При проектировании предлагаемого урока физики использовались принципы активной оценки. Структура урока позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, освоение новых знаний в процессе наблюдений и анализа результатов демонстрационного эксперимента. Тест в конце урока позволяет самостоятельно оценить уровень усвоения материала.
Елена ПРОКОПЧИК,
учитель физики,
ГУО “Гимназия имени Я.Купалы” г. Мозыря,
Гомельская область
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся
будут знать
– законы отражения и принцип обратимости световых лучей;
будут уметь
– определять угол падения и угол отражения светового луча;
– объяснять особенности отражения света (зеркальное и диффузное отражение);
– применять полученные знания при решении задач.
Задачи
Предметная: организовать деятельность, направленную на формирование представления о законах отражения, принципах обратимости световых лучей; применение полученных знаний на практике.
Метапредметная: содействовать развитию вычислительных навыков, творческого мышления, внимания, памяти, синтеза, анализа, математической речи в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала, формированию навыков тезисного конспектирования и эстетического оформления записей в тетрадях.
Личностная: содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умению слушать, умению работать в группах, анализировать).
Тип урока: изучение нового материала.
НаШтоБузу
– сможешь (своими словами) сформулировать законы отражения и принцип обратимости световых лучей;
– сможешь правильно определить и построить углы падения и отражения.
Проблемные вопросы по теме:
1 Почему, глядя в чистое стекло окна, мы его не замечаем, а все предметы находящиеся за окном – видим?
2 Можем ли мы увидеть друг друга тёмной ночью без дополнительного освещения?
3 Почему мы видим своё отражение в зеркале?
Оборудование и дидактический материал: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация А.Л.Саковича по теме, раздаточный материал, оборудование для проведения демонстрационного эксперимента, учебник “Физика, 8-й класс”.
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку, организация внимания учащихся.
Задача этапа: организовать и подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию успеха.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Организует внимание, доброжелательное настроение учащихся, вспоминает правила поведения на уроке (правило неподнятой руки, возвращение к НаШтоБузу, ответы на ключевые вопросы). |
Настраиваются на плодотворную работу. |
На доске – определяется позиция для последующих НаШтоБузу, знак перечёркнутой руки. |
II Этап проверки знаний
Цель этапа: актуализация полученных ранее знаний.
Задача этапа: выяснить степень усвоения знаний учащихся.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
1. Предлагает ответить на контрольные вопросы после § 36 (учебник). |
Отвечают по жребию на поставленные вопросы и качественные задачи. |
|
III Этап постановки темы урока и целеполагания
Цель этапа: подготовка учащихся к осознанному освоению учебного материала.
Задача этапа: поставить совместно цель урока и стимулировать к осознанному освоению учебного материала.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Ставит проблемные вопросы. С помощью учащихся определяет тему урока и цель (для учащихся). |
Фиксируют заранее подготовленные тексты проблемных вопросов на доске. |
Можно просто записать на доске вопросы или вывести на слайд презентации (а потом вернуться в конце урока). |
IV Этап усвоения новых знаний
Цель этапа: анализ предоставленной информации и демонстрационного эксперимента, развитие умений делать выводы.
Задача этапа: способствовать формированию умений выделять главное, анализировать результаты демонстрационного эксперимента, обобщать.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Демонстрирует эксперимент с оптическим диском. |
Анализируют результаты опыта, формулируют своими словами законы отражения. |
При отсутствии оборудования можно использовать презентацию А.Л.Саковича. |
V Физкультминутка
VI Этап закрепления нового материала
Цель этапа: развитие умений решать качественные задачи и задачи на построение.
Задача этапа: способствовать формированию умений делать выводы на основании имеющихся знаний, выполнять графические задачи.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Вызывает по жребию, направляет |
Делают выводы, учатся строить углы падения и отражения. |
Сборник задач качественные: № 586, 599, 601, 604, на построение: № 589, 591. |
VII Контрольно-оценочный этап
Цель этапа: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке.
Задача этапа: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Просит вернуться к проблемным вопросам. |
Отвечают на вопросы. |
Зафиксированы на доске. |
Объясняет правила выполнения выходного теста. |
Выполняют выходной тест. |
Приложение |
Просит провести взаимопроверку. |
Проводят взаимопроверку. |
Правильные ответы выведены на интерактивную доску. |
Просит проанализировать выполнение теста. |
|
|
Определяет объем и содержание домашнего задания. |
Воспринимают содержание домашнего задания. |
Домашнее задание: |
НаШтоБузу к домашнему заданию:
1. Формулировать законы отражения.
2. Формулировать принцип обратимости световых лучей.
3. Уметь правильно определять и строить углы падения и отражения.
4. Уметь решать качественные задачи.
Приложение
1. В каком случае виден тот или иной предмет?
а) Когда излучаемый или отражаемый им свет попадает в глаза.
б) Когда его не закрывают другие предметы.
в) Когда он освещен.
2. Углом падения светового луча называют:
а) угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
б) угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности в точке падения луча;
в) угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча.
3. Углом отражения светового луча называют:
а) угол между отраженным лучом света и отражающей поверхностью;
б) угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;
в) угол между падающим и отраженным лучами света.
4. Углы падения двух световых лучей на зеркальную поверхность равны 70° и 20°. Чему равны их углы отражения?
а) 70° и 20°;
б) 20° и 70°;
в) 90° и 50°.
5. Как отражает свет шероховатая поверхность?
а) Хаотично – во все стороны.
б) По закону отражения света, но только на малых участках поверхности.
в) Рассеивая его вследствие разной ориентации участков поверхности.
6. Если угол падения α светового луча уменьшиться на ∆α = 10°, то угол ϕ между падающим и отражённым лучами:
а) уменьшится на 10°;
б) увеличится на 20°;
в) уменьшится на 20°;
г) не изменится;
д) увеличится на 10°.