Геоэкологические особенности биосферы. Урок географии в 11-м классе

- 9:17II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка

Прием SWOT-анализа, который используется на уроке, способствует формированию умений работать с текстом и картой как источником информации, раскрывать основные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между физико-географическими, экономико-географическими и социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы.

Светлана ОСИЮК,
учитель географии
ГУО «Гимназия № 1 имени П.Василенко г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Тема: «Геоэкологические особенности биосферы».

Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут

– знать геоэкологические особенности биосферы; значение биосферы для человека и его хозяйственной деятельности; геоэкологические последствия антропогенного воздействия на биосферу;

– анализировать причины и последствия антропогенного воздействия на состояние природной среды;

– характеризовать особенности проявления геоэкологических проблем биосферы на различном территориальном уровне.

Задачи:

– создать условия для формирования знаний о значении и функциях биосферы для человека и его хозяйственной деятельности;

– способствовать формированию умений характеризовать особенности проявления геоэкологических проблем, анализировать последствия антропогенного воздействия на природные ландшафты;

– создать условия для организации самообразовательной деятельности;

– содействовать воспитанию гражданственности, экологической культуры, развитию качеств рачительного хозяина.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

I Организационно-мотивационный этап

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды –
Все меньше – окружающей природы,
Все больше – окружающей среды.

– Какую проблему поднимает Р.Рождественский в своем стихотворении?

 

II Совместное целеполагание урока

 

III Этап изучения нового материала

1. Роль биосферы в географической оболочке и ее роль для жизни людей

Актуализация знаний: что такое биосфера?

Работа в парах

Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал (с. 87–88), выполняют задания и обсуждают вопросы.

1. Проанализировать рис. 57, с. 88, определить границы биосферы.

2. Почему верхняя граница проходит на уровне озонового слоя?

3. Используя схему, представленную на слайде, установить взаимосвязи биосферы с гидросферой, литосферой, атмосферой.

4. По рис. 58, с. 89 определить основные функции биосферы. Кратко их пояснить, используя конкретные примеры.

5. Какую роль играет биосфера в жизни человека?

 

2. Влияние деятельности человека на биосферу

В ходе беседы обсуждаются причины возникновения геоэкологических проблем биосферы.

 

Учащиеся изучают статистические данные, представленные на слайде, и делают выводы о возможных последствиях антропогенного воздействия на биосферу при сохранении объемов потребления первичной биологической продукции.

 

Далее ученикам предлагается задание проблемного характера на с. 90.

 

3. Современные ландшафты Земли

Актуализация знаний: что называют ландшафтом?

Учащимся предлагается выполнить задание в тетради. Для этого необходимо изучить информацию рубрики «Клуб знатоков-географов» на с. 90, карту плотности населения мира и ответить на вопрос: к чему приводит несовпадение производства и потребления первичной биологической продукции? Заполнить пропуски в схеме:

 

Физкультминутка

 

Проверка и обсуждение выполненного задания.

 

Увеличение численности населения приводит к формированию современных ландшафтов Земли. На слайде демонстрируется слайд «Группы современных ландшафтов».

Учащиеся изучают характеристику современных ландшафтов Земли (с. 90–93). Используя карту, приводят примеры первичных природных ландшафтов и особо охраняемых территорий Республики Беларусь.

Характеризуются природно-антропогенные ландшафты.

Проводится промежуточное закрепление материала с использованием сервиса LearningApps.

Организуется работа в группах для проведения SWOT-анализа природно-антропогенных ландшафтов Беларуси. Учащиеся выполняют задание инструктивной карточки (Приложение).

По окончании работы, учащиеся на доске представляют факторы, определяющие развитие каждой позиции, высказывают свое мнение о направлениях освоении территории страны в дальнейшем.

 

IV Рефлексия 

Еще раз зачитывается отрывок стихотворения Р.Рождественского.

– К какой проблеме биосферы автор привлекает внимание?

 

V Подведение итогов урока

 

VI Информация о домашнем задании

§ 11.

 

Приложение

Инструктивная карточка для проведения SWOT-анализа
природно-антропогенных ландшафтов Беларуси

Познакомитесь с информацией.

– За счет ресурсов биосферы человечество строит города, прокладывает дороги, шьёт одежду, проектирует транспортные средства. Однако с увеличением численности людей пропорционально истощаются природные ресурсы. Именно поэтому человечество ищет альтернативное топливо, синтезирует химические вещества, культивирует животных и растения. Без развития хозяйственной деятельности человечество было обречено на вымирание, так как человеческие потребности сегодня опережают возможности биосферы.

– В Беларуси около 90% территории занимают природно-антропогенные ландшафты.

Какие последствия повлечет за собой дальнейшее преобразование ландшафтов в Беларуси?

Проведите SWOT-анализ природно-антропогенных ландшафтов Беларуси.

СИЛА – существующие положительные стороны.

ВОЗМОЖНОСТИ – потенциальные положительные стороны.

СЛАБОСТЬ – проявление отрицательных сторон.

УГРОЗЫ – вероятность проявления крайне отрицательных последствий.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий