Использование опорных схем на уроках русского языка в 5-7-х классах как средство повышения качества знаний учащихся

- 13:13II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Идеи

Применение опорных схем в практике моей работы обеспечивает высокие результаты и позволяет учащимся 5-7-х классов получить стабильные базовые знания, которые являются основой для успешного обучения и повышения качества знаний по русскому языку.

Татьяна ПАСОВЕЦ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Стружская средняя школа»
Столинского района,
Брестская область

 

Опорные схемы  (ОС) – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Использование опорных схем на уроке помогает учащимся облегчить восприятие учебного материала, заставляет их думать, размышлять, сопоставлять и делать самостоятельные выводы; позволяет разнообразить урок, способствует глубокому и последовательному усвоению и запоминанию материала

Актуальность применения опорных схем на уроках русского языка неоспорима, потому что в школу приходит уже не первое поколение учащихся с клиповым мышлением, предпочитающее нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающее некоторые трудности в понимании книжного текста.

       

В своей практике большое внимание уделяю визуализации. Включить каждого учащегося в активную деятельность на уроке, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Достичь её как раз и помогают опорные схемы, которые являются опорой мысли учащегося, опорой его практической деятельности, связующим звеном между учителем и учеником.  Учащиеся строят свой ответ, пользуясь ОС, читают её, работают с ней. Они избавлены от механического заучивания  правил и формулировок; усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание.

 

Считаю, что эффективно применять опорные схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, так как необходимо учитывать степень подготовленности учащихся класса, а также основные требования к составлению опорных схем. Я опираюсь на требования Л.Г.Осиповой «Методы и приемы графического уплотнения информации» и выделяю основные этапы:

– анализ учебной программы и образовательного стандарта по теме. Отбор основного содержания, структурирование на разделы (выделение блоков информации);

– компоновка понятий в блоки. Выбор геометрической формы для оформления каждого блока, простых символов, с которыми ассоциируется содержание понятий;

– размещение блоков информации в логической последовательности в соответствии с их содержанием;

– решение цветовой гаммы.

 При составлении ОС придерживаюсь следующих принципов:

А при применени ОС обязательно придерживаюсь следующих этапов:

1) Эмоциональное развернутое объяснение учителя.

2) Краткое изложение учебного материала по ОС.

3) Усвоение учащимися ОС, которую они сами записывают или которая напечатана, вклеивают в свой личный «справочник».

4) Работа учащихся с ОС дома.

5) Устное или письменное воспроизведение учащимися ОС на следующем уроке.

6) Ответы по ОС, с применением ОС.

7) Повторение – использование ОС на последующих уроках через определенный промежуток времени.

Для более продуктивного усвоения и запоминания теоретического материала возникла идея использования опорных схем, главным содержанием которых является орфографическое или пунктуационное правило для учащихся 5-х классов; в 6-м классе происходит дополнение и объединение учебного материала по теме; учащиеся 7-х классов пробуют составлять схемы самостоятельно (или с помощью учителя) на основе тех, что были отработаны в предыдущих классах.

В процессе работы с учащимися 5-7-х классов по опорным схемам учитываю этапы учебного занятия, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу ОС, их способность проговорить информацию, самостоятельно прочитать схему, привести  собственные примеры.

Работу по ОС провожу на протяжении всех уроков изучения темы, что способствует более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала.

Опорные схемы, которые составляются для изучения определённой темы, состоят из отдельных ламинированных карточек, которые при помощи магнитов постепенно образуют на доске полную опорную схему изучаемой темы. Кроме того, такая разборная опорная схема позволяет быстро воссоздавать любую часть учебного материала, что удобно при повторении.

 

Применение ОС на каждом этапе урока имеет свои особенности.

Этап актуализации опорных знаний является атрибутом современного учебного занятия. На данном этапе обобщаю ранее изученные факты, осуществляю переход к объяснению нового материала, устанавливаю связи между старыми и новыми знаниями. Кроме того, актуализация опорных знаний мотивирует учебную и стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Например, каждый раз при изучении новой части речи работаем по ОС «Система частей речи в русском языке», чтобы учащиеся видели ее в системе других частей речи и могли распознавать самостоятельные и служебные части речи. Опираясь на данную ОС учащиеся отвечают на  следующие вопросы:

1. На какие группы подразделяются части речи?

2. Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

3. Что могут обозначать самостоятельные части речи?

4. Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

5. Что выражает междометие?

6. Какие части речи могут выполнять синтаксическую роль в предложении?

 

На каждом последующем уроке строение опорной схемы на доске сопровождается активным комментированием высокомотивированными учащимися изученного материала с обязательным приведением примеров. Всем учащимся предлагаю дифференцированные задания с пояснением по опорной схеме. Это дает возможность многократного повторения, помогает плавному переходу к изучению нового материала.

