Выполнение заданий, упражнений, участие в играх, конкурсе способствует укреплению детско-родительских связей, обучает родителей приемам конструктивного общение в диаде «родитель – ребенок», триаде «родитель – ребенок – педагог».
Алла ЖДАН,
педагог-психолог,
ГУО «Детский сад № 6 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Методическая разработка тренинга для родителей «Хорошо, когда в семье…» создана на основе опыта работы педагога-психолога в учреждении дошкольного образования. Среди прогнозируемых результатов: применение родителями в своей семье приемов конструктивного общения с ребенком, обмен положительным опытом воспитания ребенка.
Упражнение «Хорошо, когда в семье…» позволяет поделиться опытом воспитания, изучить опыт других семей.
Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.
Задачи:
– организация условий для конструктивного взаимодействия детей и родителей;
– развитие позитивных чувств в парах, укрепление детско-родительских отношений в семье, обмен позитивным родительским опытом по воспитанию детей в семье.
Оборудование: иллюстрации по сюжетам сказок, конверты с заданиями (загадки), листы формата А4 (для рисунка маски) и цветные карандаши по количеству семей, 2 мяча, воздушные шары и записки с пожеланиями для членов семьи (по количеству семей).
Ход тренинга
Звучит веселая музыка. Участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.
Ведущий. Здравствуйте, родители! Мы рады вас приветствовать на нашем тренинге. Дети любят играть, ведь игра – это источник радости и общения.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: повышение самооценки, формирование благоприятной атмосферы.
Начиная с ведущего, по кругу, все выполняют упражнение: назвать свое имя ласково. (Я называю свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме).
Вам приятно было называть свое имя ласково?
А сейчас по кругу в обратном направлении выполните упражнение: «Назови соседа справа ласково».
Какие вы испытываете ощущения, когда вас кто-то назвал ласково? Следующее упражнение выполняется в парах «ребенок – родитель». Все участники, глядя в глаза, называют друг друга ласково.
Какие вы испытываете ощущения, когда общаетесь в паре с ребенком?
Игра «Угадай, где твой малыш»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей детей и родителей, самовыражение.
Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это проверим в игре.
Дети сидят на стульчиках. Родителям по очереди закрывают глаза, при этом по голосу, либо по деталям одежды они должны найти своего ребенка.
Задание «Интервью»
Цель: самоактуализация, повышение самооценки участников.
Взрослые и дети сидят напротив друг друга. Каждая пара рассказывает о положительных качествах характера сидящего напротив: папа (мама) – ребенок.
Мини-конкурс «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: создание позитивного настроения, развитие соревновательных способностей, познавательного интереса.
Предлагаю всем поучаствовать в небольшом конкурсе, как бы совершить небольшое путешествие по сюжетам сказок.
1-й этап конкурса
Родители и дети получают конверты с заданиями, прослушивают загадки. Они должны угадать героев сказок.
Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. («Репка»).
В дом хозяева пришли – беспорядок там нашли. («Три медведя»).
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки. («Мойдодыр»).
Сяду на пенек и съем пирожок. («Маша и медведь»).
Свет мой, зеркальце, скажи,…. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Не ходите, дети, в Африку гулять. («Айболит»).
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу». («Муха-Цокотуха»).
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел. («Колобок»).
2-й этап конкурса. «Сочини загадку сам»
Родители и дети рассматривают иллюстрации по сюжетам сказок. Они должны сочинить загадку о героях заданного произведения.
Каждая пара «взрослый – ребенок» загадывает остальным участникам придуманную загадку.
Возможна подсказка: показ загадки (героя сказки) жестами и мимикой.
Побеждают участники, отгадавшие большее количество загадок.
Игровое упражнение «Сказочники»
Цель: обучение родителей и детей игровому приему сочинения сказки, что развивает воображение детей, их мыслительные способности; формирование психологического единства.
Хороший психологический прием – «проигрывание» сюжета знакомой сказки на новый лад.
Герои сказки «Репка» – дед, баба, внучка, мышка, Жучка, кошка в знакомой сказке очень трудолюбивые, дружные. Они вырастили репку, и все вместе тянули репку из земли. А если бы… (Сочините дальше сказку. Например: мышка проголодалась и ночью сгрызла всю репку; репка убежала с огорода и пр.)
Пальчиковая гимнастика «Про семью»
Цель: эмоциональная разгрузка.
Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)
Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)
У кошки есть красивые котята,
У собаки – непослушные щенята,
У коровы – рыжие телята.
У кролика – трусливые крольчата,
А у мамы – шаловливые ребята.
Арт-техника «Маска»
Цель: развитие интереса друг к другу, преодоление неуверенности.
Взрослые и дети делятся на 2 группы, каждый рисует маску. Ребенок – своего родителя, родитель – своего ребенка. Это портреты друг друга. Самопрезентация масок проводится в парах. Участники отвечают на вопросы:
Для кого маска? Что хотели передать в маске? Что получилось? Что не получилось?
Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, она говорила, что 4 объятия необходимы каждому, просто для выживания, не менее 8 объятий в день – для хорошего самочувствия.
Упражнение «Обнимашки»
Цель: развитие позитивных чувств друг к другу, активизация эмоционально-телесного контакта в паре.
Предлагаю выполнить упражнение: родителям и детям в паре крепко обнять друг друга, сказать шепотом друг другу ласковые слова.
Упражнение «Хорошо, когда в семье …»
Цель: самооценка взаимоотношений в семье.
Организуются два круга: родителей и детей. Мячик передается в большом круге родителями, в маленьком круге дети передают мячик друг другу. Упражнение проводится под музыкальное сопровождение. Остановка звучания музыки, означает остановку передачи мячика, тот игрок, у которого мячик остался в руках, выполняет задание ведущего, продолжает предложение: «Хорошо, когда в семье…»
Рефлексия
Цель: самоанализ деятельности участников встречи, создание условий для обмена мнений, установка на следующую встречу.
Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость проведенного тренинга. Согласно предложенным характеристикам каждый участник выбирает смайлик по цвету:
– очень понравился тренинг – «красный смайлик»
– было интересно – «желтый смайлик»
– ничего нового не узнал – «синий смайлик».
Большое спасибо за участие!
Сюрпризный момент.
Ведущий раздает родителям разноцветные шары, внутри которых расположены записки с пожеланиями каждой семье.