «Неман».
Координатор знакомит с историей завода. Рассказ может сопровождаться презентацией (Приложение 8).
Задание «Отгадай-Ка»
Перед вами «рассыпанные» слова, из которых необходимо составить загадку и отгадать её. Отгадав загадки, вы назовёте, что же производят на стеклозаводе (Приложение 9).
При необходимости в «рассыпанных» словах можно выделить большой буквой то слово, с которого будет начинаться загадка.
Координатор проверяет выполнение задания. Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече. Удачного путешествия.
Станция 6
Координатор 6. Здравствуйте, ребята. Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют город своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны. На территории какого предприятия окажемся, вы узнаете, прослушав подсказки.
Это предприятие является сегодня крупнейшим производителем строительных материалов в Республике Беларусь.
Филиалом данного предприятия является Гродненский комбинат строительных материалов.
Это предприятие находится в Волковысском районе.
Итак, мы с вами на территории «Красносельскстройматериалов».
Координатор знакомит с историей предприятия. Рассказ может сопровождаться презентацией (Приложение 10).
Задание «Чёрный ящик» (Приложение 11).
Ребята, вам по лексическому значению необходимо отгадать, картинка какой продукции спрятана. Ответы записываете на листке.
1 Минеральное порошкообразное вещество, из которого при замешивании с водой приготовляют вяжущую, быстро затвердевающую скрепляющую массу для строительных работ (Цемент).
2 Строительный материал из смеси цемента с водой, песком и щебнем, твердеющей после укладки (Бетон).
3 Бетонное изделие для покрытия улиц, тротуаров, дворов, транспортных подъездов (Тротуарная плитка).
4 Брусок из обожжённой глины, употребляемый для построек (Кирпич).
5 Мягкий белый известняк, употребляемый для окраски, писания (Мел).
6 Окись кальция – белое вещество, получаемое обжиганием известняка (Известь).
7 Декоративная ваза для цветочного горшка (Кашпо).
8 Гладкая или с живописными, скульптурными изображениями поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом (Панно).
Координатор проверяет выполнение задания. Дети получают часть пазла и отправляются дальше по маршруту квеста.
Рада была встрече.
Заключительный этап
Дети возвращаются в кабинет.
Ведущий. Ну что же, юные путешественники, наш квест-экскурсия «Город со знаком качества» подошел к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Учащиеся собирают пазл (Приложение 12).
Ребята, как вы думаете, почему выбрана именно такая картинка?
Да, правильно. 2024 год Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом качества. Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.
Ребята, а сейчас я предлагаю всем вместе «вырастить» дерево качества. Вам необходимо написать на листочках свои ассоциации к слову «качество» и прикрепить к дереву.
Учащиеся по очереди прикрепляют к дереву свои листки с ассоциациями.
Надеюсь, что полученные на этом мероприятии сведения обязательно вам пригодятся. Всем спасибо и успехов!
Приложения Город со знаком качества