Опорные схемы чаще всего использую на этапе объяснения нового материала. Сначала обязательно создаю проблемную ситуацию, чтобы возникло противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью сделать это с помощью тех знаний и умений, которые уже есть. Осмысление такого противоречия учащимися приводит к необходимости получения новых знаний о предмете, а значит, создаются условия для выхода на тему урока и принятия учащимися цели урока.

Следующий этап – организация учебной деятельности по «открытию» новых знаний и их усвоению. На этом этапе урока учащиеся не только слушают, но и активно участвуют в образовательном процессе. В зависимости от объема и сложности учебного материала предлагаю учащимся готовую опорную схему или создаю соответствующие условия для самостоятельного составления опорных схем учащимися. Например, при изучении темы «Правописание приставок -пре-//-при» в 6-м классе учитываю, что на уроке нужно усовершенствовать умения правильного выделения приставки в слове, её правописания. Поэтому предлагаю шестиклассникам готовую опорную схему, обращая особое внимание на  слова, правописание которых следует запомнить.

      

При самостоятельном составлении схем учащимися предлагаю им работу в парах, группах, что дает возможность совместного поиска. Каждая группа представляет свой вариант опорной схемы. Например, в 6-м классе на уроке по теме «Правописание гласных о-а в корнях  с чередованием -скак-//-скоч-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-(-моч-)» учащиеся делятся на четыре группы (в соответствии с четырьмя корнями), каждая группа должна схематично отразить условия передачи на письме чередующихся гласных, обратить внимание на исключения (если они имеются). Такая подача материала способствует сознательному восприятию правила, что делает его понятным и легко запоминающимся. В результате совместной работы получается опорная схема по изучаемой теме:

После составления ОС с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в ней,  схему озвучиваю сама, затем учащиеся озвучивают ее в парах, далее 2-3 учащихся – вслух. Учащиеся понимают последовательность своего ответа по опорной схеме, кроме того, умеют оценивать, дополнять ответ друг друга, пользуясь разработанными мною памятками «5П»:

На этапе закрепления изученного материала, при выполнении практических заданий также предлагаю использовать ОС. Для выработки навыка применения изученного материала часто использую комментируемое выполнение заданий на доске и работу по карточкам с обязательной взаимопроверкой, позволяющей быстро определить правильность выполнения и выявить проблемные моменты. Например, при изучении в 6-м классе темы «Правописание сложных имён существительных с корнем пол-» учащиеся на этапе закрепления выполняют задание: записывают слова слитно либо через дефис, обозначают в словах корни, подчеркивают первую букву второго корня. Пользуясь ОС, объясняют правописание сложных имён существительных с корнем пол-. Кроме того, работа по опорным схемам позволяет применить дифференцированный подход, при котором каждый учащийся успешно справляется с заданием.

Опорные схемы использую при обобщении и систематизации изученного материала, что способствует целостному восприятию пройденной темы или раздела учебной программы. Например, изучив тему «Причастие», учащиеся 7-го класса самостоятельно составляют схему из небольших опорных схем, которые составлялись непосредственно на предыдущих уроках, а после готовят связное высказывание на тему «Причастие как особая форма глагола»:

На этом этапе также провожу небольшие тестовые или самостоятельные работы, позволяющие выявить пробелы в знаниях учащихся и своевременно провести коррекционную работу, в том числе в форме взаимообучения по предложенным алгоритмам. Такой подход позволяет усваивать знания на уроке в более полном обёме. Самостоятельные письменные работы, обычно, не вызывают обеспокоенности у учащихся, так как предварительное повторение по опорным схемам помогает им определить, какими знаниями необходимо обладать для выполнения предложенных заданий.

 

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся прочитать теоретический материал ещё раз и воссоздать его по ОС без помощи учебника, а после чего выполнить письменное задание. Чтобы алгоритм действий не нарушался, мною была разработана памятка «Как работать по опорной схеме дома»:

Памятка «Как работать по опорной схеме дома»

1. Ещё раз внимательно прочитай теоретический материал параграфа.

2. Внимательно ознакомься с ОС.

3. Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в схеме.

4. Попробуй воссоздать теоретический материал по ОС без помощи учебника.

5. Подкрепи своими примерами каждое положение схемы.

6. Выполни письменное задание.

 

Опорные схемы постепенно конкретизируются и дополняются в процессе знакомства с новыми правилами, включая от класса к классу. Так, ОС «Правописание приставок» в 5-м классе имеет два блока: правописание неизменяемых приставок, правописание приставок на -з/-с, а в 6-м классе к этой же ОС добавляется ещё один блок: правописание приставок пре-/ при-.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Постоянная работа по составлению ОС при непосредственном участии школьников приводит к тому, что на определённом этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут, пользуясь опорой, самостоятельно применять знания в практической деятельности. Удачный ответ и получение хорошей отметки повышает самооценку учащегося, укрепляет веру в свои силы, что в итоге приводит к повышению мотивации к изучению предмета и повышению качества знаний.

 

План-конспект урока русского языка в 6-м классе с использованием опорных схем смотрите ЗДЕСЬ.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий