Прием SWOT-анализа, который используется на уроке, способствует формированию умений работать с текстом и картой как источником информации, раскрывать основные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между физико-географическими, экономико-географическими и социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы.
Светлана ОСИЮК,
учитель географии
ГУО «Гимназия № 1 имени П.Василенко г. Свислочь»,
Гродненская область
Тема: «Геоэкологические особенности биосферы».
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут
– знать геоэкологические особенности биосферы; значение биосферы для человека и его хозяйственной деятельности; геоэкологические последствия антропогенного воздействия на биосферу;
– анализировать причины и последствия антропогенного воздействия на состояние природной среды;
– характеризовать особенности проявления геоэкологических проблем биосферы на различном территориальном уровне.
Задачи:
– создать условия для формирования знаний о значении и функциях биосферы для человека и его хозяйственной деятельности;
– способствовать формированию умений характеризовать особенности проявления геоэкологических проблем, анализировать последствия антропогенного воздействия на природные ландшафты;
– создать условия для организации самообразовательной деятельности;
– содействовать воспитанию гражданственности, экологической культуры, развитию качеств рачительного хозяина.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды –
Все меньше – окружающей природы,
Все больше – окружающей среды.
– Какую проблему поднимает Р.Рождественский в своем стихотворении?
II Совместное целеполагание урока
III Этап изучения нового материала
1. Роль биосферы в географической оболочке и ее роль для жизни людей
Актуализация знаний: что такое биосфера?
Работа в парах
Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал (с. 87–88), выполняют задания и обсуждают вопросы.
1. Проанализировать рис. 57, с. 88, определить границы биосферы.
2. Почему верхняя граница проходит на уровне озонового слоя?
3. Используя схему, представленную на слайде, установить взаимосвязи биосферы с гидросферой, литосферой, атмосферой.
4. По рис. 58, с. 89 определить основные функции биосферы. Кратко их пояснить, используя конкретные примеры.
5. Какую роль играет биосфера в жизни человека?
2. Влияние деятельности человека на биосферу
В ходе беседы обсуждаются причины возникновения геоэкологических проблем биосферы.
Учащиеся изучают статистические данные, представленные на слайде, и делают выводы о возможных последствиях антропогенного воздействия на биосферу при сохранении объемов потребления первичной биологической продукции.
Далее ученикам предлагается задание проблемного характера на с. 90.
3. Современные ландшафты Земли
Актуализация знаний: что называют ландшафтом?
Учащимся предлагается выполнить задание в тетради. Для этого необходимо изучить информацию рубрики «Клуб знатоков-географов» на с. 90, карту плотности населения мира и ответить на вопрос: к чему приводит несовпадение производства и потребления первичной биологической продукции? Заполнить пропуски в схеме:
Физкультминутка
Проверка и обсуждение выполненного задания.
Увеличение численности населения приводит к формированию современных ландшафтов Земли. На слайде демонстрируется слайд «Группы современных ландшафтов».
Учащиеся изучают характеристику современных ландшафтов Земли (с. 90–93). Используя карту, приводят примеры первичных природных ландшафтов и особо охраняемых территорий Республики Беларусь.
Характеризуются природно-антропогенные ландшафты.
Проводится промежуточное закрепление материала с использованием сервиса LearningApps.
Организуется работа в группах для проведения SWOT-анализа природно-антропогенных ландшафтов Беларуси. Учащиеся выполняют задание инструктивной карточки (Приложение).
По окончании работы, учащиеся на доске представляют факторы, определяющие развитие каждой позиции, высказывают свое мнение о направлениях освоении территории страны в дальнейшем.
IV Рефлексия
Еще раз зачитывается отрывок стихотворения Р.Рождественского.
– К какой проблеме биосферы автор привлекает внимание?
V Подведение итогов урока
VI Информация о домашнем задании
§ 11.
Приложение
Инструктивная карточка для проведения SWOT-анализа
природно-антропогенных ландшафтов Беларуси
Познакомитесь с информацией.
– За счет ресурсов биосферы человечество строит города, прокладывает дороги, шьёт одежду, проектирует транспортные средства. Однако с увеличением численности людей пропорционально истощаются природные ресурсы. Именно поэтому человечество ищет альтернативное топливо, синтезирует химические вещества, культивирует животных и растения. Без развития хозяйственной деятельности человечество было обречено на вымирание, так как человеческие потребности сегодня опережают возможности биосферы.
– В Беларуси около 90% территории занимают природно-антропогенные ландшафты.
Какие последствия повлечет за собой дальнейшее преобразование ландшафтов в Беларуси?
Проведите SWOT-анализ природно-антропогенных ландшафтов Беларуси.
СИЛА – существующие положительные стороны.
ВОЗМОЖНОСТИ – потенциальные положительные стороны.
СЛАБОСТЬ – проявление отрицательных сторон.
УГРОЗЫ – вероятность проявления крайне отрицательных последствий.