Детско-родительская встреча в форме тренинга по теме: «Хорошо, когда в семье…»

- 9:13Психологическая помощь

Выполнение заданий, упражнений, участие в играх, конкурсе способствует укреплению детско-родительских связей, обучает родителей приемам конструктивного  общение в диаде «родитель – ребенок», триаде «родитель – ребенок – педагог».

 

Алла ЖДАН,
педагог-психолог,
ГУО «Детский сад № 6 г. Новогрудка»,
Гродненская область
 

 

Методическая разработка тренинга для родителей «Хорошо, когда в семье…» создана на основе опыта работы педагога-психолога в учреждении дошкольного образования. Среди прогнозируемых результатов: применение родителями в своей семье приемов конструктивного общения с ребенком, обмен положительным опытом воспитания ребенка.   

Упражнение «Хорошо, когда в семье…» позволяет поделиться опытом воспитания, изучить опыт других семей.

Цельоптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.

Задачи:

– организация условий для конструктивного взаимодействия детей и родителей;
– развитие позитивных чувств в парах, укрепление детско-родительских отношений в семье, обмен позитивным родительским опытом по воспитанию детей в семье.

Оборудование: иллюстрации по сюжетам сказок, конверты с заданиями (загадки), листы формата А4 (для рисунка маски) и цветные карандаши по количеству семей, мяча, воздушные шары и записки с пожеланиями для членов семьи (по количеству семей).

 

Ход тренинга

Звучит веселая музыка. Участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу. 

Ведущий. Здравствуйте, родители! Мы рады вас приветствовать на нашем тренинге. Дети любят играть,  ведь игра – это источник радости и общения. 

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: повышение самооценки, формирование благоприятной атмосферы.

Начиная с ведущего, по кругу, все выполняют упражнение: назвать свое имя ласково. (Я называю свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме).

Вам приятно было называть свое имя ласково?

А сейчас по кругу в обратном направлении выполните упражнение: «Назови соседа справа ласково».

Какие вы испытываете ощущения, когда вас кто-то назвал ласково? Следующее упражнение выполняется в парах «ребенок – родитель». Все участники, глядя в глаза, называют друг друга ласково.

Какие вы испытываете ощущения, когда общаетесь в паре с ребенком?

 

Игра «Угадай, где твой малыш»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей детей и родителей, самовыражение. 

Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это проверим в игре.

Дети сидят на стульчиках. Родителям по очереди закрывают глаза, при этом по голосу, либо по деталям одежды они должны найти своего ребенка.

 

Задание «Интервью»

Цель: самоактуализация, повышение самооценки участников.

Взрослые и дети сидят напротив друг друга. Каждая пара рассказывает о положительных качествах характера сидящего напротив: папа (мама) – ребенок.

 

Мини-конкурс «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: создание позитивного настроения, развитие соревновательных способностей, познавательного интереса. 

Предлагаю всем поучаствовать в небольшом конкурсе, как бы совершить небольшое путешествие по сюжетам сказок.

1-й этап конкурса

Родители и дети получают конверты с заданиями, прослушивают загадки. Они должны угадать героев сказок.

Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. («Репка»).

В дом хозяева пришли – беспорядок там нашли. («Три медведя»).

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки. («Мойдодыр»).

Сяду на пенек и съем пирожок. («Маша и медведь»).

Свет мой, зеркальце, скажи,…. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). 

Не ходите, дети, в Африку гулять. («Айболит»).

Приходите, тараканы, я вас чаем угощу». («Муха-Цокотуха»).

Я от дедушки ушел и от бабушки ушел. («Колобок»).

2-й этап конкурса. «Сочини загадку сам»

Родители и дети рассматривают иллюстрации по сюжетам сказок. Они должны сочинить загадку о героях заданного произведения.

Каждая пара «взрослый – ребенок» загадывает остальным участникам придуманную загадку.

Возможна подсказка: показ загадки (героя сказки) жестами и мимикой.

Побеждают участники, отгадавшие большее количество загадок.

 

Игровое упражнение «Сказочники»

Цель: обучение родителей и детей игровому приему сочинения сказки, что развивает воображение детей, их мыслительные способности; формирование психологического единства.

Хороший психологический прием – «проигрывание» сюжета знакомой сказки на новый лад.  

Герои сказки «Репка» – дед, баба, внучка, мышка, Жучка, кошка в знакомой сказке очень трудолюбивые, дружные. Они вырастили репку, и все вместе тянули репку из земли. А если бы… (Сочините дальше сказку. Например: мышка проголодалась и ночью сгрызла всю репку; репка убежала с огорода и пр.)

 

Пальчиковая гимнастика «Про семью»

Цель: эмоциональная разгрузка.

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)
Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)
У кошки есть красивые котята,
У собаки – непослушные щенята,
У коровы – рыжие телята.
У кролика – трусливые крольчата,
А у мамы – шаловливые ребята.

 

Арт-техника «Маска»

Цель: развитие интереса друг к другу, преодоление неуверенности.

Взрослые и дети делятся на 2 группы, каждый рисует маску. Ребенок – своего родителя, родитель – своего ребенка. Это портреты друг друга. Самопрезентация масок проводится в парах. Участники отвечают на вопросы:

Для кого маска? Что хотели передать в маске? Что получилось? Что не получилось? 

Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, она говорила, что 4 объятия необходимы каждому, просто для выживания, не менее 8 объятий в день – для хорошего самочувствия.

 

Упражнение «Обнимашки»

Цель: развитие позитивных чувств друг к другу, активизация эмоционально-телесного контакта в паре.

Предлагаю выполнить упражнение: родителям и детям в паре крепко обнять друг друга, сказать шепотом друг другу ласковые слова.

 

Упражнение «Хорошо, когда в семье …»

Цель: самооценка взаимоотношений в семье.

Организуются два круга: родителей и детей. Мячик передается в большом круге родителями, в маленьком круге дети передают мячик друг другу. Упражнение проводится под музыкальное сопровождение. Остановка звучания музыки, означает остановку передачи мячика, тот игрок, у которого мячик остался в руках, выполняет задание ведущего, продолжает предложение: «Хорошо, когда в семье…»

 

Рефлексия

Цель: самоанализ деятельности участников встречи, создание условий для обмена мнений, установка на следующую встречу.

Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость проведенного тренинга. Согласно предложенным характеристикам каждый участник выбирает смайлик по цвету:

– очень понравился тренинг – «красный смайлик»
– было интересно – «желтый смайлик»
– ничего нового не узнал – «синий смайлик».

Большое спасибо за участие!

Сюрпризный момент.

Ведущий раздает родителям разноцветные шары, внутри которых расположены записки с пожеланиями каждой семье.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий