Отражение света. Урок физики в 8-м классе

- 17:11II И III СТУПЕНИ, Методичка, ФИЗИКА, Физика. Сценарии

При проектировании предлагаемого урока физики использовались принципы активной оценки. Структура урока позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, освоение новых знаний в процессе наблюдений и анализа результатов демонстрационного эксперимента. Тест в конце урока позволяет самостоятельно оценить уровень усвоения материала.

Елена ПРОКОПЧИК,
учитель физики,
ГУО “Гимназия имени Я.Купалы” г. Мозыря,
Гомельская область

 

 

 

 

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся

будут знать

– законы отражения и принцип обратимости световых лучей;

будут уметь

– определять угол падения и угол отражения светового луча;

– объяснять особенности отражения света (зеркальное и диффузное отражение);

– применять полученные знания при решении задач.

Задачи

Предметная: организовать деятельность, направленную на формирование представления о законах отражения, принципах обратимости световых лучей; применение полученных знаний на практике.

Метапредметная: содействовать развитию вычислительных навыков, творческого мышления, внимания, памяти, синтеза, анализа, математической речи в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала, формированию навыков тезисного конспектирования и эстетического оформления записей в тетрадях.

Личностная: содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умению слушать, умению работать в группах, анализировать).

Тип урока: изучение нового материала.

НаШтоБузу

– сможешь (своими словами) сформулировать законы отражения и принцип обратимости световых лучей;

– сможешь правильно определить и построить углы падения и отражения.

Проблемные вопросы по теме:

1 Почему, глядя в чистое стекло окна, мы его не замечаем, а все предметы находящиеся за окном – видим?

2 Можем ли мы увидеть друг друга тёмной ночью без дополнительного освещения?

3 Почему мы видим своё отражение в зеркале?

Оборудование и дидактический материал: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация А.Л.Саковича по теме, раздаточный материал, оборудование для проведения демонстрационного эксперимента, учебник “Физика, 8-й класс”.

Материалы к уроку ЗДЕСЬ

 

Ход урока

I Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку, организация внимания учащихся.

Задача этапа: организовать и подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организует внимание, доброжелательное настроение учащихся, вспоминает правила поведения на уроке (правило неподнятой руки, возвращение к НаШтоБузу, ответы на ключевые вопросы).

Настраиваются на плодотворную работу.

На доске – определяется позиция для последующих НаШтоБузу, знак перечёркнутой руки.

 

II Этап проверки знаний

Цель этапа: актуализация полученных ранее знаний.

Задача этапа: выяснить степень усвоения знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Предлагает ответить на контрольные вопросы после § 36 (учебник).
2. Решить задачи № 568, 569, 574, 554 (сборник задач).

Отвечают по жребию на поставленные вопросы и качественные задачи.
Решают задачи на доске.

 

 

III Этап постановки темы урока и целеполагания

Цель этапа: подготовка учащихся к осознанному освоению учебного материала.

Задача этапа: поставить совместно цель урока и стимулировать к осознанному освоению учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Ставит проблемные вопросы. С помощью учащихся определяет тему урока и цель (для учащихся).

Фиксируют заранее подготовленные тексты проблемных вопросов на доске.
Записывают в тетрадь НаШтоБузу.

Можно просто записать на доске вопросы или вывести на слайд презентации (а потом вернуться в конце урока).

 

IV Этап усвоения новых знаний

Цель этапа: анализ предоставленной информации и демонстрационного эксперимента, развитие умений делать выводы.

Задача этапа: способствовать формированию умений выделять главное, анализировать результаты демонстрационного эксперимента, обобщать.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Демонстрирует эксперимент с оптическим диском.

Анализируют результаты опыта, формулируют своими словами законы отражения.

При отсутствии оборудования можно использовать презентацию А.Л.Саковича.

 

V Физкультминутка

VI Этап закрепления нового материала

Цель этапа: развитие умений решать качественные задачи и задачи на построение.

Задача этапа: способствовать формированию умений делать выводы на основании имеющихся знаний, выполнять графические задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Вызывает по жребию, направляет
(при необходимости) построение.

Делают выводы, учатся строить углы падения и отражения.

Сборник задач качественные: № 586, 599, 601, 604, на построение: № 589, 591.

 

VII Контрольно-оценочный этап

Цель этапа: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке.

Задача этапа: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Просит вернуться к проблемным вопросам.

Отвечают на вопросы.

Зафиксированы на доске.

Объясняет правила выполнения выходного теста.

Выполняют выходной тест.

Приложение

Просит провести взаимопроверку.

Проводят взаимопроверку.

Правильные ответы выведены на интерактивную доску.

Просит проанализировать выполнение теста.

 

 

Определяет объем и содержание домашнего задания.

Воспринимают содержание домашнего задания.

Домашнее задание:
§ 37, вернуться к целям, ответить на вопросы к параграфу, упражнение 24 № 1 ,5, 6 – письменно, № 2, 3, 4 – устно.

 

НаШтоБузу к домашнему заданию:

1. Формулировать законы отражения.

2. Формулировать принцип обратимости световых лучей.

3. Уметь правильно определять и строить углы падения и отражения.

4. Уметь решать качественные задачи.

 

 

Приложение

1. В каком случае виден тот или иной предмет?

а) Когда излучаемый или отражаемый им свет попадает в глаза.
б) Когда его не закрывают другие предметы.
в) Когда он освещен.

2. Углом падения светового луча называют:

а) угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
б) угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности в точке падения луча;
в) угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча.

3. Углом отражения светового луча называют:

а) угол между отраженным лучом света и отражающей поверхностью;
б) угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;
в) угол между падающим и отраженным лучами света.

4. Углы падения двух световых лучей на зеркальную поверхность равны 70° и 20°. Чему равны их углы отражения?

а) 70° и 20°;
б) 20° и 70°;
в) 90° и 50°.

5. Как отражает свет шероховатая поверхность?

а) Хаотично – во все стороны.
б) По закону отражения света, но только на малых участках поверхности.
в) Рассеивая его вследствие разной ориентации участков поверхности.

6. Если угол падения α светового луча уменьшиться на ∆α = 10°, то угол ϕ между падающим и отражённым лучами:

а) уменьшится на 10°;
б) увеличится на 20°;
в) уменьшится на 20°;
г) не изменится;
д) увеличится на 10°.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий