Одна из задач урока – содействовать выработке умений анализировать, обобщать, делать выводы, кодировать большие правила в опорных схемах, выделять главную информацию, находить ключевые слова.
Татьяна ПАСОВЕЦ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Стружская средняя школа»
Столинского района,
Брестская область
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать правила слитного и раздельного написания не с именами прилагательными (ИП), уметь различать условия слитнго и раздельного написаня не с ИП, аргументировать свой ответ.
Задачи:
– способствовать усвоению учащимися правила слитного и раздельного написания не с ИП, способствовать формированию орфографического навыка правописания не с ИП, совершенствовать умения переводить информацию из одной формы в другую (текст – схема, схема – ответ), быстро извлекать и использовать информицию для решения учебных задач;
– содействовать выработке умений анализировать, обобщать, делать выводы, кодировать большие правила в ОС, выделять главную информацию, находить ключевые слова; содействовать развитию культуры речи учащихся; формировать навык самооценки и рефлексии;
– создавать условия для воспитания у учащихся ценностного отношения к полученным знаниям, способствовать воспитанию культуры индивидуальной и коллективной работы, сознательного отношения к языку как явлению культуры.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: рабочие тетради, учебник, памятки «5 П».
Эпиграф: «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Пословица
Ход урока
I Организационный этап
II Ориентировочно-мотивационный этап
1. Актуализация опорных знаний.
Работа с эпиграфом урока
– Посмотрим на эпиграф урока. Как вы понимаете смысл данной пословицы? – Почему сочетания не беда и не исправиться пишутся раздельно?
Учащиеся вспоминают правило написания не с глаголами, не с именами существительными (используя ОС).
Один учащийся работает у доски (воспроизводит схему), двое учащихся воспроизводят схему вслух, приводят собственные примеры. Ответы друг друга учащиеся оценивают, используя памятки «5 П».
2. Целеполагание.
Учащиеся рассуждают, как тема сегодняшнего урока связана с той темой, которую мы повторили.
Упражнение 409.
Учащиеся анализируют предложения и делают вывод, что написание не с ИП имеет много общего с правилом написания не с именами существительными, но есть и некоторые особенности, на которые сегодня на уроке мы должны обратить особое внимание.
III Этап изучения нового материала
1. Комментированное чтение правила на с. 184.
2. Составление ОС по теме урока (коллективное, групповое).
После составления ОС учащиеся записывают её в «тетрадки-памятки», сначала учитель озвучивает полную ОС, затем, работая в парах, учащиеся озвучивают друг другу ОС, опираясь на неё, приводят свои примеры, далее один учащийся озвучивает правило учебного материала, опираясь на ОС, всему классу.
– Что нового вы узнали о правописании не с ИП?
– Откорректируйте ОС. Сделайте собственные пометки, если это необходимо.
IV Первичное осмысление и закрепление изученного
1. Упражнение 410.
Учащиеся записывают пословицы, объясняют их значение. Опираясь на составленную на уроке ОС, объясняют слитное или раздельное написание не с ИП.
Кулик невелик (=мал), но всё-таки птица. Не рад (краткая форма) больной и золотой кровати. Честна не кудрявая речь, а правдивая (противопоставоение с союзом а).
2. Задание «Конструктор».
Учащиеся устанавливают соответствия между предложениями и пунктами учебного правила.
3. Распределительный диктант.
Учащиеся записывают предложения, распределяя их в два столбика, решая орфографические задачи.
Слитно Раздельно
Недобрый взгляд Не грустный, а весёлый человек
невежественный ребёнок не сладкое какао
неуклюжий медвежонок вовсе не весёлый взгляд
неблизкое расстояние не рад встрече
4. Дифференцированное задание.
Учащимся предлагается самостоятельно, опираясь на ОС, записать разные варианты написания не с ИП, используя одну и ту же конструкцию.
Несложный вопрос – не сложный вопрос.
Остальные учащиеся работают коллективно, записывая словосочетания под диктовку, объясняя условия выбора слитного или раздельного написания не с ИП.
Нелёгкий чемодан ( = тяжёлый), отнюдь не лёгкий чемодан (перед ИП есть слово отнюдь), чемодан не лёгкий, а тяжёлый (противопоставление с союзом а), этот чемодан не лёгок (краткая форма ИП), этот чемодан не легче моего (прилагательное стоит в степени сравнения).
5. Собери предложение.
Учащимся предлагается собрать предложение из слов, записать его в тетради, решив орфографические и пунктуационные задачи.
Генеральская, нет, не, городовой, глубокомысленно, это, замечает.
«Нет, это не генеральская», – глубокомысленно замечает городовой.
«П», – а.
– Из какого произведения данное предложение? Назовите произведение и автора. (А.П.Чехов «Хамелеон»)
Перестройте данное предложение таким образом, чтобы слова автора стояли перед прямой речью, внутри прямой речи. Зачертите схемы данных предложений.
А : «П». «П, – а. – П»
V Рефлексивно-оценочный этап
1. Мини-тест.
1-й вариант – слитно
2-й вариант – раздельно
Взаимопроверка по ключу.
2. Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью следующих словосочетаний:
Очень (не) понятная тема
вовсе (не) сложная тема
(не) брежная работа в тетради
(не) тяжёлая, а лёгкая тема
(не) простая тема
Работал вовсе (не) плохо
VI Этап оценки работы класса на уроке, выставления и комментирования отметок
VII Этап информирования о домашнем задании
1) § 54, ОС, упр. 415;
2) Выписать из повести «Дубровский» пять предложений, в которых не пишется слитно либо раздельно с ИП, объяснить написание данных ИП. (*)